деятельность ассоциации ПФТС и методы совершенствования

Рефераты по финансам » деятельность ассоциации ПФТС и методы совершенствования

ВВЕДЕНИЕ

Зависимость украинского фондового рынка от состояния рынков ценных бумаг других стран в значительной мере проявилось на протяжении 1998 года. Азиатский кризис конца 1997 года был одним из факторов которые привело к значительному оттоку иностранных портфельных инвестиций из Украины. Влияние внешних (наибольшее влияние имел кризис который произошел в России в августе 1998 года) и внутренних условий развития экономики Украины отобразились на падении реального ВВП на 1 7 %. (Хотя в начале 1999 года Правительство Украины прогнозировало возрастания ВВП на 0 5 %). Индекс инфляции достиг 20 %. Не удалось выдержать курс гривны который упал с 1 91 грн./$ до 3 42 грн./$ *.

В 1998 году в Украине было выработано промышленной продукции на 82 9 млрд. грн. что на 1 5 % меньше показателя 1997 года. При этом падение производства было меньше чем в предшествующем году (1 8 %). Отрицательные макроэкономические факторы больше всего повлияли на результаты работы предприятий экспортно-ориентированных и базовых областей экономики. Так сократилось производство продукции в черной металлургии (на 6 8 %) машиностроении и металлообработке (на 4 5 %) топливной промышленности (на 0 7 %) и электроэнергетике (на 0 3 %). Удельный вес этих областей составляет почти 2/3 общего объема производства. Положительные сдвиги наблюдались в пищевой промышленности предприятия которой наращивали на протяжении года производство продукции и сократили отставание с 14 6 % за 1997 год до 0 5 % за 1998 год.


* Соответственно не удалось удержать прогнозируемый Правительством валютный коридор на 1998 год - 1 8-2 25 грн./$.

Значительно улучшили работу предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности легкой промышленности и промышленности строительных материалов где по итогам 1998 года получен прирост объемов продукции соответственно 10 4 % 1 5 % 4 1 %.

Общий объем внешней торговли товарами в Украине в 1998 году составил $27 31 млрд. в том числе экспорт — $12 64 млрд. и импорт - $14 67 млрд. Отрицательное сальдо торговли достигло $2 03 млрд. Внешнеторговые сделки осуществлялись с партнерами с 190 стран.

Бюджетом на 1998 год предельный размер государственных внешних займов был установлен на уровне $3 08 млрд. Внешний долг Украины на 1.01.1999 года составлял $11 48 млрд. Такой объем внешнего долга равняется 70 % экспорта и 40 % ВВП. По состоянию на начало 1998 года объем внешнего долга составлял $9 555 млрд. что отвечало 20 4 % ВВП и 52 % объема экспорта. Возрастание внешнего долга в 1998 году состоялось в основном за счет размещения Украиной на внешнем рынке 2- и 3-годовых еврооблигаций на общую сумму около DM 1 млрд. и EUR 500 млн. (в сумме — около $1 15 млрд.). Еще около $375 млн. Украина получила от Международного валютного фонда а $330 — от Мирового банка.

В 1998 году к внешнему долгу после конвертации были отнесены 2-годовые еврооблигации долгов Украины перед нерезидентами—содержателями ОВГЗ. В 1999 году Правительство должен выплатить в счет внешних займов $1170 259 млн. Еще около $670 млн. должен заплатить по кредитам МВФ Нацбанк. Правительство планирует что в 1999 году объем внешних заимствований Украины не превысит $2558 74 млн. Соответственно госбюджету на 1999 год государственные внешние заимствования утверждены в размере 3 3 млрд. грн. ($825 5 млн.). Как прогнозировалось указанные средства будут сформированы в частности за счет поступлений некоммерческих заимствований ($625 млн.) и коммерческих займов ($102 7 млн.).

1998 стал годом укрепления Ассоциации ПФТС (Внебиржевая фондовая торговая система) как неотъемлемой части инфраструктуры фондового рынка Украины. В условиях кризиса рынка ценных бумаг под влиянием как внутренних так и внешних макроэкономических условий ПФТС с одной стороны продолжала развитие фондовой торговой системы а с другого — обеспечивала саморегулирования деятельности участников фондового рынка.

Среди главных достижений ПФТС в 1998 года можно выделить следующее:

• обеспечение фондового рынка Украины мощной торговой системой которая охватила 66 % общего организованного рынка ценных бумаг 74 % рынка долговых обязательств и 99 % вторичного рынка акций;

• значительное возрастание количества членов Ассоциации ПФТС (оно достигла 294)

• деятельность Совета Ассоциации и четверых комитетов становление и значительное развитие арбитражно-дисциплинарной системы ПФТС доказали эффективность применения модели саморегулируемой организации рынка ценных бумаг в Украине;

• объемы торговли в ПФТС ее прозрачность для инвесторов имеющиеся технические возможности относительно обработки и распространения информации присутствие в Списке ПФТС наибольших украинских предприятий работа ПФТС с инвестиционным сообществом привели к международному признанию украинского фондового рынка Международной Финансовой корпорацией (МФК) (МФК включила Украину к индексу ІFС Fгопtіег ПФТС — к числу мировых бирж которые репрезентуют свои страны в международных статистических справочниках МФК а ПФТС - индекс стал признанным индикатором который характеризует состояние и динамику рынка в Украине.)

• разработка ПФТС новых программно-технических средств и создания соответствующей нормативной базы разрешили участникам фондового рынка получить новые возможности относительно осуществления операций с ценными бумагами в ПФТС которое было в особенности важным в условиях кризиса рынка ценных бумаг.


39


  1. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ УКРАИНЫ ЕГО СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ


Определение термина "рынок ценных бумаг" приведено в Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины (см. прил. А) одобренной Постановлением Верховного Совета Украины от 22 сентября 1995 г. где говорится: "Рынок ценных бумаг является многофункциональной системой которая способствует аккумулированию капитала для инвестиций в производственную и социальную сферы структурной перестройке экономики позитивной динамике социальной структуры общества повышению благосостояния граждан за счет владения и свободного распоряжения ценными бумагами подготовленности населения к рыночным отношениям". В этом определении не указывается кто действует на рынке ценных бумаг (субъекты) каков характер отношений в которые вступают его участники и по какому поводу складываются отношения (объекты). Ответив на эти вопросы мы получим достаточно полное представление о том что такое рынок ценных бумаг.[11]

Рынок ценных бумаг представляет собой особый сегмент финансового рынка на котором складываются отношения по поводу купли-продажи специальных документов (ценных бумаг) имеющих собственную стоимость свободно обращающихся и свидетельствующих об отношениях совладения займа и производных от них отношений между теми кто привлекает ресурсы выпуская ценные бумаги (эмитентами) и теми кто их приобретает (инвесторами) с участием как правило особых субъектов предпринимательской деятельности — финансовых посредников.

Рынок ценных бумаг не является неким абсолютно самостоятельным институтом рыночной экономики это часть финансового рынка включающая также банковские и страховые институты.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) — это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками с помощью посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитно-финансовых институтов направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал т. е. в денежный капитал собственник которого предоставляет его другим лицам на установленный срок на условиях возвратности за определенную плату в виде процента.

Финансовый рынок подразделяется на:

  1. Денежный рынок:

  • учетный рынок;

  • межбанковский рынок;

  • валютный рынок.

  1. Рынок капиталов:

  • рынок ценных бумаг;

  • рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.

Под денежным понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок обычно подразделяется на учетный межбанковский и валютный.

Основными инструментами используемыми на учетном рынке являются казначейские и коммерческие векселя другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность.

Межбанковский рынок — это часть рынка ссудных капиталов где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов — 1 3 и 6 месяцев предельные сроки — от одного дня до двух лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных но и для средне- и долгосрочных активных операций регулирования балансов выполнения требований государственных регулирующих органов.[11]

Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле услугам инвестициям межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем.

Валютные рынки — официальные центры где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг (средне- и долгосрочных) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов является важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительства корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

Таким образом

финансовый рынок = денежный рынок + рынок капиталов.

Главной функцией финансового рынка является обеспечение процесса распределения финансовых ресурсов в экономике. Он создает условия для свободного межотраслевого обращения капиталов позволяет превращать сбережения в рабочие инвестиции. Являясь оптимальным распределительным механизмом финансовый рынок способствует снижению затрат возникающих в процессе движения капитала.

Государство может быть кредитором и заемщиком устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка от состояния которого существенно зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Такая политика проводится в первую очередь посредством придания рынку и его составляющим организационной завершенности стандартизации операций и жесткого контроля. Этими вопросами в странах с развитой рыночной экономикой специально занимаются такие учреждения как Комиссия по ценным бумагам и биржам (США) или Французская комиссия по биржевым операциям. Кроме того в США с конца 30-х годов функционирует Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (НАСД) созданная совместными усилиями Конгресса США и Комиссии по ценным бумагам и биржам с целью содействия инвестиционным банкам и бизнесу с ценными бумагами стандартизации принципов и приемов их практической деятельности в соответствии с требованиями федеральных законов о ценных бумагах.

В отдельных европейских странах государство непосредственно участвует в создании и поддержании рынков отдельных финансовых активов. Даже фондовые биржи в ряде случаев являются государственными учреждениями. Существуют также и "защитные" законы и постановления ограждающие национальные кредитно-финансовые институты от иностранного проникновения и излишней конкуренции.

Процесс законодательного регулирования работы фондового рынка в различных странах проходил по-разному но его целью всегда было создание наиболее благоприятных условий для инвесторов и эмитентов. Обобщенные правила поведения эмитентов финансовых посредников и инвесторов на рынке ценных бумаг сформулированы в международных стандартах по торговым системам клирингу и расчетам по ценным бумагам. Выработаны и принципы функционирования цивилизованного фондового рынка:

• прозрачность;

• открытость и доступность;

• упорядоченность;

• конкурентность.

Этих стандартов и принципов необходимо придерживаться при любой принятой форме организации фондового рынка. В соответствии с ними Украинский фондовый рынок сейчас разделен на два сегмента — биржевой и внебиржевой. Такое разделение четко зафиксировано в Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины. Биржевой сегмент — рынок биржевых фирм и банков преимущественно брокерский. На этом рынке Украины обращается не более 1% ценных бумаг. Внебиржевой сегмент — рынок финансовых посредников преимущественно дилерский который согласно упомянутой Концепции наряду с филиалами Украинской фондовой биржи займет место региональных фондовых бирж.

Концепция предполагает создание общенациональной фондовой биржи и ее филиалов в регионах единого депозитария ценных бумаг при этой бирже единого клирингового банка брокерской сети в которой брокеры являются посредниками между эмитентами и инвесторами.

Существуют две формы обращения ценных бумаг: наличная (физическая) и безналичная (дематериализованная). Следует помнить что безналичные ценные бумаги обязательно размещаются в депозитариях призванных хранить ценные бумаги вести учет и контроль операций с ними а также выполнять другие функции согласно депозитарному договору.

Основная задача депозитария — быть номинальным держателем ценных бумаг. Именно в таком качестве он регистрируется в реестре акционеров. Основная сложность — первичное накопление достаточного количества депонированных ценных бумаг клиентов для того чтобы при реализации сделок купли-продажи устранить частые обращения в реестр. В середине 1998 года была утверждена принципиальная схема модели Национального депозитария а Государственной комиссией по ценным бумагам было принято решение "О мерах по созданию Национальной депозитарной системы".

Для быстрого проведения большого количества расчетов по деньгам и ценным бумагам необходим еще один институт рынка — клиринговая палата или депозитарно-клиринговая организация. При этом трудность заключается в том что первоначальная правовая база по клирингу и расчетам была создана для банковских структур имеющих соответствующие лицензии. Появление самостоятельных клиринговых организаций в такой ситуации обязательно регламентируется Национальным банком. В то же время рынок ценных бумаг очень специфичен и во многом отличается от денежного рынка.

В Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины не сказано какой рынок ценных бумаг государство хочет создать. Он может быть банковским небанковским и смешанным хотя в мире наблюдается тенденция к снижению роли банков на этом рынке. Судя по Концепции создание и развитие фондового рынка Украины будет ориентироваться на так называемый североамериканский образец исключающий активную роль банков в операциях с ценными бумагами.

Для функционирования полноценной инфраструктуры рынка ценных бумаг в Украине необходимо наличие таких его субъектов: эмитентов заинтересованных в мобилизации свободных средств; инвесторов имеющих свободные средства и желающих выгодно их разместить; посредников обеспечивающих обмен обязательств (ценных бумаг) эмитентов на денежные средства инвесторов. Непременным условием существования рынка ценных бумаг является наличие государственного органа регулирующего обращение ценных бумаг на нем и обеспечивающего необходимую нормативно-правовую базу для его функционирования. Структура рынка ценных бумаг в Украине:




Рис. 1.1 Структура рынка ценных бумаг

Эта укрупненная структура рынка ценных бумаг в значительной степени приближается к структурам сложившимся за многие десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой. Из этого рисунка видно что главные действующие лица на рынке ценных бумаг — эмитенты инвесторы и финансовые посредники. Финансовые инструменты обращающиеся на рынке также похожи. Уже несколько лет функционирует Украинская фондовая биржа — специализированное учреждение создающее условия для постоянно действующей централизованной торговли обороты которой по операциям с ценными бумагами весьма внушительны. За годы своей деятельности эта биржа создала развитую инфраструктуру. В областных центрах открыты и функционируют 11 ее филиалов. С помощью французских специалистов создана электронная система оборота ценных бумаг что позволит создать единую систему биржевой торговли. Именно в этой связи подготовлен проект указа Президента о создании единой биржевой системы под эгидой Национальной фондовой биржи поскольку главной проблемой большинства бирж является отсутствие у них развитых электронных сетей торговли.[11]

Одна из особенностей украинского фондового рынка состоит в том что между его участниками еще не успели сложиться устойчивые отношения позволяющие говорить об их постоянном воспроизводстве. Для многих предприятий выход на рынок ценных бумаг заканчивается с первой же эмиссией.

Фондовый рынок Украины состоящий из большого количества субъектов во многом еще не устоявшийся и до конца не сформировавшийся (рисунок 1.2)[11] имеет один элемент который существенно влияет на неустойчивый характер взаимоотношений между субъектами рынка ценных бумаг и связан с ролью финансовых посредников. Если например американская или английская компания осуществляет эмиссию своих ценных бумаг то почти всегда в этом участвуют фирмы специализирующиеся на операциях с ними. Без их деятельности практически невозможно грамотно сконструировать выпуск ценных бумаг так как только они досконально зная положение на рынке ценных бумаг в состоянии определить оптимальную стратегию привлечения средств инвесторов.

Страницы: 1 2 3 4