Реферат: Законодательство о бюджетной системе РФ - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Законодательство о бюджетной системе РФ

Рефераты по финансам » Законодательство о бюджетной системе РФ

СОДЕРЖАНИЕ:


Введение………………………………………………………………………….3

Прововые основы функционирования Бюджетной системы…………………4

Уровни нормативного регулирования бюджетного процесса в Российской Федерации……………………………………………………………………….8

Список использованной литературы…………………………………………12

ВВЕДЕНИЕ


Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов


Бюджетное законодательство как часть финансового законодательства - это совокупность актов, определяющих бюджетное устройство государства, его субъектов, местного самоуправления, регулирующих отношения по поводу распределения бюджетных средств между бюджетами разного уровня, их расходования, а также актов, устанавливающих порядок формирования и исполнения бюджетов, осуществления финансового контроля, формирования внебюджетных фондов и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Определяющее влияние на бюджетное законодательство оказывают нормы конституционного, административного и гражданского права. В соответствии с Конституцией России бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из актов различного уровня - как федерального, так и регионального. Имеются также правовые акты местного самоуправления. В этих условиях систематизация законодательства имеет важное значение.

Большинство юристов рассматривают финансовое право как самостоятельную отрасль российского права, а бюджетное право - его правовым институтом или разделом.Финансовое право как отрасль права состоит из финансово - правовых институтов. Центральное место среди них занимают нормы бюджетного права, закрепляющие построение бюджетной системы государства, регламентирующие доходы и расходы всей бюджетной системы и каждой его составной части, а также нормы, регламентирующие бюджетный процесс


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНО СИСТЕМЫ.


Бюджетное законодательство РФ это иерархическая система нормативных правовых актов, принятых на федеральном , субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням.


Первый уровень составляет БК РФ.


Второй – представлен федеральными и субфедеральными законами и нормативными актами органом местного самоуправления .


Третий – постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.


Четвертый – правовыми актами Минфина РФ и других федеральных ведомств, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня.


Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.


До 1991 года бюджетная система страны была чрезвычайно централизованной. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в Государственном бюджете СССР, который включал союзный бюджет автономных республик, бюджеты краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Начиная с сельских и посeлковых бюджетов, все бюджеты по вертикальному принципу последовательно объединялись в государственном бюджете. Таким образом, бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тысяч бюджетов. Единство этой системы обеспечивалось единым планом экономического и социального развития, всей экономической системой СССР.


Становление российской бюджетной системы совпало с началом радикальной экономической реформы и предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации.


Построение и развитие современной бюджетной системы в РФ обеспечивалось принятием ряда законодательных актов, предусматривающих правовые основы её построения на принципах демократизации и усиления территориальных подходов. Основными документами, регламентирующими функционирование всей бюджетной системы, страны являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. №145-Ф3, Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.98 г. №146-Ф3, и вторая от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), закон РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса с РСФСР от 10.10.91 г. №1734-1 (с изменениями и дополнениями), Закон РФ Об основах налоговой системы в РФ от 27.12.91 г. №2118-1, принимаемый ежегодно Федеральный закон О Федеральном бюджете на год, а также налоговое законодательство РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ.


Важное значение для развития бюджетов субъектов Федерации имел ФЗ № 4607 принятый в 1993 году, Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга , органов местного самоуправления. Этот закон определял права субъектов Федерации, а также местных территориальных образований в лице их законодательных (представительных) и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты и расходование средств этих бюджетов, взаимоотношения указанных органов власти в бюджетном процессе. Закон также установил общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития национально-государственных и административно-территориальных образований.


Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 году Закон РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР.


В 1998 году был принят, а с 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс РФ, который расширил бюджетную систему, включив в нее бюджеты государственных внебюджетных фондов.


Бюджетный кодекс – это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.


Не все страны мира имеют бюджетный кодекс. Многие ограничиваются принятием законов по различным вопросам бюджетных правоотношений.


Необходимость его принятия в РФ была обусловлена:


• устареванием ранее действующего бюджетного законодательства и несоответствием его Конституции РФ;


• отсутствием норм, регламентирующих процесс исполнения бюджетов и контроля за его исполнением;


• изменением принципов организации межбюджетных отношений;


• необходимостью установления ответственности участником бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд и др.


Бюджетные правоотношения включают:


• отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга;


• отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.1


Бюджетные правоотношения относятся к области публичного права, они определяют бюджетные права каждого из субъектов этих правоотношений. Нормы гражданского права в сфере бюджетных правоотношений не действуют.


Компетенция органов государственной власти в области организации бюджетных правоотношений определена БК РФ ст.7.


Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.


Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.


Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.


Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Международные договоры РФ применяются к бюджетным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется принятие внутригосударственных актов

УРОВНИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В части первой Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК), которая озаглавлена "Общие положения", определены следующие вопросы: бюджетное законодательство РФ (гл.1); компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений (гл.2). В этой части также приводится понятийный аппарат БК.


Бюджетное законодательство Российской Федерации (глава 1). БК начинается с определения круга бюджетных правоотношений, т.е. отношений, возникающих между субъектами бюджетного права в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.


БК определяет также структуру бюджетного законодательства России (см. схему 1).


"Схема 1. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации"



БК принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России. Нормативно-правовые акты, которые обозначены на схеме 1, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить БК. В то же время, БК устанавливает приоритет международных правовых норм: если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора.


Составная часть основных положений БК - понятия и термины, применяемые в Кодексе. В ст.6 даются определения 25 терминов, далее отдельно от этого списка приводятся еще свыше 70 определений, рассредоточенных по статьям БК. Например, определение регулирующих доходов бюджетов приводится в ст.48. Многие из понятий определялись более ранними бюджетными законами, и в их отношении БК сохраняет преемственность, однако появились и иные трактовки прежних терминов, и новые понятия. В прил.2 представлен сравнительный анализ некоторых определений бюджетной терминологии, которые изложены в БК; Законе РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (в ред. Закона РСФСР от 18.12.91 N 2056-1; Законов РФ от 07.02.92 N 2301-1; от 24.06.92 N 3119-1; Федеральных законов от 05.11.94 N 36-ФЗ; от 31.07.95 N 118-ФЗ); Законе РФ от 15.04.93 N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления"; Федеральном законе от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".


БК выделяет три вида безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи:


дотации - предназначены для покрытия текущих расходов и направляются исключительно в бюджеты;


субвенции - предоставляются на осуществление определенных целевых расходов и могут быть переданы как в бюджет, так и юридическим лицам;


субсидии - предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов и передаются бюджетам, а также юридическим и физическим лицам.


БК определяет такое понятие как "ссуда" в новых границах: бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Несмотря на то, что ссуда упоминается почти во всех бюджетных законах, именно БК законодательно ограничивает время предоставления ссуды шестью месяцами, хотя традиционно на практике срок ссуды ограничивался финансовым годом.


БК определяет также формы внешних заимствований РФ (связанные кредиты правительств иностранных государств, нефинансовые кредиты международных финансовых организаций).


БК вводит много новых определений понятий, которые использовались в бюджетной практике, но в силу ряда причин не были законодательно установлены. Например, в ст.115-118 БК не только дается определение государственных, муниципальных гарантий, но и подробно определены условия их предоставления.


Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений (глава 2). В этой главе БК законодательно установил вертикальное распределение компетенции между уровнями власти.


К компетенции федерального уровня государственной власти относится:


установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;


разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;


разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;


установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;


составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;


предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;


установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;


утверждение бюджетной классификации РФ;


установление федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;


управление долгом РФ;


определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;


установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ; другие полномочия.


Таким образом, органы государственной власти РФ определяют вопросы федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также регламентируют основы бюджетного процесса для других уровней государственной власти и местного самоуправления.


В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся вопросы, связанные с бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, а также порядок организации межбюджетных отношений в конкретном субъекте РФ, хотя эти вопросы находятся в сфере совместного ведения с федеральными органами государственной власти.


Соответственно, компетенция органов местного самоуправления должна осуществляться в пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами органов власти местного самоуправления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Бюджетный кодекс Российской Федерации


market-pages


birzhadiplomov.narod/kbkrf3.htm


Конституция Российской Федерации


lawmix/ads.php