Сущьность финансового контроля

Рефераты по финансам » Сущьность финансового контроля

1. Сущность финансового контроля

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства предприятий учреждений организаций) с применением особых методов.

Он включает:

·контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;

·оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.


Финансовый контроль — стоимостный контроль поэтому в отличие от других видов контроля (экологического санитарного административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов включая и стадию осмысления финансовых результатов.


Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов) финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства создания условий для финансовой стабилизации.

 Это прежде всего разработка утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством включая налоги и другие обязательные платежи соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений акционеров и внутренний контроль' проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постудит" который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производствейно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Следовательно финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы финансового контроля постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности в 1990 г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство Государственная налоговая служба Счетная палата Федеральная служба страхового надзора. Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Министерства финансов России изменились его функции. Возник аудиторский контроль.

Новые формы приобрел общественный финансовый контроль. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России (ЦБР) так и за деятельностью самого ЦБР со стороны законодательных органов.

Новые тенденции в развитии финансового контроля в России:

1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП денежной массой формированием и использованием фондов денежных средств поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание.

2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм инвестиционных банков и финансовых корпораций.


Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета в стране — бухгалтерского бюджетного налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля.

И Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне присущем демократическому государству.