Реферат: Консолидация в банковском секторе финансовый кризис и новое финансовое законодательство - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Консолидация в банковском секторе финансовый кризис и новое финансовое законодательство

Рефераты по финансам » Консолидация в банковском секторе финансовый кризис и новое финансовое законодательство

КОНСОЛИДАЦИЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ: ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И НОВОЕ ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

Дорохина И.Н.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Дышекова А.А


В настоящее время российская финансово-банковская система проходит испытание на прочность. В условиях мирового финансового кризиса, обострения кризиса ликвидности и снижения уровня доверия к контрагентам происходит накопление кредитных рисков.

Воздействие внешних шоков оказало крайне негативное влияние на ситуацию на российском рынке ценных бумаг и характер поведения банков и их клиентов, ударило по темпам роста рынка страхования и таким образом отразилось на динамике деятельности финансовых организаций.

В течение нескольких месяцев уровень капита­лизации российских компаний упал почти на 75 %. По итогам первого полугодия текущего года темпы роста практически всех показателей банковского сектора снизились, хотя и продолжают оставаться на уровне выше средних по российской экономике в целом. Временные затруднения с ликвидностью в ряде банков не вызвали «эффекта домино», однако, подорвали уровень доверия внутри банковской системы и привели к остановке рынка межбанковского кредитования. Купирование этой ситуации стало возможным благодаря своевременным действиям Банка России, который, опираясь на новые зако­нодательные возможности, использовал широкий арсенал средств для поддержания уровня ликвидности на достаточном уровне.

На протяжении последних лет российская финансовая система находилась в фазе интенсивного подъема. Так, за период с 2003 по 2008 г. совокупные активы коммерческих банков выросли с 4,1 до 20,1 трлн. руб., или в 5 раз, что по мировым меркам можно считать беспрецедентным результатом. Темпы роста финансового сектора заметно опережали динамику практически всех отраслей и сфер российской экономики. Благодаря этому повысилась степень насыщенности нефинансового сектора банковскими услугами. Значительный рост продемонстрировал биржевой срочный рынок (фьючерсы и опционы). Однако это впечатляющее развитие происходило в условиях острого дефицита внутренних долгосрочных финансовых ресурсов.

В структуре активов банковского сектора доминирующее место прочно заняло кредитование нефинансового сектора, в том числе населения, на ссуды которому приходится более 20 % совокупного кредитного портфеля. Ресурсная база коммерческих банков, хотя и характеризуется дефицитом долгосрочных и устойчивых пассивов, тем не менее, становится все более диверсифицированной за счет привлечения средств предприятий и населения. Заметно повысилась в последние годы инвестиционная привлекательность российской банковской системы, что нашло отражение в высоких темпах роста собственных средств и доли нерезидентов в совокупном уставном капитале. Весомую роль в изменении масштабов и структуры финансовой деятельности сыграла и продолжает играть конкурентная среда, побуждающая участников рынка финансовых услуг развивать сеть точек продаж, расширять продуктовые линейки, переходить на высокие стандарты обслуживания клиентов.

По сути, с принятием комплекса антикризисных мер и новых законов Правительство, и Банк России создали в банковском секторе новую конфигурацию, явно не закрепленную в законодательстве о банках и банковской деятельности. Формируются три четко выраженных слоя (группы) кредитных организаций.

Во-первых, выделена группа привилегированных банков с государственным участием. В отношении них многократно звучали высказывания высокопоставленных должностных лиц о безусловной надежности и устойчивости. В нарушение общих принципов равной конкуренции фактически произошло выделение данной группы коммерческих банков в «высшую группу» надежности. Более того, на первом этапе имен­но перед этими банками была поставлена задача борьбы с кризисом ликвидности и распределением государственных ресурсов в экономике. Эта задача не была ими выполнена.

Во-вторых, с введением механизма беззалоговых аукционов выделилась группа банков, которые тем самым получили весьма широкий доступ к ликвидности.

В третью группу попали небольшие банки, которые, по сути оказались лишены какой-либо государственной поддержки. Речь идет о почти 700 кредитных организаций (не входящих в банковские группы), которые, как правило, успешно работали и работают на межрегиональном и региональном уровнях. Именно для данной группы банков особенно остро встали проблемы выживания, укрупнения и консолидации.

Условно уже предложенные и обсуждаемые в Правительстве и Парламенте законода­тельные меры можно разделить на пять групп:

1. Формирование и выделение финансовых ресурсов для консолидации.

2. Административное давление на банки в целях понуждения к слиянию и укрупнению.

3. Снятие существующих правовых барьеров для реорганизации и слияния.

4. Меры, направленные на восстановление доверия и решение системных проблем (страхование депозитов, поддержка МБК). Важно не потерять пассивную базу и доверие при консолидации.

5. Общие меры по поддержке банковского сектора. Здесь надо выделить меры по снижению нормативного давления на банки-санаторы.

Механизмы выделения ресурсов для консолидации банковской системы получили закрепление в двух законах:

1) в Законе «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», принятом в середине октября;

2) в Законе «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», принятом в конце октября.

Одновременно с первым законом был принят закон о внесении изменений в СТ. 46 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нововведения направлены на предоставление дополнительных мер государственной поддержки банкам и компаниям, оказавшимся в сложном финансовом положении в связи с ситуацией на мировых финансовых рынках.

Сегодня, в условиях разворачивания кризиса, основные источники средств для консолидации эмиссия ЦБ и средства государственных фондов.

Основные меры, которые включены в план действий Правительства, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, прежде всего в части развития финансовой и банковской системы:

1.Совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, в том числе кредитных, посредством исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации.

2.Совершенствование механизмов регулирования несостоятельности небанковских финансовых организаций.

3.Совершенствование залоговых правоотношений в ходе дела о банкротстве, в том числе упрощение механизма обращения взыскания и реализации заложенного имущества за счет введения внесудебного порядка и введение безусловного погашения требований залоговых кредиторов.

4.Расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвес­тиционного портфеля или негосударственного пенсионного фонда.

5.Обеспечение возможности допуска профессиональных участников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны Банка России с передачей функций надзора и регулирования экономических показателей профессиональных участников Банку России.

6.Снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения воз­можностей по привлечению финансирования.

7.Разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства.

8.Введение института депозитарного учета закладных, снижающего издержки при их обращении, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов.

9.Введение института общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций.

10.Уточнение условий выпуска биржевых облигаций, в том числе разрешение выпуска биржевых облигаций сроком до 3 лет.