Актуальные проблемы внешнего долга

Рефераты по финансовым наукам » Актуальные проблемы внешнего долга

Содержание

Введение. 2

1. Определение и значение внешней задолженности. 3

1.1. Определение государственного долга. 3

1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику. 4

2. Формирование внешнего долга кредиторы России. 9

2.1. Внешняя задолженность СССР. 9

2.2. Внешняя задолженность России. 10

2.3. Парижский клуб. 14

2.4. Лондонский клуб. 18

2.5. Международный валютный фонд. 20

2.6. Коммерческие кредиторы. 20

2.7. Всемирный Банк. 22

3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России. 23

Заключение. 28

Библиография.. 31


Введение

В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран в настоящее время являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность этих стран в 2004 г. превысила 3 трил. долларов из которых 89% приходилось на развивающиеся страны и 11% на бывшие социалистические государства.

Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России состояние ее валютных резервов а следовательно стабильность национальной валюты уровень процентных ставок инвестиционный климат характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

Практически все страны мира проводя экономические преобразования прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Экономические события последних лет обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того можно с уверенностью утверждать что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.

Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.


1. Определение и значение внешней задолженности

 

1.1. Определение государственного долга

В научной литературе государственный долг определяется сложившийся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами иностранными государствами международными организациями и иными субъектами международного права включая обязательства по государственным гарантиям предоставленным РФ (ст.97 Бюджетного кодекса РФ).

Государственный долг России может быть в форме:

·           кредитных отношений и договоров заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

·           государственных займов осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

·           договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

·           договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

·           соглашений и договоров в том числе международных заключенных от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Внешний долг - обязательства возникающие в иностранной валюте. В трактовке федерального закона от 26 декабря 1994г. №76 "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах предоставляемых РФ иностранным государствам и их юридическим лицам и международным организациям" утратившего силу при введении в действие Бюджетного кодекса использовалось иное определение:

"Государственными внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы) по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют государственный внешний долг РФ". Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга. [1]

Внешний долг включает в себя обязательства по государственным гарантиям предоставленным РФ и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств кредитных организаций фирм и международных финансовых организаций.

 

1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику

Внешний долг то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует современным тенденциям которые свидетельствуют о том что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей покрытия дефицита государственного бюджета проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково однако практически везде в том числе и в России сложилась экономическая система во многом основанная на внешних заимствованиях.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны спады и т.д. В эти периоды когда национальный доход сокращается или не может увеличиваться налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - политические интересы приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно увеличению бюджетного дефицита.

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета денежно-кредитной системы международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звеном кредитном цикле (привлечение использование погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода наоборот сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте противодействии инфляции в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения ее реального курса.

Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

- усиливалась зависимость РФ от иностранных государств предоставлявших кредиты при принятии решений в области экономической политики;

- происходило сокращение объёма средств которые могли быть направлены на инвестирование что серьёзно ограничивало экономический рост;

- ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;

- сокращался объём средств которые могли быть направлены на развитие социальной сферы усиливалась социальная напряженность;

- дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано или даже зависело от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности. Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том что хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны которые через систему налогов передавали субъектам власти средства необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены как минимум четыре фактора:

·           финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;

·           возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач для которых привлекаются средства из-за рубежа;

·           цена внешних финансовых ресурсов;

·           степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-15 лет что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности (объём внешнего долга РФ на 01.07. 2001 составил 156 8 млрд. долл).

Ситуация начала меняться к лучшему в 2001-2002гг. когда общий объем внешней задолженности снизился со 156 8 млрд. в 2000 г. до 138 9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39 5%.

По данным Минфина на 1 января 2003 года объем государственного внешнего долга составил – 122 1 млрд. долл. (по предварительным оценкам на 1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд) причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17 3 млрд. долл. Объем государственного внешнего долга России по данным Минфина к 1 января 2004 г. составил 126 8 млрд. к 2005 г. – 122 7 млрд. к 2006 г. – 113 3 млрд. долларов.


2. Формирование внешнего долга кредиторы России

 

2.1. Внешняя задолженность СССР

Причинами образования внешнего долга России послужили как ее займы после 1991 года так и задолженность СССР взятая на себя правительством России.

Сумму задолженности СССР точно установить трудно. Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем суммы займов были не в пример современным. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта) а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках либерализация внешнеэкономической деятельности применение плавающих процентных ставок по кредитам привлечение в больших объемах так называемых "кредитов перестройки" дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.

Еще $30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Следует напомнить что лидеры ведущих государств Западной Европы пошли на предоставление СССР кредитов не обнаруживая своих подлинных целей и перед руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в СССР что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства предоставляя СССР а затем Российской Федерации кредиты по сути оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства СССР а затем и руководства Российской Федерации. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза ССР был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором).

По официальным данным признанный Россией советский долг составил в 1991 году 95 1 млрд. долл. Долг иностранным правительствам составлял 57 2 млрд. долл. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты 20 5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.

На краткосрочную задолженность приходилось около 20% всей суммы долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительные расхождения поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы по политическим соображениям завышались. Заимствования с 1991 по 2000 год оцениваются на уровне 60 млрд. долл. Из всей суммы долга только 33% задолжности переоформлены в долговые инструменты которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами в отношении которых ведутся трудные переговоры. На 2006 год долг бывшего СССР составлял 34 5 миллиардов долларов США.

 

2.2. Внешняя задолженность России

В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР внешний долг России составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд. увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом второй - на основе их сопоставления с ВВП.

В действительности именно от экспорта зависит поступление валюты в страну а значит и возможности по обслуживанию кредитов номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза повышенной опасности - в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15 - 20% границей повышенной опасности: 25-30%.

Отношение размера государственного долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией пожалуй самыми проблемными странами третьего Мира).

По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял $123.5. млрд. из которых $91 4 млрд. - составляли долги доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан в первую очередь с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - $156 6 млрд. а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд. в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд.; в 2002 - сократился до $130 млрд. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62% 2001г. - 50% 2002 - 48% 2004 - По оценкам Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны 31 9% 2005 - 23 5%).

Страницы: 1 2