А.А. Гусейнов
Нравоучение есть своеобразная форма выражения этического начала в древнерусской культуре в условиях синкретизма христианского сознания. С нормативной стороны нравоучение можно рассматривать как своеобразное этическое предписание, имеющее конкретно-ситуативную и личностную направленность на основе запрещающего или разрешающего образца поведения. Традиционно нравоучение выступало в двух видах: "поучение словом", запечатленное в нравоучительной литературе, и "поучение делом", выступающее в форме непосредственного жизненного подвига, религиозно-нравственного подвижничества, имеющего свое литературное оформление в виде патериков или отечников - сборников нравоучительных рассказов о жизни христианских подвижников.
Нравоучение представляет собой ветвь христианского учительства в целом. Как отмечал А.С. Хомяков, христианское учительство не сводится только к толкованию Писания, к изучению богословия или проповеди, но включает в себя и поучение жизнью, делом. "Поучает не одно слово, но целая жизнь. Не признавать иного поучения, кроме логического поучения словом, - в этом и заключается рационализм" [1]. Христианское учительство исходит из предпосылки равноценности слова и дела, если они осенены Божественной благодатью. "Кто получил от Бога дар слова, тот учит словом; кому Бог не дал дара слова, тот поучает жизнью. Мученики, в минуту смерти возвещавшие, что страдания за истину Христову принимались ими с радостью, были поистине великими наставниками. Кто силою веры и любви приводит к Богу заблудшие души, тот приобретает учеников и становится учителем" [2].
1 Хомяков А.С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 49.
2 Там же. С. 51.
В условиях синкретизма религиозно-нравственного сознания этическая мысль развивается не в форме рационально-логической рефлексии нравственной жизни, т.е. выступает не только как "логическое поучение словом", но в виде "цельного" поучения, в котором слово и дело оказываются равноценными и неразрывно связанными. Этим и объясняется жанровое своеобразие нравоучительной литературы, в рамках которой слово имеет не понятийно-логическую, а "житийную" функцию, т.е. становится значимым только в контексте определенного поступка. В этом смысле средневековая этика опирается не на "моральный логос", а на "моральный этос" - нравственный опыт, запечатленный во всей полноте его вербальных и невербальных форм (жизненно-поведенческих, эстетических, духовно-религиозных и т.д.).
Этический "номинализм" нравоучительной литературы
Нравоучительная литература - своеобразный вид духовной письменности, имеющей практическое, религиозно-нравственное назначение, связанное с назиданием в полезных правилах, наставлением в житейских делах, поучением в жизненной мудрости, обличением в грехах и пороках и т.н. В соответствие с этим нравоучительная литература максимально приближена к реальным жизненным ситуациям. Это находит свое выражение в таких жанрах нравоучительной литературы, как "Слова", "Поучения", "Послания", "Наставления", "Изречения" и т.п. Типичным примером нравоучительной литературы можно считать "Поучения" преподобного Феодосия Печерского (ок. 1036-1074), одного из основателей русского монашества и одного из первых духовно-нравственных писателей древней Руси. От Феодосия сохранилось несколько поучений к братии и два поучения к народу. Рассмотрим характерное их содержание. Поучения к братии сводятся к следующему: даются 1) увещания к добродетелям и подвигам - самоотверженной и деятельной любви к Богу, терпению и мужеству в перенесении монашеских подвигов, к непрестанному покаянию, изгнанию злых помыслов и достойному провождению поста; 2) дисциплинарные наставления о поведении во время богослужения и 3) обличения братии за недостаток смирения и послушания, за невоздержание и стяжание земных сокровищ и т.п. Поучения к народу носят мирской характер. Они направлены против общественных пороков и недостатков, вследствие чего содержат в себе обличения, вразумления и наставления. В числе пороков особому обличению предаются остатки язычества, пьянство, грабежи, своекорыстие, мздоимство, несоблюдение постов и т.п. [1]
1 См.: Труды отдела древнерусской литературы. Л; СПб., 1934-1994. Т. 1-45. Т. 5 С. 159-194.
Со временем характер нравоучительной литературы меняется: от простых нравственных изречений она эволюционирует к нравоучительным трактатам. К XV-XVI вв. в Словах и Посланиях все больше просматривается авторская позиция, в основе которой лежит определенный философский фундамент. Особенно характерны в этом отношении нравоучительные сочинения Нила Сорского (ок. 1433- 1508) и Максима Грека (ок. 1470-1556).
Нил Сорский, в русле исихастской традиции "внутреннего делания", предпринимает нравственно-психологический анализ зарождения и развития страсти, определяющей смертные грехи человека: чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Максим Грек, воспитанный на образцах итальянской учености эпохи Возрождения, в своих обличительных "Словах" и "Посланиях" выступает против упрощенного и грубого благочестия и обрядоверия на Руси. В "Беседах души и ума", написанных в традициях философского диалога, он развивает мысль о нравственном восхождении души к абсолютному добру.
Несмотря на проблески философской рефлексии, характерной чертой нравоучения в целом оставался своеобразный "этический номинализм", выражающийся в избегании общих отвлеченных понятий, стремлении к их нравственной конкретизации. Характерно, что при переводе с греческого языка древнерусские книжники конкретизировали слишком отвлеченные понятия и образы, передавая их яснее и проще. "Так, слишком общее упоминание о зле в переводе "Пчелы" последовательно уточняется привычными для славянина отрицательными персонажами, например таинственным черным эфиопом: "Многоцветные ризы скрывают эфиопа" - в греческом оригинале на месте последнего слова стоит "зло" [1]. Отвлеченное зло, зло вообще мало понятно древнерусскому книжнику, и он при первой возможности соотносит это зло с конкретными его проявлениями, либо просто опускает соответствующий термин. Оценивая эту особенность нравоучительного сознания, В.В. Зеньковский замечает, что живую и даже напряженную работу ума вызывают здесь "не общие принципы христианства, а вопросы конкретного христианства, в личном и историческом его проявлении" [2]. В этом уже можно видеть зародыш идеи "конкретной этики", получившей свое воплощение в период расцвета русской этической мысли в рамках этики русского зарубежья 30-40 гг. XX в.
1 Колесов .В. Афористика Древней Руси // Мудрое слово Древней Руси. М., 1989. С. 18
2 Зеньковский В.В. Указ. соч. Т. 1. Ч. 1. С. 43.
Наряду с предельной конкретностью нравственных предписаний "этический номинализм" нравоучения отличается еще одним своеобразным свойством: "моральным контрапунктом" древнерусского сознания. Это выражается в том, что максимы, сентенции, пословицы, поучения строятся на основе резкого противопоставления противоположных моральных понятий: добра - злу, любви - ненависти, правды - лжи, счастья - несчастья, богатства - бедности и т.п. "Кажется, будто средневековье не знает полутонов и переходов между крайностями или сознательно пренебрегает ими. Оно возвращает нас к тому времени, когда добро и зло, правда или ложь были конкретными данностями существования и представали во всем объеме своих признаков как неделимое целое, как конкретность быта, не имеющая степеней и силы проявления. Правда либо есть, либо ее нет. Добро либо есть, либо его нет. И тогда правда - это Правда, и добро - Добро" [1].
1 Колесов В.В. Указ. соч. С. 12.
Оценивая феномен нравоучения в целом с точки зрения его философско-этического потенциала, следует избегать двух крайностей: восхваления его как оригинальной нравственно-философской литературы, не уступающей по своим достоинствам лучшим образцам мировой этической мысли, и гиперкритической его оценки как крайне поверхностного, наивного и подражательного морализма. Необходимо констатировать, что нравоучительная литература Древней Руси явилась своеобразной формой неотрефлектированного нравственного опыта, вырастающего на почве русского "этоса" с его исканием абсолютного добра.
Другие работы по теме:
История русской этики
Русская этическая мысль эволюционировала от "панэтического" мировоззрения к мировоззренческой целостности этики. При этом главным импульсом ее развития стало обретение этикой автономии в рамках самого мировоззрения.
Кожевников Владимир Александрович
При помощи многочисленных цитат из буддийской литературы Кожевников дает яркое изображение буддийского абсолютного отрицания мира, их учения о том, что всякое космическое бытие есть зло, что источник личного существования - себялюбие.
Атеизм и нигилизм
В "Веселой науке" Ницше замечает, что "величайшее из новых событий - что "Бог умер" и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия - начинает уже бросать на Европу свои первые тени...
Алексеев Сергей Алексеевич
Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - Аскольдов)-религиозный философ, публицист. Боролся с критицизмом, полагал, что "индивидуальный субьект" должен занять место "гносеологического субъекта".
Струве Петр Бернгардович
Струве Петр Бернгардович - экономист, философ, публицист, общественный деятель. Стоял на позициях индетерминизма, ратовал за воспитание христианского уважения к достоинству личности.
Гендерные аспекты христианской добродетели и чистоты
Гендерные роли формируются культурой. Русская христианская культура характеризуется высокой субстанцией власти. Именно поэтому семья в России ориентирована на жесткие гендерные роли. Религия имеет влияние на формирование социальных установок (Г. Оппорт).
Христианское вероучение
Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу христианского вероучения. Которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ веры – краткое изложение догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств.
Павел Самосатский
Павел Самосатский, епископ Антиохийский (260–272), о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения. Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно в то же время выдвинул свое учение.
Интернет в учебной деятельности молодого педагога
Информация - это одно из богатств, которое есть у человечества. Древнему человеку, жившему в гармонии с природой, требовался только минимум информации, чтобы прожить в сложном мире, который его окружал.
Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм
(Diesterweg) (29.10.1790, Зиген, Вестфалия, — 7.7.1866, Берлин), немецкий педагог-демократ. В 1812—20 преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Эльберфельде, затем — директор учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47). Д. стремился к объединению немецкого учительства: в 1831—41 создал в Берлине 4 учительских общества, в 1848 избран председателем «Всеобщего немецкого учительского союза».
Евангельские мотивы в прозе Достоевского
Достоевский по праву считается христианским писателем. Все его произведения пронизывает мысль о том, что человечество, забывшее христианские заповеди добра и милосердия, пораженное болезнью индивидуализма неминуемо ждут катастрофические последствия. Каждый из его романов — это пророчество и предупреждение, попытка воззвать к совести и требование принять нравственный закон.
Идеальный образ святого в русской литературе
(на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца») Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
Анализ басни Крылова Обоз
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику.
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского Гроза
Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века.
Гномы в сказке К.С.Льюиса «Хроники Нарнии»
Лев Аслан — герой знаменитых сказочных «Хроник Нарнии» английского протестантского философа и писателя Клайва СтейплзаЛьюиса (1898–1963) — отчётливо соотнесён автором с образом триединого христианского Бога.
1778 год
Введение 1 События в мире 2 События в Российской Империи 3 Родились 4 Скончались Список литературы Введение 1778 год — невисокосный год, начинающийся в четверг по григорианскому календарю.
Обмирщение
Введение 1 Причины христианского обмирщения 2 В чём может выражаться христианское обмирщение 3 Попытки противостояния обмирщению 3.1 Отшельничество
Армянская область
(арм. Հայկական մարզ) — административная единица Российской империи. Центр — Эривань. Образована Высочайшим указом от 21 марта 1828 года[1] на территории бывших Эриванского и Нахичеванского ханств, вошедших в состав Российской империи по Туркманчайскому мирному договору.
Тораль, Франсиско де
План Введение 1 Биография и деятельность 2 Работы де Тораля Введение Франсиско де Тораль (исп.Francisco de Toral). 1502 г., Убеда, Испания — 20 апреля 1571 г., Мехико. Испанский церковный деятель, первый епископ Юкатана, миссионер, брат ордена францисканцев, лингвист.
Языческие восстания в Чехии
Языческие восстания в Чехии — историческое наименование серии событий в Чехии времён правления династии Пржемысловичей в первой половине X века, кульминацией которых было языческое восстание, организованное Драгомирой — женой Вратислава I.
Украинская католическая народная партия
Украинская католическая народная партия (укр. Українська Католицька Народна Партія (УКНП), с 1931 года — Українська Народна Обнова (УНО)) — политическая партия, основанная в 1930 году во Львове. УКНП, придерживаясь христианского направления, заменила собой Христианско-Общественную Партию. УКНП выступала за более широкую автономию украинского населения, проживавшего на востоке Польши.
Народное образование в годы семилетки
Рост числа средних общеобразовательных школ и их выпускников в 60-е годы. Выпуск специалистов со средним специальным и высшим образованием в 60-е годы.
Эбер, Жак-Рене
Жак-Рене Эбер (фр. Jacques-Rйnй Hйbert, 15 ноября 1757 — 24 марта 1794) — деятель Великой французской революции, крайне левый среди якобинцев, «предводитель» эбертистов и защитник санкюлотов.
Папа Григорий Великий
Св.Григорий ревностно собирал напевы разных христианских церквей. Сборник этих напевов, получивший название антифонария, как неизменное хранилище христианского пения был прикреплен цепью к алтарю церкви св.Петра в Риме.
Святитель Григорий Богослов
Установление официальной догматики христианской Церкви поставило перед христианскими философами и теологами новые задачи. Теперь необходимо было доказать верность принятых Соборами догматов и разъяснить их простым верующим.
Ориген
Ориген (185—254 гг.) родился в семье христианина и с юных лет познал гонения на новую веру — его отец был казнен за свои религиозные убеждения. Но это не отвратило молодого Оригена от христианства.
Святая Елена
Елена, Св. (ок. 250 – ок. 330), мать Константина Великого, родилась в Дрепане (позднее – Еленополь) на побережье Никомедийского залива в Вифинии.
Українські учительські товариства на Буковині ХІХ-ХХ ст
УКРАЇНСЬКІ УЧИТЕЛЬСЬКІ ТОВАРИСТВА НА БУКОВИНІ ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ ХІХ - ПОЧАТКУ ХХ СТ. Друга половина ХІХ - початок ХХ ст. на Буковині позначилися швидким ростом кількості народних шкіл. Напередодні Першої світової війни в них працювало понад 820 українських учителів. Вони були добре організовані і згуртовані завдяки діяльності українських учительських товариств.