Для понимания того, что представляет собой современное естествознание, важно выяснить, когда оно возникло. В этом отношении развиваются различные представления.
Иногда отстаивается позиция, что естествознание возникло в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире. Так, Джон Бернал в книге "Наука в истории общества" пишет: "Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека..."
Некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в V веке до н.э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н.э. в городах-полисах Греции - очаге будущей европейской культуры.
Некоторые историки связывают возникновение естествознания с постепенным освобождением мышления от догм аристотелианских воззрений, которое связано с деятельностью оксфордских ученых XII-XIV вв. - Роберта Гроссета, Роджера Бэкона и др. Эти исследователи призывали опираться на опыт, наблюдения и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции.
Большинство историков науки считают, что о естествознании в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с возникновением науки, являются работы И.Ньютона. Рождение науки, естествознания здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В это же время происходит рождение науки в качестве особого социального института. В 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. - Парижская Академия Наук.
Существует точка зрения, что современное естествознание возникло в конце XIX века. В это время наука оформляется в особую профессию благодаря в первую очередь реформам Берлинского университета, проходивших под руководством знаменитого естествоиспытателя Вильгельма Гумбольта. В результате этих реформ появилась новая модель университетского образования, в которой обучение совмещено с исследовательской деятельностью. Эта модель была лучше всего реализована в лаборатории известного химика Ю.Либиха в Гисене. В результате утверждения новой модели образования на мировом рынке появились такие товары, разработка и производство которых предполагает доступ к научному знанию (удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары и др.). Процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.
Другие работы по теме:
Современные концепции естествознания.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА Кафедра “Название кафедры” Утверждаю Ректор ИМИСП _______________ А.Н.Лапин "____" ____________ 199__
Теоретические источники философии марксизма
Submitted by Cosmo on Sat, 07/04/2009 - 22:34 Related Terms : Философский ликбез марксизм материализм Возникновение марксистской философии определялось не только социально-экономическими условиями, но и всем предшествующим развитием общественной мысли, науки и техники.
Вульгарный материализм
Вульгарный материализм (лат. vulgaris – упрощенный) – понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала – середины 19 в. К.Фохта.
Операционализм
Операционализм, операциональный эмпиризм, философская концепция операциональной перестройки языка науки. Операционализм возник в связи с важнейшими открытиями в физике в начале 20 в., поставившими вопросы о природе физических понятий.
Веланский Данило Михайлович
Исходил из тождества бытия и мышления, критиковал агностицизм, развивал идеи о всеобщей взаимосвязи /борьба полярностей, триада/. Оказал влияние на М. Павлова и любомудров.
Курс "Основы естествознания, православный взгляд"
Наука дает убедительные результаты лишь в исследовании процессов функционирования тех или иных систем, процессов многократно повторяющихся, допускающих влияние на них или хотя бы протекающих при свидетелях.
Естествознание - уроки, где ставятся проблемы
Терминологически естествознание - прямой перевод с греческого на русский язык слова "физика". Однако исторически сложилось так, что физика - это сумма глубоко разработанных разделов, а естествознание - интегрированное описание природы как целого.
Тема: Геосфера- географическая оболочка земли
Хрупкое подвижное равновесие геосферы поддерживают естественные круговороты. Но в последние два столетия в них активно встраиваются техногенные циклы, что в значительной мере смещает природное равновесие в сторону неустойчивости
Методические рекомендации по подготовке контрольного задания
Например, студент со студенческим билетом №1125 выполняет работу №125. Название темы может быть изменено по согласованию с лектором или ведущим занятия преподавателем в соответствии с рабочей программой дисциплины для данной специальности или специализации
А. В. Корячко 2011 г
Примечание: практические занятия по итпд проходят в аудиториях 209, 215 экономического факультета
Расширяющаяся Вселенная
Одной из основных концепций современного естествознания является учение о Вселенной как едином целом и о всей охваченной астрономическими наблюдениями области Вселенной (Метагалактике) как части целого - космология.
XL век до н. э.
XL век до нашей эры — промежуток времени между 1 января 4000 года до н.э. и 31 декабря 3901 года до н.э.. События Возникновение цивилизации в области Плодородного полумесяца (в Месопотамии, в районе современного Ирака).
Контркультура 2
Введение 1 Возникновение 2 Принцип образования контркультуры Список литературы Введение Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
XXX век до н. э.
События Египет Ок.2950 (ок.3000) — Окончательное объединение Верхнего и Нижнего Египта. Возникновение единого государства. Завоевание царями Верхнего Египта Нижнего.
IV век
Четвёртый ( длился с 301 по 400 годы по григорианскому календарю. События 301 год — В Армении принято христианство. В Японии основана династия Ямато 313 год — Миланский эдикт о свободе вероисповедания в Римской империи
Ауэрбах Иван Богданович
(геолог, профессор Петровской сельскохозяйственной академии в Москве) родился в 1815 году; изучал минералогию в Берлине у Вейса и Розе, а химию у Рамельсберга. Возвратившись в Россию, посвятил себя изучению геологии и вспомогательных к ней наукам. Вместе с другом своим Р. Германом (известный наш исследователь в сфере химической минералогии) объехал Урал и Финляндию, где близко познакомился с минералогическими богатствами России.
Естественно-научные модели происхождения жизни на Земле
«Загадка появления жизни на Земле с незапамятных времен волнует людей. На протяжении веков менялись взгляды на эту проблему, и было высказано большое количество самых разнообразных гипотез и концепций. Некоторые из них получили широкое распространение и доминировали в те или иные периоды развития естествознания».
Создание клеточной теории
Создание клеточной теории Рубеж 30-х и 40-х годов XIX в. ознаменовался фундаментальным обобщением, получившим название клеточной теории. Говоря о достижениях естествознания первой половины и середины XIX в., Ф. Энгельс на первое место выдвигал "три великих открытия": наряду с доказательством сохранения и превращения энергии и эволюционной теорией Дарвина, Энгельс назвал клеточную теорию. "Покров тайны,— писал он,— окутывавший процесс возникновения и роста и структуру организмов, был сорван.
Человек - феномен природы
Человек как носитель разума - особый феномен природы. Выделение людей из животного мира. Формирование в социальном обществе коллективной памяти - научной мысли. Биосоциальная природа человека. Генетическая память и "социальная наследственность".
Мендель Грегор Иоганн
Доклад по биологии ученицы 11 "Б" школы 1257 Масоловой Елены. Мендель Грегор Иоганн австрийский монах, естествоиспытатель (22 июля 1822 - 6 января 1884)
Естествознание - фундаментальная наука
Ознакомление с содержанием, целью (поиск путей практического использования природных ресурсов), предметом и объектом исследования (различные виды материи), историей развития и современными концепциями естествознания как совокупности наук о природе.
Михайло Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания.