Полная индукция:
1) Фобос имеет шарообразную форму.
Деймос имеет шарообразную форму.
Все естественные спутники Марса имеют шарообразную форму.
В первых n посылках фиксируются результаты эмпирической проверки предметов а2, а2, ... аn на наличие у них интересующего нас свойства Q. (В примере это две первые исходные посылки). Посылки показывают, что каждый проверенный предмет обладает этим свойством. n + 1 -я посылка указывает, что множество проверенных предметов в точности составляют класс S (в примере класс спутников Марса исчерпывается приведенными двумя спутниками). Это позволяет сделать достоверное заключение о наличии свойства Q у всех предметов класса S.
Достоверность заключения по полной индукции определяется тем, что условная вероятность высказывания при данных посылках равна 1. Так как класс S содержит ровно n предметов, то число всех применявшихся проверочных процедур равно n, из которых число благоприятных случаев тоже равно n. Таким образом, относительная частота n/n = 1. Значит, между посылками и заключением имеет место отношение логического следования.
Неполная индукция:
Солнце обладает светимостью.
l Лебедя обладает светимостью.
l Ориона обладает светимостью.
a Ориона обладает светимостью.
b Кита обладает светимостью.
Все открытые наукой звезды обладают светимостью
Все звезды обладают светимостью.
При неполной индукции проверяются на наличие Q не первые попавшиеся предметы класса S - генеральной совокупности, - а те из них, которые специально отобраны для этой цели (выборка). В схеме посредством В обозначена выборка. Поэтому первые n посылок указывают на результат сплошной ее проверки, а первое умозаключение осуществляется по полной индукции и касается именно выборки. Далее вводится еще одна, n + 2 -я посылка (обосновывающая), которая говорит, что предметы выборки - это предметы еще более широкого класса S - генеральной совокупности. Используя это знание, мы и осуществляем окончательный перенос результата на все предметы исследуемого класса S.
2) Метод сходства.
Схема рассуждения: наблюдается множество различный явлений, которые сходны в одном отношении, т.е. имеют определенный общий фактор. Этот фактор и будет, вероятно, причиной возникновения определенного действия или следствия в каждом из рассматриваемых явлений. Обозначим А - общий фактор, В, С, ..., другие наблюдаемые признаки, е - результат действия А. Путем Элиминации (исключения) несходных факторов выявляем общий фактор
АВС ... е;
АСД ... е;
АВД ... е.
Например, степень тяжести состояния человека, в организм которого попал яд, может зависеть от его общего состояния здоровья, быстрота и эффективность оказания помощи, возрасте, скорости обменных реакций в организме и т.д., но общим фактором во всех случаях отравления служит наличие ядовитого вещества.
Метод различия.
Общая схема рассуждения:
АВВ ... е
ВС ... е (отсутствует)
А - причина появления е.
Например, горение вещества в среде, в которой присутствует также и кислород, возможно, горение в среде без кислорода не происходит, следовательно, кислород - причина горения.
Метод отсутствия изменений.
Этот метод можно описать с помощью функциональной связи. В качестве аргумента (или независимой переменной) при этом рассматриваются величины и свойства, которые могут изменяться наблюдателем. Тогда функция будет выражать те изменения величин, которые зависят от изменения независимой переменной (т.. сопутствующие изменения).
Например, каждый раз, когда студент не сдает вовремя экзамен или сдает его плохо, ему приходится пересдавать экзамен. На качество ответа на экзамене студент может влиять, а факт пересдачи наступает как сопутствующий плохому ответу или неявке на экзамен.
Метод остатков.
Основывается на анализе сложных (или составных) причин явления. Если известно, что явление зависит от составной величины С, частями которой служат причины С1 и С2, тогда, если С вызывает Е, можно предположить, что если С1 вызывает Е1, тогда оставшаяся причина С2 должна вызывать действие Е2. Другими словами, оставшаяся причина может быть найдена путем “вычитания” ее из составной причины.
Например: Человек может пойти на почту чтобы послать письмо, подписаться на газету, получить пенсию, отправить посылку. Известно, что он не делал ничего из первых трех перечисленных действий. Остается последнее - значит он отправлял посылку.
3) Осмотрим пример вида аналогии свойств.
1. Железо - металл; ртуть - металл.
2. Железо обладает электропроводимостью; ртуть обладает электропроводимостью.
3. Железо - твердое, значит и ртуть - твердая. Как видно, заключение не верно. Вообще, заключение по этому виду аналогии носит проблематичный характер и является вероятностным (в отличии от научной аналогии).
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А.Тимирязева Кафедра философии Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона Выполнила: Студентка 102 группы
Вероятностные умозаключения
Виды вероятностных умозаключений. Индуктивное умозаключение. Виды индукции. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей. Умозаключение по аналогии. Условия состоятельности выводов по аналогии. Аналогия свойств и аналогия отношений.
Дедукция
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок.
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Индуктивная логика
Индуктивная логика как научное направление, предмет и методы ее исследования, характеристика основных форм - индуктивных умозаключений и аналогий. Схема полной, неполной, математической, исключающей индукции. Умозаключение по аналогии, ее разновидности.
Индуктивное умозаключение
Структура индуктивного умозаключения. Отличие индуктивного умозаключения от дедуктивного. Способы обоснования вывода неполной индукции.
Научная индукция
Этапы научной индукции. Методы научной индукции. Метод сходства. Метод различия. Ошибки научной индукции.
Основные методы научного познания
Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.
Магнитные и электромагнитные поле
Электрическое и магнитные поля тесно связаны между собой. В природе существует электромагнитное поле - чисто электрические и чисто магнитные поля являются лишь его частными случаями. Изменяющиеся электрические и магнитные поля индуктируют друг друга.(под изменением поля надо понимать не только изменение его интенсивности, но и движение поля как целого).
Магнитное поле 3
Содержание К = или теу3 _ откуда ц> _ ту 16 Наряду с магнитной индукцией В вводится другая векторная характеристика магнитного поля — напряженность Н, связанная с В следующим соотношением:
Примерные экзаменационные билеты по физике (11 класс)
Примерные экзаменационные билеты по физике Билет №1 Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное движение.
Машины постоянного тока 3
Задание По данным машины постоянного тока требуется: рассчитать и вычертить эскиз магнитной цепи машины; определить Н.С. возбуждения при номинальном режиме; вычертить развернутую схему обмотки якоря. Тип обмотки – петлевая.
Примерные экзаменационные билеты по физике 11 класс
Примерные экзаменационные билеты по физике Билет №1 Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное движение.
Основные формулы
Электростатика. - закон Кулона. - напряженность электрического поля - принцип суперпозиции полей. - поток через площадку S. - теорема Гаусса. - теорема о циркуляции.
Машины постоянного тока
Методика и порядок расчета магнитной цепи машины по данным постоянного тока, чертеж эскиза. Определение Н.С. возбуждения при номинальном режиме с учетом генераторного режима работы. Чертеж развернутой схемы обмотки якоря при использовании петлевой.
Магнитная индукция
Магнитная индукция В численно равна отношению силы, действующей на заряженную частицу со стороны магнитного поля, к произведению абсолютного значения заряда и скорости частицы, если направление скорости частицы таково, что эта сила максимальна.
Магнитная индукция 2
Text Магнитные линии- очертания Магнитные линии- очертания образовавшиеся под воздействием магнитных сил. Где есть магнитно поле там есть подобно полюсам Справа (рисунок) магнитные линии Для определенных видов магнитов Магнитные линии всегда замкнуты Graphics
Процессуальная аналогия
Одной из наиболее противоречивых и нерешенных на законодательном уровне проблем в современном процессуальном праве является вопрос о допустимости процессуальной аналогии.
Контрольные вопросы по логике
Что изучает логика. Что мы называем истиной и ложью. Когда возникла логика как наука. Зачем нужно изучать логику. Определение понятия. Какие функции выполняют понятия.
Контрольные вопросы по логике
Принципы моделирования. Теоретико-множественные средства моделирования. Средства моделирования логики высказываний. Средства моделирования логики предикатов. Логика научного познания. Доказательство и дедуктивный вывод. Виды индукции. Аналогия.
Индукция
Обратимся к методу индукции. Этот метод находит систематическое применение в V-VI классах. Большинство обоснований в этих классах проводится индуктивным методом. В старших классах роль индукции снижается. Она применяется лишь в целях обнаружения математических закономерностей, обоснование же их проводится дедуктивным методом.
Круги Эйлера, их понятие и виды
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Уральская государственная юридическая академия Регионально-заочный факультет
Тест по Гражданскому процессуальному праву
Гражданская процессуальная правоспособность? *Установленная законом иметь гражданские процессуальные права и обязанности Третье лицо, вступая в дело с самостоятельными требованиями, имеет право…
Недедуктивные умозаключения и умозаключение по аналогии
Аналогия как способ индуктивной аргументации в поддержку оценок: общее понятие, виды: аналогия свойств и отношений, строгая и нестрогая, ложная; моделирование ситуаций. Условия состоятельности выводов по нестрогой аналогии, повышение их вероятности.
Новый взгляд на работу сердца и движение крови
Современная нетрадиционная медицина располагает акупунктурным методом диагностики и электрического воздействия на отдельные точки тела. Однако, источник возникновения электрического тока в организме человека до сего времени неизвестен.
Общие приёмы и принципы естественно-научных исследований
Методы и приемы естественно-научных исследований Понятие методологии и метода В современном понимании методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В частности, методология естествознания – это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания.
Общенаучные методы теоретического познания
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ РЕФЕРАТ по дисциплине «Концепция современного естествознания» на тему: «Общенаучные методы теоретического познания»
Научная гипотеза
Рейтинг – контроль № 1. Ответы: Естественные науки это те науки которые занимаются изучением объектов и явлений, эти науки не являются продуктом деятельности человека(человечества).