Внутренний государственный долг РФ, проблемы эффективного управления

Рефераты по финансам » Внутренний государственный долг РФ, проблемы эффективного управления

Внутренний государственный долг РФ

проблемы эффективного управления.

Дата регистрации представительством: «___» марта 2008г.

Дата регистрации институтом: «___» марта 2008г.

Дата регистрации кафедрой: «___» марта 2008г.

Проверил:

Содержание

Введение……………………………………………........…………............……..3

1. Государственный долг

1.1 Понятие и значение государственного долга.................................................5

2. Внутренний государственный долг

2.1 Состояние внутреннего государственного долга……………...….….……10

2.2 Реструктуризация государственного долга..................................................10

2.3 Государственные и муниципальные гарантии……………………….....…13

2.4 Государственная долговая книга …………………………………………..15

2.3 Обслуживание государственного долга........................................................16

3. Управление внутренним государственным долгом

3.1 Принципы управления государственным долгом…....................................18

3.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом………………..............................................................19

3.3 Стабилизационные фонд и его роль в управлении государственным долгом………………………………....................................................................21

Заключение………………..…………………………............……………….….23

Список литературы……………………………………...........………………...25

Введение

Я выбрала эту тему так как в данный момент на мой взгляд она является одной из самых актуальных для России. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии когда необходимо смотреть в будущее а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами.

Во-первых что же такое управление государственным долгом?

Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика кредитора или гаранта. К мероприятиям способствующим погашению государственного долга относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом что базируется на анализе объема и структуры долга объективной оценке его текущего состояния. Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг погашение и обслуживание долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов золотовалютных резервов страны денежных средств полученных от продажи государственной собственности а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности используются: рефинансирование реструктуризация конверсия займов консолидация займов аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост уровень инфляции ссудного процента занятости объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

В курсовой работе я хотела рассмотреть внутренний государственный долг а также структуру и состояние государственного долга на данный момент.

Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния которое он оказывает на состояние финансовой системы денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

Система государственных заимствований может играть как конструктивную так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.


1. Государственный долг

1.1 Понятие и значение государственного долга

Основную массу денежных ресурсов предназначенных для финансирования общегосударственных нужд государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений в которых заемщиком выступает государство в лице его органов а кредиторами — физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором и заемщиком[1] .

Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на началах вероятности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во — первых аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала в производстве материальных ценностей а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский кредит — это движение ссудного капитала предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.

Во — вторых при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные документы) ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства включая начисленные по ним проценты[2] . Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам по которым наступил срок платежа.

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России как внутренний так и внешний.

Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.

Такие масштабы государственного долга требуют и соответствующего управления им. Одним из методов регулирования является утверждение законодательной властью его верхних пределов. Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2000 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2001г.: по долговым обязательствам — в сумме 593 2 млрд. руб. по целевым долговым обязательствам — в сумме 30 млрд. руб. Этим же законом установлен и предельный размер государственных внешних заимствований РФ (несвязанных финансовых кредитов) на 2000г. в сумме до 9 0 млрд. долл. США.

Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально- государственных и административно- территориальных образований РФ т.е. муниципальных займов если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы их выпустившие.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях. когда государственный долг достигает такого уровня при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства правительство вынуждено прибегать к их пролонгации т.е. удлинению сроков погашения или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России — это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает что на ту сумму задолженности которая должна быть погашена в данном году осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.

Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.

Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии Японии Франции Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Отметим что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" принятый в 1992 г. закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний проводимое по валютному критерию. Таким образом в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств рублевые долги относятся к внутреннему долгу а валютные - к внешнему.

В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем так как она должна отдавать ценные товары оказывать определенные услуги чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также что кредитор ставит обычно определенные условия после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов полученных правительством; государственных займов осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года) среднесрочными (от 1 года до 5 лет) долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные существующие в форме эмиссионных ценных бумаг и не рыночные возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит однако возникают определенные изменения в экономической жизни последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным т. е. те кто владеет облигациями становится еще богаче.

Во-вторых повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения может подорвать действие экономических стимулов развития производства снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).

В-четвертых рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

В-пятых когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости сокращение частных капиталовложений в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его тенденции и динамики.

Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 г. началось быстрое увеличение внутреннего государственного долга. В 2006-2008 гг. в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России политика замещения внешнего долга внутренним продолжится. Если на начало 2004 г. внутренний долг - составлял 19 4% внешнего то на конец 2008 г. эта величина возрастет до 92 3%.

Таким образом под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства связанных с установлением ежегодных предельных значений государственного долга выпуском и погашением займов организацией выплат доходов по ним проведением конверсий и консолидации займов.


2. Государственный долг

2.2 Состояние государственного долга.

Доходы Федерального бюджета запланированы в объеме:

- на 2007 год 5.828 5 млрд. рублей расходы 4.892 4 млрд. рублей;

- на 2008 год 6.587 4 млрд. рублей расходы 5.621 6 млрд. рублей;

- на 2009 год 7.034 0 млрд. рублей расходы 6.083 0 млрд. рублей.

В целом за 2007-2009 годы объем государственного долга увеличится на 145 1 млрд. рублей. До сих пор Россия сокращала внешний долг замещая его внутренним а с 2008 года будут браться займы не только на реструктуризацию долга но и на текущие расходы.

Федеральным Законом о федеральном бюджете был установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2008 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1 363 256 345 5 тыс. рублей. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами.[3]

Министерство Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии внутреннего долга в виде бюллетеней. На 24 марта 2008 года государственный внутренний долг Российской Федерации выраженный в ценных бумаг составляет 1.292.352 404 млн. рублей. И только за январь – март 2008 года было уже привлечено 44.542 246 млн. рублей.[4]

Приложение 1 2 3

2.2 Реструктуризация государственного долга

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств составляющих государственный или муниципальный долг с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга которая приводит к снижению расходов на его обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

Страницы: 1 2