Анализ и реформирование налоговой системы РФ

Рефераты по финансовым наукам » Анализ и реформирование налоговой системы РФ

Оглавление

Введение

Глава 1. Налоговая система РФ на современном этапе

1.1 Понятие основные характеристики и принципы построения налоговых систем. Принципы построения налоговой системы РФ

1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации

1.3 Проблемы современной Налоговой системы РФ

Глава 2. Анализ налоговой системы РФ

2.1 Анализ динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

2.2 Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета

2.3 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней

2.4 Анализ бюджетного исполнения налоговых доходов

Глава 3. Совершенствование налоговой системы РФ

3.1 Основные итоги реформирования налоговой системы РФ

3.2 Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ

Заключение

Библиографический список использованной литературы


Введение

Налоговая система Российской Федерации уже в течение более чем полутора десятков лет находится на стадии реформирования. Изменения затрагивают практически все стороны современной налоговой системы нашей страны – изменяются ставки налогов их состав методики расчета налоговое законодательство система налогового администрирования и так далее.

Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты ряд из них – отрицательные. Вместе с тем именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того насколько эффективной будет налоговая система государства зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований вызывает массовое недовольство налогоплательщиков) уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы» углублению и расширению сети теневой экономики.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо или косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги субъекты и объекты налогообложения налоговые базы ставки налогов льготы и санкции изменяя условия налогообложения государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли но и экономику в целом. Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли а также в малорентабельные но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

Налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости выравнивания уровня доходов налогоплательщиков обеспечения политической стабильности и создания условий благоприятных для экономического роста.

В процессе регулирования территориального развития налоги могут играть роль стимулов и антистимулов размещения производства.

Налоги являются важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

В связи с этим выбранная тема выпускной квалификационной работы «Налоговая система Российской Федерации: проблемы и перспективы» представляется достаточно актуальной.

В качестве объекта исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает налоговая система Российской Федерации.

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать текущую налоговую политику РФ и предложить рекомендации по ее совершенствованию.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- дать понятие «налоговая система» выделить основные характеристики и принципы построения налоговых систем;

- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;

- выделить основные проблемы которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

- проанализировать аналитические данные касающиеся налоговой доходной части консолидированного бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе РФ;

- оценить итоги налоговой реформы проводимой на территории РФ;

- предложить рекомендации по дальнейшему реформированию налоговой системы Российской Федерации.

Теоретической базой данной выпускной квалификационной работы выступили учебники и учебные пособия по дисциплине «Налоги и налогообложение» другие литературные источники затрагивающие вопросы налогообложения публикации в научных журналах по тематике работы.

В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах.


Глава 1. Налоговая система Российской Федерации на современном этапе

 

1.1 Понятие основные характеристики и принципы построения налоговых систем. Принципы построения налоговой системы РФ

Прежде чем давать характеристику и анализировать налоговую систему Российской Федерации представляется целесообразным дать понятие «налоговой системы» рассмотреть основные характеристики и принципы налоговых систем обобщив отечественный и зарубежный опыт.

Налоговая система создаётся в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами необходимыми ему для покрытия затрат связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны поддержанием приоритетных отраслей экономики затратами на проведение социальной политики в стране и т.п.

В наиболее общем виде налоговая система представляет собой единство составляющих её элементов (налогов сборов пошлин и других обязательных платежей) которые находятся во взаимосвязи то есть практическое применение каждого из этих элементов не должно нарушать или дублировать действий других элементов. Конкретные налоги сборы и их взаимосвязь в рамках единой налоговой системы представляют суть налоговых отношений сложившихся в данном обществе.

В современных литературных источниках приводятся следующие понятия налоговых систем:

1) Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей исчисление уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения разработанной в данном обществе.[1]

2) Налоговая система – это совокупность налогов сборов пошлин и других платежей взимаемых в установленном законодательством порядке. [2]

3) Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов сборов принципов форм и методов их установления изменения или отмены уплаты осуществления налогового контроля а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства[3].

4) Налоговая система – совокупность и структура различных видов налогов в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения[4].

5) Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах системы налогов и сборов плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости[5].

По моему мнению наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы которое и будет взято за основу в данной работе.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

- собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;

- законодательная база для строительства налоговой системы;

- механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;

- виды налогов;

- порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;

- система налоговых органов;

- формы и методы налогового контроля и др.

Мировая практика организации налоговых систем показывает что существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых источников по бюджетным уровням; система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов; система равных прав налогообложения.

К экономическим факторам характеризующим налоговую систему можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.

Мировая практика свидетельствует что существует множество принципов применяемых государствами при строительстве налоговых систем и что каждое государство строит свою налоговую систему с учётом специфики складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.[6]

Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:

- Экономическая эффективность - налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных трудовых и финансовых).

- Определенность налогообложения - налоговая система должна быть построена таким образом чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.

- Справедливость налогообложения - этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

- Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов - налоговое законодательство должно содержать простые формулировки понятные большинству налогоплательщиков а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.[7]

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных расовых национальных религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав – недопустимы налоги и сборы препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы нарушающие единое экономическое пространство РФ и в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип определённости правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом чтобы каждый точно знал какие налоги (сборы) когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы а также иные взносы и платежи обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке чем это определено НК РФ.

6) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все неустранимые сомнения противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения которые носят объективный характер. К ним можно отнести:

1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в том что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;

2) принцип стабильности – этот принцип предполагает постоянство налоговой системы что важно для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета а для плательщиков – при планировании своих доходов в том числе налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов – суть его заключается в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.[8]

1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Созданная в Российской Федерации налоговая система по своей общей структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.

Рассмотрим исторические аспекты формирования современной налоговой системы Российской Федерации. В её развитии выделяют следующие этапы: становления неустойчивого налогообложения подготовки налоговой реформы реформирования налоговой системы.

Первые признаки формирования налоговой системы появились во второй половине 80-х годов прошлого столетия когда существовало еще союзное государство но началось постепенное изменение экономического строя общества. Кроме государственных начали образовываться предприятия других форм собственности: акционерные с участием иностранного капитала совместные и другие.

С 1 января 1991 года был введен в действие Закон СССР от 14 июня 1990 года "О налогах с предприятий объединений и организаций" в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на прирост средств направляемых на потребление; налог на доходы и другие.

На территории Российской Федерации была установлена "одноканальность" сбора налогов. Это означало что все налоговые платежи предварительно поступали в российский бюджет а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы.

Основы становления современной налоговой системы в Российской Федерации были заложены в конце 1991 года. Был принят Закон РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Этот закон впервые в новейшей истории России установил общие принципы построения налоговой системы определил перечень налогов сборов пошлин и других обязательных платежей права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

С 1 января 1992 года вступили в действие соответствующие законы по конкретным видам налогов: «О плате за землю» «Налог на добавленную стоимость» «Акцизы» «Подоходный налог с физических лиц» «Налог на прибыль предприятий и организаций» другие законы.

С принятием выше названных законов впервые в России была создана налоговая система. Необходимость ее создания была вызвана экономическими преобразованиями переходом к рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры способствовать снижению инфляции.

Созданная налоговая система в первые годы реформ в экономике России в определенной степени выполняла свою роль. Она обеспечивала минимальные потребности государства в финансовых ресурсах на всех уровнях бюджетной системы.

Однако по мере углубления рыночных преобразований всё очевиднее выявлялись недостатки действующей налоговой системы она все более становилась несоответствующей происходящим изменениям в экономике.

Поэтому следующий этап развития налоговой системы характеризуется как этап неустойчивого налогообложения. В течение ряда лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Они решали лишь узкие вопросы и не затрагивали основные положения построения налоговой системы. При этом вносимые изменения в налоговое законодательство не всегда были обоснованными. Так в декабре 1993 года было предоставлено право региональным и местным органам власти вводить неограниченное число налогов. Таким образом был нарушен один из основных принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате налоговая система которая сложилась к концу 90-х гг. в России из-за несовершенства ее отдельных элементов стала препятствовать экономическому развитию страны.

Имела место высокая налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков. Большое количество льгот многочисленные лазейки для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и незаконопослушных налогоплательщиков. Это способствовало развитию теневой экономики. Все более проявлялась фискальная функция налогов а налоговые поступления в бюджет государства сократились что приводило к росту бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Возникла необходимость изменения налоговой политики государства.

Поэтому с середины 90-х годов начинается этап подготовки налоговой реформы. С 1996 года последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот отменялись отдельные налоги которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен принцип единства налоговой системы ликвидировано право региональных и местных органов власти устанавливать новые налоги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6