Реферат: История денег в россии 19 в - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

История денег в россии 19 в

Рефераты по финансам » История денег в россии 19 в

Содержание

Введение 3

1. Финансовая система России до конца XIX века 4

1.1. История денег в России 4

1.2. Финансовая система России в XIX в. 6

2. Финансовые и социально-экономические реформы в России в _____XIX веке 9

2.1. Реформа Витте 9

2.2. Реформы при Александре II 10

2.3. Реформы конца XIX начала XX века 12

3. Финансовые реформы в СССР и в современной России 14

3.1. Финансовые и экономические реформы в СССР 14


Введение

Возникновение денег тесно связано с историческим процессом обмена товаров и смены форм собственности. На ранней ступени обмен носил слу­чайный характер. Такому обмену соответствовала простая или случайная форма собственности, при которой один товар выражал свою стоимость в одном противостоящем ему товаре- эквиваленте.

Выделение скотоводческих и земледельческих племен привело к регу­лярному обмену и появлению полной формы собственности. Эта форма от­личается от простой тем, что при ней в обмене участвуют многочисленные товары, а потому каждый товар может быть обменян на разные товары-экви­валенты.

Таким образом, деньги имеют товарную природу, но являются не обычным, а специфическим товаром, постоянно выполняя роль всеобщего эквивалента. Каждый товар способен удовлетворять лишь какую-либо опре­деленную человеческую потребность, т.е. имеет единичную потребитель­скую стоимость.

Тема «финансовые реформы в России в 19в.» будет актуальной в любое время, т.к. процесс реформирования всегда отражается на экономике страны, на каждом участнике экономического про­цесса.

Цель работы - изучить финансовые и социально-экономические ре­формы в России в 19в.

Для достижения цели необходимо решить сле­дующие задачи: рассмот­реть финансовую систему в России в XIX в., ознако­миться с историей де­нежных реформ в России.

1. Финансовая система России до конца XIX века 1.1. История денег в России

На нашей территории чеканка монет, серебряных и золотых, восходит ко временам князя Владимира Первого (Киевская Русь, конец Х- начало ХI вв.). В “Русской Правде” металлические деньги продолжали называться “ку­нами”, но появляются уже и серебряные “гривны”. В XII - XV в.в. князья пы­тались чеканить свои “удельные ” монеты. В Новгороде имели хождение иностранные деньги - “ефимки” (от “иохимсталеров” - серебряных немецких монет). В Московском княжестве инициатива чеканки серебряных монет принадлежала Дмитрию Донскому (ХIV в.), который начал переплавлять в русские “гривны” татарскую серебряную “деньгу”. Иван III (конец XV в.) ус­тановил, что право чеканки монет должно принадлежать лишь “старшему” из князей, держателю Московского престола.

При Иване Грозном произошло первое упорядочение российской де­нежной системы. В начале его княжения в Московском государстве свободно обращались “московки” и “новгородки”, причем первые по своему номиналу равнялись половине “новгородки”. В начале XVII века на Руси установилась единая денежная единица-копейка (на монете был изображен всадник с копьем), весившая 0,68 грамм серебра. Это примерно соответствовало весу “новгородки”; продолжали чеканить и “московки” и “деньгу” в виде полко­пейки, а также “полушки” - четверть копейки. Кроме того, в счетную систему были введены рубль, полтина, гривна, алтын, хотя чеканка серебряного рубля стала правилом лишь при Петре I. Золотые деньги - “червонцы” появились в России с 1718 года. Выпуск князьями неполноценных монет, порча серебря­ных гривен путем их обрезания, появление “воровских” денег вели к повсе­местному исчезновению полновесных монет, волнениям среди населения (“медный бунт” при царе Александре Михайловиче в середине XVII в.)1.

Пытаясь найти выход из трудностей, правительство начало чеканить медные деньги, придав им принудительный курс. Как следствие, стал рост рыночной цены серебряного рубля по сравнению с номиналом, исчезновение серебра из обращения и его сосредоточение у ростовщиков и менял, общее повышение товарных цен. В конце концов медные деньги были изъяты из обращения. В конце XVII в. вес серебра в рублевых монетах был уменьшен на 30 %. В России вплоть до XVII в. собственная добыча благородных метал­лов почти отсутствовала поэтому, монетные дворы, ставшие в XVII в. моно­полия государства, переплавляли иностранные деньги. Согласно “монетар­ной регалии” Петра I был наложен жесткий запрет на вывоз из страны слит­ков драгоценных металлов и полноценных монет, между тем как вывоз пор­ченой монеты разрешался. Итак, золото и серебро стали основой денежного обращения. Биметаллизм сохранялся вплоть до конца XIX века. Однако, в Европе XVIII - XIX в.в. золотые и серебряные монеты ходили в обороте, пла­тежах, и прочих операциях наряду с бумажными деньгами.

Изобретение бумажных денег приписывают, конечно, с большей доли условности, древним китайским купцам. Первоначально в виде дополнитель­ных средств обмена выступали расписки о принятии товара на хранение, об уплате налогов, выдаче кредита. Их обращение расширяло торговые возмож­ности, но вместе с тем, нередко затрудняло размен этих бумажных дублика­тов на металлические монеты2.

Со времени первой мировой войны, тенденция к прекращению размена банкнот на золото распространяется повсеместно. Перед центральными бан­ками встала задача неусыпного контроля за денежным обращением. На са­мом деле, бумажные деньги сами по себе полезной ценности не имеют. Бу­мажные деньги - символы, знаки стоимости. Почему же тогда произошел по­всеместный и в последствии закрепившийся отход от золота? Ведь кроме войн и других бедствий, кроме издержавшихся владык и услужливых банки­ров, должны существовать объективные причины.

Самое простое объяснение: бумажные деньги удобны в обращении, их легко носить с собой. Неплохо вспомнить слова великого англичанина Адама Смита, который говорил, что бумажные деньги должны рассматриваться в качестве более дешевого орудия обращения. Действительно, в обороте мо­неты стираются, часть благородного металла пропадает. К тому же, возрас­тают потребности в золоте у промышленности, медицины, потребительской сферы. И главное - товарооборот в масштабах, исчисляемых триллионами долларов, марок, рублей, франков и других денежных единиц, золоту просто не под силу обслужить. Переход к бумажно-денежному обращению резко расширил рамки товарного обмена.

Бумажные деньги - банкноты и казначейские билеты - обязательны к приему в качестве платежного средства на территории данного государства. Их стоимость определяется лишь количеством товаров и услуг, которые можно купить на эти деньги. Итак, XX в. ознаменован переходом к обраще­нию бумажных денег и превращением золота и серебра в товар, который можно купить по рыночной цене.


1.2. Финансовая система России в XIX в.

Крымская война расстроила денежное обращение России, и в полосу буржуазных реформ страна вступила с неразменнным бумажноденежным об­ращением. Курс кредитного рубля в 60-70-х гг. все время стоял ниже пари­тета и был подвержен колебаниям (до 1877 г. был на 14 -24% ниже паритета). Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. правительство выпустило в обращение значительное количество кредитных билетов, вследствие чего курс кредитного рубля сильно упал. В 1879 г. он равнялся 63 коп. золотом.

В дореформенную эпоху сделки в кредит имели широкое распростра­нение в оптовой торговле. Но не было сети учреждений капиталистического кредита. Казенные банки привлекали в качестве вкладов очень большие суммы, но они или употреблялись на выдачу ссуд помещикам под залог “крестьянских душ”, или использовались для кредитования государства. Правда, один из казенных банков - Коммерческий - занимался кредитованием торговли, но он обращал на это лишь небольшую часть собираемых им вкла­дов, а основную их массу передавал казенному же Заемному банку также для оказания кредита помещикам.

На всю Россию существовало лишь несколько городских обществен­ных банков. Их средства были незначительны, а район деятельности весьма ограниченным.

Незадолго до реформы 1861 г. казенные банки были упразднены и в 1860 г. был основан Государственный банк, производивший весьма крупные кредитные коммерческие операции. В 1864 - 1873 гг. возникло большинство акционерных коммерческих банков. Их правления находились в Петербурге, Москве и некоторых торгово-промышленных губернских центрах. Для опе­раций в других городах банки открывали свои отделения. Число акционер­ных банков в 1875 г. составляло 39 и впоследствии почти не менялось (в 1900 г. - 43 банка), так как правительство неохотно давало разрешение на откры­тие новых банков. Ранняя концентрация банков была особенностью России и являлась главным образом результатом правительственной политики. На местах быстро росли общества взаимного кредита (в 1875 г. - 84 общества) и очень резко увеличилось число городских общественных банков (235). Таким образом, в 60 - 70 гг. в России сложилась система учреждений коммерче­ского кредита. В этот же период появились частные земельные банки, кото­рые вы­давали ссуды под залог помещичьих имений и городской недвижимо­сти3.

Во второй половине 70- х годов совместные операции местных учреж­дений коммерческого кредита - обществ взаимного кредита и городских бан­ков - были крупнее операций акционерных коммерческих банков.

Как и в других капиталистических странах, в России с развитием капи­тализма росла сумма ценных бумаг всякого рода. В 1861 г. общая стоимость русских ценных бумаг составляла около 1,6 млрд. руб. Это были почти ис­ключительно облигации государственных займов. Акции составляли менее 5% указанной суммы. Треть общей суммы русских ценных бумаг находилась тогда за границей. К 1876 г. сумма русских ценных бумаг возросла почти до 5 млрд. руб. Среди ценных бумаг заметный удельный вес приобрели бумаги железнодорожные и ипотечные (закладные листы земельных банков).

Большую часть второго пореформенного двадцатилетия Россия имела неразменное бумажноденежное обращение.

Восстановление размена кредитного рубля на металлическую монету потребовало от правительства длительных усилий и крупных затрат. Прежде надо было накопить большое количество золота и устранить колебание курса рубля. К середине 80-х годов эти цели были достигнуты. Уже в 70-х годах на мировом рынке стало дешеветь серебро по отношению к золоту. Поэтому крупные капиталистические страны Европы перестроили свои денежные сис­темы, положив в основу денежных единиц золото и чеканя из серебра только разменную монету. Денежной единицей в России до прекращения размена был серебряный рубль. Восстанавливая размен кредитного рубля на звонкую монету, пришлось в качестве денежной единицы установить золотой рубль.

2. Финансовые и социально-экономические реформы в России в _____XIX веке 2.1. Реформа Витте

Министр финансов С. Ю. Витте провел в 1897 г. денежную реформу, согласно которой содержание золота в рубле было определено в 66 2/3 преж­них металлических копеек, что соответствовало тому курсу кредитного рубля, который установился к этому времени в результате мероприятий пра­вительства. Благодаря этому денежная реформа не отразилась на ценах на то­вары. Были выпущены в обращение новые золотые монеты, на которые кре­дитные билеты стали обмениваться рубль за рубль.

В 80-х годах операции системы учреждений коммерческого кредита, взятой в целом, увеличились незначительно.

В период промышленного подъема 90-х годов все учреждения коммер­ческого кредита увеличили свои операции, но особенно развили свою дея­тельность акционерные банки. Среди последних все больше возрастала роль петербургских банков.

С 80-х годов правительство усиленно расширяет сеть сберегательных касс, которых раньше было очень немного. В кассы начался приток сбереже­ний мелкой буржуазии, до того хранившихся дома “в кубышках”. Вклады в сберегательных кассах на первое января 1875 г. составляли менее 2% суммы вкладов и текущих счетов в акционерных коммерческих банках, а на первое января 1900 г. уже превысили ее, несмотря на то, что благодаря подъему 90-х годов банки смогли намного увеличить эту сумму. В целях поддержания го­сударственного кредита правительство помещало вклады сберегательных касс в государственные займы и гарантированные государством ценные бу­маги.

Бурный рост промышленности в 90-х годах вызвал устремление акцио­нерных банков, главным образом петербургских, в новую для них область - кредитование и финансирование промышленности. Однако сращивание бан­ков с промышленностью в это время было еще непрочным.

Сумма русских ценных бумаг в 1900г. превысила 12 млрд. руб. Не­сколько более четверти этой огромной суммы приходилось на государствен­ные займы, заключенные правительством на общегосударственные потреб­ности, т. е. прежде всего на военные нужды. Треть составляли государствен­ные займы на строительство железных дорог, а также акции и облигации же­лезнодорожных обществ. На акции и облигации промышленных предприятий падало всего 16%. Ипотечные бумаги (закладные листы земельных банков) составляли 21% общей суммы русских ценных бумаг. 60% ее находилось внутри страны и 40% - за границей. Следует подчеркнуть, что огромное ко­личество ипотечных ценных бумаг, размещенных почти полностью в России, отвлекало средства внутреннего денежного рынка на кредитование главным образом помещичьего землевладения, кредитование, имевшее почти исклю­чительно непроизводительный характер: земля обычно закладывалась поме­щиками не для получение средств на улучшение хозяйства, а на чисто потре­бительские нужды4.

2.2. Реформы при Александре II

Намеченные в царствование Александра II важнейшие улучшения фи­нансовой системы удалось более или менее удачно осуществить только в по­следующие царствования. Призванный в мае 1881 г. к должности министра финансов бывший киевский профессор Н.Х. Бунге старался осуществить следующую программу: приведение в равновесие доходов с расходами, пу­тем соблюдения самой строгой и разумной экономии; улучшение податной системы, посредством более справедливого распределения налогов, соответ­ственно действительной налогоспособности плательщиков; покровительство всем отраслям народного производства, в нем нуждающимся; развитие проч­ного и легко доступного всем классам общества кредита; улучшение денеж­ной системы, без стеснения торговли и промышленности.

Заслуга реформирования податной системы, проведенного Бунге, явля­ется тем более высокой, что нужна была особая смелость, и даже самоотвер­женность, чтобы решиться на отмену налогов в такое время, когда бюджет страдал ежегодными крупными дефицитами. Финансовые мероприятия, на­правленные на покровительство промышленности, заключались в повыше­нии ставок таможенного тарифа. При современном финансовом и экономи­ческом положении России Н.Х. Бунге видел в таможенных пошлинах не только источник доходов и охрану промышленности, но и средство упроче­ния денежной единицы, путем возможного улучшения в нашу пользу пла­тежного баланса. Почти ежегодно повышались пошлины по различным предметам ввоза и вывоза; наш таможенный тариф, получивший уже с 1877 г., когда было установлено взимание пошлин золотом, высокопошлинный характер, мало-помалу по многим статьям сделался запретительным5.

В 1887 г. был огромный, небывалый урожай в России и плохой в Ев­ропе. Вывоз хлеба достиг пределов, до тех пор неслыханных. Последствием огромного вывоза было усиление доверия к России и повышение ее кредита на иностранных рынках. Его предшественником был произведен ряд реформ, в корне изменивших всю финансовую систему, а урожай произвел такие ре­зультаты, достижение которых требует напряженных усилий многих лет". Главнейшей задачей Вышнеградского было восстановление металлического обращения. Согласно его представлению, комитет финансов, в заседании 28 июня 1887 г., признал желательным стремиться к упрочению ценности рубля посредством размена его на золото по курсу, близкому к современному (1 рубль 50 копеек кредит за 1 рубль металлический), в том убеждении, что "предметом всяких мероприятий в отношении денежного обращения, может быть не восстановление полной номинальной ценности кредитного рубля, а лишь установление этой ценности настолько прочно, чтобы был положен предел дальнейшим сколько-нибудь значительным колебаниям". Журнал этого заседания был

Высочайше одобрен и таким образом является моментом окончатель­ного решения совершить реформу денежной системы путем девальвации. Составленный на этом основании проект разрешения сделок на звонкую мо­нету остался, однако, без последствий, и Вышнеградский должен был огра­ничиться теми же подготовительными работами, к которым приступил уже его предшественник, т. е. продолжением скопления золотых запасов, необхо­димых для покрытия размена. Решив приобретать золото не займами, а по­купкой, правительство должно было всеми мерами стремиться к тому, чтобы в казне имелись для того широкие свободные ресурсы и чтобы установился возможно более благоприятный расчетный баланс, как средство привлечения и удержания золота в стране.

2.3. Реформы конца XIX начала XX века

К концу XIX века Россия, как и другие страны, ввела в обращение зо­лотые деньги.

Основной денежной единицей считался рубль. Он содержал 17,424 доли чистого золота. Но это был «условный рубль», золотой рублевой мо­неты не существовало. Чеканились империал, десятирублевая монета и пяти­рублевая. Из серебра делали рублевую монету, 50, 25, 20, 15, 10 и 5 копеек.

В августе 1914 года началась мировая война. Финансовое состояние царской России сразу же резко ухудшилось. Огромные расходы заставили правительство прибегнуть к усиленному выпуску бумажных денег. Насту­пила инфляция. Как всегда в таких случаях, население стало прятать сначала золото, а потом и серебряные деньги. В 1915 году исчезла даже медная мо­нета. В обращении остались только бумажные деньги.

В том же году был отчеканен последний царский рубль.

А через два года, в феврале 1917 года, совершилась буржуазно-демо­кратическая революция, царя прогнали, образовалось Временное правитель­ство.

К тому времени в обращении находилось 10 миллиардов рублей бу­мажными деньгами, из которых обеспечена золотом была только десятая часть. Инфляция вызвала рост цен.

Укрепить денежную систему можно было за счет капиталистов, ото­брав у них ценности и усилив золотое обеспечение рубля. Временное прави­тельство не пошло на это. Оно выпустило «Заем свободы». Облигации поку­пали плохо.

В июле 1917 года Временное правительство возглавил адвокат Керен­ский. Он продолжал войну. Расходы росли. Все больше и больше выпуска­лось бумажных денег. Денежное предложение окончательно расшатывалось. Зато крупная буржуазия наживалась на военных поставках. Каждый день на войну тратилось 50 миллионов рублей, из которых 5 миллионов шли в доход капиталистов6.

В середине 1917 года появились новые деньги. Это были керенки, сде­ланные на плохой бумаге, без номеров и подписей, достоинством в 20 и 40 рублей. Их выпускали неразрезанными листами, величиной с газету.

3. Финансовые реформы в СССР и в современной России 3.1. Финансовые и экономические реформы в СССР

На рубеже 1920-30 гг. разразился самый крупный в истории мировой экономический кризис. Он оказал заметное влияние на экономическую поли­тику СССР (хотя данное обстоятельство в нынешних исследованиях явно не­дооценивается) и одновременно вызвал усиление антирыночных настроений. Мировой кризис укреплял в руководстве страны и в общественном мнении антирыночные позиции и являлся серьезным аргументом в пользу ликвида­ции существовавшего в то время НЭПа. Наступала общемировая длинная волна усиления государственного вмешательства и ограничения рыночных отношений. В такой внешней среде трудно рассчитывать на возможность за­крепления рыночной тенденции внутри отдельных стран, тем более в России, у которой чрезвычайно сильно и объективно действуют антирыночные фак­торы и такого же типа традиции.

Также наступление мирового кризиса создавало для СССР весьма бла­гоприятные возможности для приобретения на внешних рынках передовой техники и технологии по более низким ценам. И таким шансом не преминули воспользоваться. В 1929-1933 гг. основные фонды промышленности, которые к этому времени находились в состоянии катастрофического износа, удалось обновить на 71,3% и не менее 2/3 – за счет импорта. Масштабное обновление производственной базы стало крупным фактором экономического роста в этот период (по официальным данным он удвоился).

В результате оказалось, что мировой кризис подтолкнул к усилению роли государства не только в странах ему подверженных, но и СССР через каналы косвенного влияния.

Во-первых, он побуждал Советский Союз к мобилизации экспортных возможностей, чтобы накопить валюту для массовой закупки оборудования. Возникшей благоприятной ситуацией на мировых рынках нельзя было не воспользоваться. Тем более речь шла не только о более низких ценах, но и о преодолении фактической экономической блокады, в которой находилась страна.

Во-вторых, он обусловил целесообразность концентрации ресурсов в руках государства в целях проведения ускоренной индустриализации. При­чем такой экономический курс, имеющий объективные основания, как ника­кой другой способствовал утверждению социалистической идеологии, на­строенной на создание «новой экономики» как пострыночной, а фактически максимально государственной. Он и стал определяющим для периода с конца 20-х до конца 40-х гг. XX в. Но даже такая общая антирыночная линия в эко­номике, наследовавшая определенные дореволюционные традиции, не пре­рвала модернизационные процессы, если иметь в виду один из важных их компонентов – смену технико-технологической базы производства. В 30-40-е гг. завершается индустриализация страны, начатая в дореволюционный пе­риод, и СССР превращается в преимущественно индустриальное по типу об­щество со своей особой структурой, отличной от индустриально-капитали­стических стран.

Характерной для 30-х годов в СССР стала налоговая реформа 1930 года. Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулиро­вали производственную деятельность предприятий, было введено 2 основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался один вид – подоходный налог). Но поскольку предприятия функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налоги уже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государст­венной казны. Все остальные виды налогов стали ненужными, и их просто ликвидировали7.

На протяжении 1930-32-х годов фактически было покончено с рыноч­ными методами и в кредитной системе. Кредит как таковой, т.е. предоставле­ние подлежащих возврату ссуд под процент, был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предпри­ятиями, отменялось вексельное обращение. Упразднялся долгосрочный кре­дит для государственных предприятий, ему на смену пришло безвозвратное финансирование на инвестиционные цели. Долгосрочное кредитование со­хранялось только для колхозов, промысловой и потребительской кооперации. Банки по своей сути уже больше не являлись кредитными учреждениями. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государствен­ных предприятий и бюджетные ассигнования, предназначенные для капи­тальных вложений, к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом.

В эти же 30-е годы был принят ряд законов, направленных на укрепле­ние трудовой дисциплины. Прежде всего, директора предприятий получили большие полномочия по управлению всеми сторонами производственной деятельности. Они могли единолично уволить рабочих, не согласовывая это, как раньше, с профсоюзными комитетами. За прогулы, т.е. самовольный не­выход на работу, рабочего могли уволить или отдать под суд.

7 августа 1932 года был принят самый жестокий закон того времени: «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопера­ции и укреплении общественной социалистической собственности». В соот­ветствии с этим законом в качестве судебной репрессии применялась высшая мера наказания – расстрел с конфискацией имущества. При смягчающих об­стоятельствах расстрел мог заменяться лишением свободы на срок не менее 10 лет также с конфискацией имущества.

После Второй мировой войны период с конца 40-х-начала 50-х гг. оз­наменовался новым циклическим проявлением тенденции рыночного разви­тия в СССР с последующими серьезными изменениями в политической сис­теме, созданной Сталиным. Стартовым этапом этой волны в экономике можно считать проведение денежной реформы в декабре 1947 г.

В постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декаб­ря 1947 г. в качестве цели проведения денежной реформы было опреде­лено: «... ликвидировать последствия второй мировой войны в области денежного об­ращения, восстановить полноценный советский рубль и обеспечить переход к торговле по единым ценам без карточек. И это было успешно решено в ко­роткие сроки.

Денежная реформа и одновременная отмена карточной системы про­во­дились с учетом опыта реформы 1922-1924 гг. Тщательная подготовка к ней началась уже в 1943 г., когда Сталин поставил эту задачу перед тогдашним министром финансов. (Министром финансов в тот период был А. Г. Зверев, который исполнял эту должность с небольшими перерывами с 1938-го по 1960 г. В феврале-декабре 1948 г. ее занимал А. Н. Косыгин). Денежная ре­форма строилась на следующих основаниях: старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся у населения, государственных, коо­перативных и общественных предпри­ятий, организаций и учреждений, кол­хозов обменивались из расчета 10 р. старых денег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежа­ла и оставалась в обращении по номиналу. В сбе­регательных кассах была произведена переоценка вкладов и текущих счетов населения на день вы­пуска новых денег по такому принципу: вклады в раз­мере до 3 тыс. р. ос­тавались без изменения в номинальной сумме, т. е. пере­оценивались рубль за рубль; по вкладам, превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.; следующая сумма, не превышающая 10 тыс. р., определялась из расчета за 3 р. старых денег— 2 р. новых, а осталь­ная сумма вклада, превышающая 10 тыс. р., была переоценена в соотноше­нии 2 р. старых денег на 1 р. новых. Переоценивались и денеж­ные средства, находившиеся на расчетных и текущих счетах кооператив­ных предприятий и организаций, колхозов. Их средства определялись из расчета: за 5 р. старых денег — 4р. новых.

Выделим несколько существенных особенностей денежной реформы 1947 г. Во-первых, она отменила параллельное существование двух сис­тем цен: твердых, гарантированных государством и реализуемых по кар­точкам, и рыночных, зависящих от соотношений спроса и предложения. Вообще сле­дует обратить внимание на то, что для экономик переходного типа, так же как для восстановительных периодов, такая параллельность является доста­точно распространенным приемом. С этой стороны параллельное действие двух систем цен принципиально не отличается от па­раллельного хождения старых и новых денег при нэпе (совзнаков и чер­вонцев).

Во-вторых, денежная реформа по характеру проведения была нацеле­на на защиту экономических интересов низкодоходной части населения, нанося одновременно удар по спекулянтам и «теневой экономике». Отме­тим и та­кую любопытную деталь. То, что от ее проведения в наибольшем выигрыше оказались держатели вкладов в государственные сберегатель­ные кассы, на­долго заложило привычку у основной массы населения хра­нить свои денеж­ные накопления в сберегательных вкладах. Этим был создан устойчивый и постоянный источник инвестиционной активности государства.

Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товар­но-денежную сбаланси­рованность и в целом обеспечить стабиль­ность цен. Денежная реформа опять выступает как предваряющий этап в проведении рыночных по своему духу преобразований в ре­жиме сохранения устойчивого и высокого экономиче­ского роста.

Как свидетельствуют официальные статистические данные и совре­менные альтернативные оценки, 50- е гг. - особенно их вто­рая половина - оказались наиболее успешными в послереволюци­онном периоде хозяйствен­ного развития СССР. Так, согласно офи­циальным данным, промышленное производство в 1951-1955 и в 1956-1960 гг. увеличивалось ежегодно в сред­нем на 13.1 и 10.3%. Альтернативные расчеты дают хотя и меньшие, но также вполне впечатляющие цифры- 8.7 и 8.3% соответственно. В 60- е гг. усиливается действие затухания темпов экономического развития, подводя к кризисным явлениям конца 80-х гг. Причем экономиче­ский рост в 50- е гг. примерно в равной степени обеспечивался за счет экстенсивных и интенсив­ных факторов, и этот период харак­теризовался наиболее интенсивным типом нашего послереволюци­онного развития8.

Периодом внедрения различных хозяйственных нововведений, в со­держании которых нарастала рыночная ориентация, также ста­ли 50- 60-е гг. Выделим вих проведении несколько этапов и ха­рактерных черт.

Начальная попытка реформирования была связана с ослабле­нием цен­трализованного управления народным хозяйством, что объяснялось отказом от преимущественно принудительных методов хозяйствования с опорой на насилие и репрессии, который про­изошел после смерти Сталина и смены по­литического курса в стране в 1953- 1955 гг. Инициатором первого этапа хо­зяйственных преобразований был Г. М. Маленков.

Он предложил пересмотреть соотношение в темпах развития тяжелой и легкой промышленно­сти, выдвинул задачу развивать массовое жилищное строительство. При нем были осуществлены меры по изменению аграрной полити­ки, прежде всего связанные с ослаблением налогового пресса. Сель­скохозяйственный налог был снижен с 9.5 млрд. р. в 1952 г. до 4.1 млрд. р. в 1954 г. Поэтому не случайно имя Маленкова стало очень популярным в де­ревне. Да и результаты развития сельского хозяйства в 1954- 1958 гг. оказа­лись самыми впечатляющими. Объ­ем производства увеличился более чем на 1/3 и в основном за счет повышения производительности труда на личных подсобных участках.

В эти же годы осуществлялся первый этап децентрализации управле­ния народным хозяйством с передачей функций те­кущего руководства хозяй­ственной деятельностью министерствам и самим предприятиям. Естественно, что отказ от таких рычагов экономического развития, как принуждение, ре­прессии и идеоло­гическое воздействие, которые образовывали остов сталин­ской мо­дели хозяйствования, поставил вопрос в более широкой плоскости: на что сделать ставку в изменившихся политических и идеологиче­ских усло­виях? Выбор был сделан в пользу усиления экономиче­ской самостоятельно­сти производственных единиц, хозрасчета и экономического стимулирования работников и коллективов. И в дальнейшем такой курс, пусть и непоследова­тельно, но проводил­ся, возрождая рыночную тенденцию общественно-эко­номического развития России.

Серьезная попытка изменения механизма управления про­изошла в 1957 г. уже при Н. С. Хрущеве, и она связана с перехо­дом от отраслевого к терри­ториальному принципу управления на­родным хозяйством. В этом году были ликвидированы все общесоюзные, союзно-республиканские и республикан­ские мини­стерства хозяйственного профиля и вместо них сформировано 105 экономических районов, управление промышленностью и строи­тельством которых возлагалось на Советы народного хозяйства.

Экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оста­валось достаточно напряженным. Стала более заметной инфляция. Прави­тельство сделало попытку поправить положение дел за счет трудящихся. Первым шагом в этом направлении была денежная реформа. С 1 января 1961 года в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег произво­дился в пропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Фактически была проведена деноминация, т.е. укрупнение денежной единицы страны. Но покупательная способность денег при этом продолжала снижаться.

Следующим шагом можно считать решение правительства о всеобщем снижении тарифных расценок в промышленности примерно на 30 %. Это было вызвано тем, что динамика роста в производительности труда по стране оказалась ниже запланированной. ЦК партии решил организовать кампанию за сокращение производственных издержек, что означало скрытое понижение зарплаты рабочих. В то же время было опубликовано постановление прави­тельства о повышении с 1 июня 1962 года цен на мясо и мясные изделия на 30%, на масло - на 25%.

Наконец, в 1964-1965 гг. началась хозяйственная реформа в СССР, главным вдохновителем которой был А. Н. Косыгин и кото­рая должна была обеспечить существенный сдвиг экономической системы в переходе к ры­ночному механизму хозяйствования за счет расширения хозяйственной само­стоятельности и ответствен­ности, ориентации производственных единиц на получение прибы­ли и создание экономической заинтересованности в улуч­шении производственных результатов.

Еще одним важным позитивным результатом экономического развития рассматриваемого периода, подтверждающим происшед­ший структурный сдвиг в хозяйственной системе и указывающим на появление новых ориен­тиров в его функционировании, стало обеспечение длительного устойчивого роста жизненного уровня населения.

Среднемесячная заработная плата в народном хозяйст­ве СССР с 1950 по 1970 г. увеличилась в 2 раза (с 64 до 122 р.), выплаты и льготы из ОФП - почти в 2.5 раза. В итоге реальные доходы на душу населения только в 60-е гг. возросли на 59%, а в 1970 г. они составили по отношению к 1940 г. 398 %.60 В эти годы были фактически заново созданы отрасли, нацеленные на удовлетворение массового потребительского спроса населения (электро­бы­товая техника, массовое жилищное строительство, автомобиле­строение и т. п.). За этим стояли не только назревшие изменения в структуре народного хо­зяйства, но и практическая реализация курса на экономическую заинтересо­ванность хозяйствующих субъ­ектов. Оказалось, что замена системы принуж­дения и морально-идеологического воздействия системой экономического стимулиро­вания в условиях поддержания объективно обоснованной сбалан­сированности товарной и денежной массы выступает мощным ры­чагом хо­зяйственного подъема, имеющим больший потенциал. В существующих в то время условиях это был фундаментальный урок, закрепляющий позиции ре­формизма в нашем обществе.






Заключение

Как много значат деньги для экономического процветания и благопо­лучия. Из вышесказанного видно, что нет общего согласия в вопросах «как» и «в какой мере» изменения темпов роста денежной массы воздействует на объём производства, занятость и цены. Однако, экономическое значение де­нег трудно переоценить. Без понимания сущности денег и их функций не­возможно понимание действия механизмов рыночной экономики, а главное – воздействие на них.

Чтобы понять, что такое «экономика» и как процессы протекающие в ней, влияют на жизнь нашего общества, займитесь изучением денег, их сущ­ности и функций. Знание этого вопроса позволяет по-новому взглянуть на многие экономические проблемы, с которыми сталкивается наше общество и даёт шанс попытаться изменить что-то к лучшему, используя свой индивиду­альный подход и накопленный учёными опыт.

Сегодня на практике товары идеально приравниваются не к золоту, а к кредитно-бумажным деньгам, связь которых с золотом разорвана, поскольку прекращен их свободный размен на драгоценный металл. Кредитно-бумаж­ные деньги теперь выполняют роль золота, выступая всеобщим эквивален­том. В то же время использование знаков стоимости в качестве денег придает им некоторые товарные черты: они покупаются и продаются, обмениваются на товар, но деньги лишены главного свойства товара - собственной стоимо­сти. Кредитно-бумажные деньги выполняют роль измерителя стоимости.

На основе проделанной работы, можно сделать вывод о том, что фи­нансовые и социально- экономические реформы в России 19- 20 вв. были на­веяны необходимостью изменения социально- экономической ситуации в стране, с целью выхода из кризиса. Нельзя однозначно утверждать, что одна реформа удалась, а другая нет, потому что финансовый и социальный сек­торы связаны друг с другом и изменения в дном секторе ведет к необрати­мым последствиям в другом. Это является обычным циклом экономического прогресса.


Список литературы

Дайджест экономической теории [Текст]: учеб. пособие / Под ред. проф. В.М. Соколинского. – М.: «Аналитика-пресс», 2004.г.

Деньги. Банки. Кредит [Текст]. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

Курс экономики. [Текст]: учебник / Райзберг Б.А.. М., 2000 г.

Курс экономической теории [Текст]: учеб.пособие /Чепурна М.Н..Киров.: «АСА», 2002 г.

Российский экономический журнал [Текст] / Ст. «денежные реформы России: история и современность» №11, 2005.

1 Деньги: история и современность. - М.: «Экономикс», 2000 г.

2 Деньги: история и современность. - М.: «Экономикс», 2000 г.

3 Чепурина М.Н. Курс экономической теории.Киров.: «АСА», 2002 г.

4 Дайджест экономической теории. Учебное пособие /Под ред. проф. В.М. Соколинского. – М.: «Аналитика-пресс», 2004.г.

5 Деньги. Банки. Кредит. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

6 Дьяченко В.П. "Денежное обращение и кредитная система СССР за 20 лет". - М.: Госфиниздат, 1998 г.

7 Дьяченко В.П. "Денежное обращение и кредитная система СССР за 20 лет". - М.: Госфиниздат, 1998 г.

8 Дайджест экономической теории. Учебное пособие /Под ред. проф. В.М. Соколинского. – М.: «Аналитика-пресс», 2004.г.