Финансовая политика
Сущность, содержание и основные цели финансовой политики.
Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.
Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).
Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.
Финансовая политика — деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.
Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:
• выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
определение основных направлений использования финансов
на перспективу и текущий период;
осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего периода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвижностью. Типичный пример решения тактических задач — бюджет страны, принимаемый на очередной год.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:
стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;
повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;
способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;
Приводит к повышению материального и культурного уровня населения.
При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.
К основным целям финансовой политики, можно отнести следующие:
1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.
2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.
3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения
Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.
Типы и виды финансовой политики.
Различают следующие типы финансовой политики:
Дискреционная политика. Политика активного вмешательства государства в финансовые процессы за счет изменения законодательных актов.
Недискреционная политика. Она существует за счет встроенных стабилизаторов:
Социальные выплаты;
Налоговые системы;
Программы финансовой помощи отдельным видам производителей;
Инертность и склонность к потреблению;
Государственный кредит.
Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты выделяют 3 её вида:
Финансовая политика экономического роста. Она предполагает следующие инструменты её реализации: снижение налогов, увеличение государственных расходов.
Сдерживающая политика. Предполагает увеличение налогового бремени и уменьшение государственных расходов. Экономическая политика предполагает ограничение деловой активности и уменьшение реального объёма ВВП по сравнению с потенциально возможным уровнем.
Финансовая политика стабилизации предполагает ограничение деловой активности в отдельных отраслях и экономический рост в других отраслях.
Другие работы по теме:
Рынок 4
3. Рынок: понятие, функции, структура Рынок — это система взаимодействия производителей и потребителей, основанного на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен
Понятие национальной экономики и её структура
10.1. . Одной из целей экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества. При этом микроэкономика исследует главным образом поведение отдельных хозяйствующих субъектов, исследованием же экономической системы как единого целого занимается макроэкономика, в рамках данного раздела экономической теории анализируется комплекс процессов в экономической политике: общественное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, инфляция, безработица.
Роль минерального сырья в современной мировой экономики
РОЛЬ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Исследуя совокупность факторов и явлений, причастных к привлечению минеральных ресурсов в общественное производство, недостаточно изучать их лишь на равные отдельных, относительно изолированных и автономных народнохозяйственных комплексов или экономических систем.
Бюджетный дефицит 8
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой.
Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения 2
1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Существует точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом.
Переходная экономика 5
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.
Пресс-релиз о денежно-кредитной политике за 2009 год
Пресс-релиз о денежно-кредитной политике за 2009 год 24 февраля 2010 года Правление Национального банка Кыргызской Республики обсудило результаты денежно-кредитной политики за 2009 год и денежно-кредитную программу на предстоящий период.
Анализ прибыли и рентабельности конкретного предприятия - ООО Хлебозавод Троицкий
РЕФЕРАТ Данная дипломная работа посвящена анализу прибыли и рентабельности конкретного предприятия - ООО «Хлебозавод Троицкий». В первой главе выпускной квалификационной работы раскрывается экономическая сущность, значение прибыли и рентабельности, сущность финансовой устойчивости и факторы, ее определяющие, а также рассматривают особенности оценки финансовой устойчивости организации в современных условиях хозяйствования.
Финансовая политика и система
Регулирование социально-экономических процессов в современном мире. Финансовая политика как инструмент воздействия на экономику. Механизм, сглаживающий скачкообразное развитие экономических отношений. Финансовое планирование и программирование.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Политическая власть, её структура и функции
Понятие власти является одним их центральных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
Финансовая политика предприятия 3
Финансовая политика предприятия Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач. Содержание финансовой политики предприятия многогранно и включает следующие аспекты:
Ашанти государство
Ашанти , или Федерация Ашанти Эджису — раннефеодальное государство, находившееся на территории современной Республики Гана, в Африке в конце XVII—XIX веках.
Длинные циклы в экономике
План Введение 1 Разновидности длинных циклов в экономике Список литературы Введение Длинные циклы в экономике — экономические циклы с длительностью более 10 лет. Иногда называются по именам их исследователей.
Экономический кризис в Грузии 2008 2010
Экономический кризис в Грузии — экономический кризис в Грузии 2008—2010 годов, произошедший на фоне мирового экономического кризиса. Ход кризиса Развившийся с начала 2008 года мировой экономический кризис отразился на экономике Грузии.[1] С весны 2008 возникли проблемы с финансовыми ресурсами, упала инвестиционная активность, сократилось потребление.[1]
Финансовая деятельность государства 4
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.
Система учета US GAAP
Учетная политика Выбор и применение учетной политики должны основываться на соответствующих Международных стандартах финансовой отчетности. При использовании различных активов необходимо в целях определения порядка их отражения в финансовой отчетности обращаться к соответствующим стандартам.
Создание инфраструктуры применения МСФО
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.