Фотография

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Специальность: ЖУРНАЛИСТИКА

Дисциплина: фотожурналистика

Контрольная работа №2

Студент – Шарова Дарья Сергеевна (2 курс)

Ярославль

‏2002

1. С какого времени и почему фотография стала более широко использоваться в периодических печатных изданиях что по сути явилось началом журналистики?

Фотографии для журналов гравировали это усложняло процесс тиражирования именно поэтому их мало использовали в полиграфии. Лишь в конце 70-х начале 80-х гг. XIX в. когда в полиграфии появятся новые виды воспроизведения фотоснимков (фототипия цинкография) порожденные самой же фотографией фотографии все чаще и чаще стали появляться в массовой печати.

Фототипия- Способ плоской печати со стеклянной или металлической зерненой пластины покрытой светочувствительным слоем на которую фотографическим путем наносится воспроизводимое изображение. При печатании краской смачиваются только печатающие элементы. Второе значение - оттиск полученный с такой пластины[1] .

Цинкография- Один из видов изготовления репродукционных форм высокой печати. Он позволяет полученные с изооригиналов в том числе сделанных фотоспособом негативы копировать на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину а затем посредством травления кислотой незадубленных при копировании пробельных элементов получать цинкографские клише[2] .

2. Дайте определения информационным жанрам фотожурналистики.

К информационным жанрам журналистики относятся фотоинформация фоторепортаж фотоиллюстрация:

Так в основе фотоинформации лежит единичный факт сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю где когда и с какими первыми последствиями он случился. Фотоинформация - наиболее оперативная форма отображения положительных и отрицательных сторон действительности. Это та форма ее фиксации которая ранее других выделилась в особый жанр фотожурналистики.

Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие направленное коммуникатором (фоторепортером журналистами органом СМИ) на зрителя и читателя с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков рисующих событие в фазах его изменений его поступательного или динамического развития а может быть и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.

Фотоиллюстрация - вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.

3. Дайте определения публицистическим жанрам фотожурналистики.

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку фотоочерк фотопортрет фотоплакат фотосериал фотомонтаж фотоколлаж.

Фотозарисовка - предтеча фоторепортажа. Как отмечает С. Морозов истоки жанра обнаруживаются в истории отечественной фотографии и связаны с социальной фотографией. Такое понятие и вид съемки возник после выхода фотографов из павильона и начала съемок "под жизнь" с ее социальными контрастами и противоречиями. Первые фотозарисовки "с натуры" - это серия фотографий нижегородца М. Дмитриева: быт бурлаков босяков странников крестьян. Уже в его произведениях проявилась основная типологическая черта жанра: не строгое документирование деталей "дна жизни" а создание жизнеутверждающего настроения попытки вызвать романтическое восприятие действительности путем создания импрессионистских эффектов заимствованных из живописи.

Фотоочерк - жанр фотожурналистики отличающийся пристальным вниманием к человеку "очерчивающий" основные этапы его судьбы круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе общности людей о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых о путешествиях ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный проблемный и путевой.

Фотомонтаж фотоплакат и фотоколлаж - это такие жанры фотожурналистики которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом в фотоколлаже и фотоплакате - синтетическим изобразительным способом с помощью рисунка компьютерной графики. Все эти жанры синтетические в них активно работают как визуальное изображение так и емкий экспрессивный вербальный текст.

4. Охарактеризуйте такие виды тиражирования фотоснимков как фотогравюра фототипия фотолитография.

Фотолитография - вид графического искусства. Основан на литографическом способе печатания с применением фотографии когда камень для получения исходного изображения покрывается светочувствительным слоем. Получила широкое распространение после открытия фотографии в 1839 г. и до изобретения цинкографии в 80-х гг. XIX .Второе значение - оттиск с фотолитографской печатной формы .

Фототипия - способ плоской печати со стеклянной или металлической зерненой пластины покрытой светочувствительным слоем на которую фотографическим путем наносится воспроизводимое изображение. При печатании краской смачиваются только печатающие элементы. Второе значение - оттиск полученный с такой пластины.

Гравюра - (фр. gravure). Вид графического искусства в котором изображение является печатным оттиском выпуклого или углубленного рисунка выполняемого различными приемами гравирования на поверхности пластины ("доски"). Второе значение - сама пластина или оттиск с нее. Нередко к гравюре относят и литографию ("плоская" гравюра).

Фото-тинто-гравюра - фотоживописный наиболее распространенный способ тиражирования фотографий городских видов и жанровых сцен во второй половине XIX в.

5. Каковы были первые основные направления использования фотографии?

Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения развивались по нескольким направлениям. Это во-первых применение фотографии в качестве памятного исторического документа во-вторых - включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства. Но самым интенсивным образом светопись стала развиваться в области бытового и исторического портрета а также ввиду кажущейся прогрессивности по сравнению с живописью как альтернатива произведениям изобразительного искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Например видовая фотосъемка географов этнографов репортеров-путешественников нередко выполняла не только свои естественнонаучные функции но и имела эстетический характер а со временем становилась историческим документом. То же можно сказать об индивидуальных и групповых фотопортретах снятых в частных бытовых целях но становящихся со временем научным и документальным свидетельством эпохи.

6. Назовите жанры фотожурналистики ведущие свое происхождение

а) от жанров изобразительного искусства;

Живопись в свою очередь подразделяется на монументальную и станковую а последняя - на станковую картину пейзаж портрет натюрморт.

Графическое искусство имеет свои жанры - рисунок плакат карикатуру книжную иллюстрацию промышленную и оформительскую графику.

Фотоискусство при своем зарождении использовало не только принципы отображения действительности веками складывавшиеся в изобразительном искусстве но и его жанры. Есть в фотожурналистике и свои "монументальные полотна" - развороты в газетах и журналах посвященные как социальной тематике так и рекламно-развлекательной. Есть пейзажи портреты натюрморты.

б) от жанров литературы;

В литературе как виде художественного творчества виде деятельности наиболее близком к журналистике исторически определились и существуют такие жанры:

· рассказ повесть роман (относятся к эпическому роду);

· драма комедия трагедия (относятся к драматическому роду);

· поэма баллада элегия ода лирическое стихотворение (относятся к лирическому роду).

в) от жанров риторики и журналистики.

Но если говорить о видовой и родовой сущности фотожурналистики (не фотоискусства!) она конечно ближе журналистике. А в журналистике есть еще и такие жанры как информация информационная заметка репортаж очерк комментарий эссе фельетон памфлет. И со всеми этими жанрами в прямой и непосредственной связи находится фототворчество фотожурналистика.

7. Перечислите основные отличия жанрового воплощения социально-экономических тем в советской и постсоветской фотожурналистике.

Это знак времени - постоянная публикация подобных очерков в разного рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила. Но историки журналистики отмечают что так называемая социальная фотография социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества самого его "дна" криминальных асоциальных групп и личностей. Мотив скандала эпатажа насилия "клубничики" в лучших (то есть худших) традициях буржуазной прессы которые еще 10 лет назад нещадно критиковались постоянно присутствует в самых респектабельных а тем более - в "желтых" изданиях. Это драма сегодняшнего дня сегодняшнего фотоочерка.

Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского социума политической финансовой коммерческо-художественной элиты. Последнее определение относится не к народным артистам (многие из них оказались чуть ли не на социальном дне) а к новой генерации деятелей поп- и шоубизнеса разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля портретных очерковых жанровых снимков публикуемых в современной российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются "глянцевые" журналы основная функция которых - рассказ об известных лицах и персонах так называемых VIP (журналы "Профиль" "Караван истории" и др.).

8. Назовите известных отечественных и зарубежных мастеров фоторепортажа.

Фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие направленное коммуникатором (фоторепортером журналистами органом СМИ) на зрителя и читателя с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков рисующих событие в фазах его изменений его поступательного или динамического развития а может быть и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий. Фоторепортаж может вылиться и в один репортажный снимок. Репортаж может быть и серией репортажных снимков отражающих как одно событие так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или наоборот хаотических событий объединенных одной темой из области непознанного неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в прессе постсоветской России. В достаточно короткий промежуток времени на страницы газет журналов и книг хлынула информация из всех областей человеческого знания и незнания человеческой деятельности и недеятельности окружающей человека естественной и неестественной природы.

Первые репортажные снимки с места событий появились в европейских газетах в середине XIX века - отмечает исследователь фотопублицистики Г. Чудаков (Г. Чудаков 1988). Их авторов называли "злободневными фотографами". Среди них самым известным был уже упоминавшийся в первых лекциях англичанин Роджер Фентон. Он прославился как светописец Крымской войны. Широкую известность получил также военный репортер Мэтью Бреди показавший суровую и жестокую правду гражданской войны в Америке.

В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям в публикациях журнала "Всемирная иллюстрация" затем иллюстрированных журналов "Стрекоза" и "Нива". Широко известным фоторепортером конца XIX - начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа.

9. Каковы жанровые особенности фотоочерка?

Фотоочерк - жанр фотожурналистики отличающийся пристальным вниманием к человеку "очерчивающий" основные этапы его судьбы круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе общности людей о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых о путешествиях ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный проблемный и путевой.

Это знак времени - постоянная публикация подобных очерков в разного рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила. Но историки журналистики отмечают что так называемая социальная фотография социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества самого его "дна" криминальных асоциальных групп и личностей. Мотив скандала эпатажа насилия "клубничики" в лучших (то есть худших) традициях буржуазной прессы которые еще 10 лет назад нещадно критиковались постоянно присутствует в самых респектабельных а тем более - в "желтых" изданиях. Это драма сегодняшнего дня сегодняшнего фотоочерка.

Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского социума политической финансовой коммерческо-художественной элиты. Последнее определение относится не к народным артистам (многие из них оказались чуть ли не на социальном дне) а к новой генерации деятелей поп - и шоубизнеса разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля портретных очерковых жанровых снимков публикуемых в современной российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются "глянцевые" журналы основная функция которых - рассказ об известных лицах и персонах так называемых VIP (журналы "Профиль" "Караван истории" и др.).

Выражая законченную авторскую мысль сюжет фотоочерка всегда завершен на жизнеутверждающей или драматической ноте чем этот жанр сближается с произведениями литературы и искусства. Соотношение факта и образа в отражении реальности использование при этом соответствующих изобразительных средств особенно применительно и к жанру репортажа и к жанру очерка.

Для жанров фоторепортажа и фотоочерка характерна одна и та же типологическая общность - многокадровый изобразительный ряд.

10. Дайте определение жанрам фотомонтажа и фотоколлажа назовите имена их основоположников.

Фотомонтаж и фотоколлаж - это такие жанры фотожурналистики которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом в фотоколлаже - синтетическим изобразительным способом с помощью рисунка компьютерной графики. Все эти жанры синтетические в них активно работают как визуальное изображение так и емкий экспрессивный вербальный текст.

Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для придания сообщениям о фактах и явлениях действительности имиджам тех или иных непопулярных политиков комического и сатирического эффекта. Основоположник и классик жанра фотомонтажа - Джон Хартвильд. Он разрабатывал преимущественно антивоенную антифашистскую тематику. Основоположник жанра коллажа в изобразительном искусстве (с использованием фотографии) - художник Макс Эрнст.

Литература:

1. Диск ИДО РУДН: Хрестоматия версия 1 и 2.

2. Диск ИДО РУДН версия 2 и 3.

3. Интернет сайты: www.photographer www.photoweb www.photo www.goo www.torama


[1] Диск ИДО РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов.

[2] Диск ИДО РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов.