Развитие жизни
В отличие от филогенеза — развития родов животных и растений в ходе истории Земли, — под онтогенезом понимается индивидуальное развитие каждого живого организма. Оно начинается в тот момент, когда возникает особь, и кончается, когда она умирает. В индивидуальном процессе развития под воздействием внешней среды и в результате взаимодействия с ней проявляются унаследованные свойства. Энгатьс описывает это так: «Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение своей жизни тождественны с собою и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря дыханию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции — словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть». Онтогенез представляет собой не один лишь постоянно-количественный, но также и решающий прерывисто-скачкообразный качественный процесс развития. В ходе своего онтогенеза особь не только растет, но и развивается.
На помощь эмбриологии пришла экспериментальная физиология и биохимический морфогенез. Сначала нужно было описать комплексные изменения, происходящие я ходе онтогенеза самых разнообразных животных и растений, и затем объяснить их путем открытия действующих закономерностей природы. Несмотря на полученный огромный фактический материал и многочисленные отдельные пояснения, которые удалось получить до настоящего времени, еще нет обобщающей теории онтогенеза. Уже в точение нескольких веков резко противопоставлялись друг другу два механизма: преформация и эпигенез. Согласно теории профорнации развитие есть не что иное, как рост образованного уже в яйцеклетке реформированного) крохотного организма. Эпигенетическая теория, напротив, утверждает, что лишь из яйца, в значительной мере лишенного структуры, возникают все дальнейшие структуры. Это метафизическое противопоставление не пошло на пользу развитию эмбриологии. У животных развитие особи в общем начинается с зародыша. Оно завершается состоянием зрелости, которое коренным образом отличается от зародышевого. Взрослая особь превосходит яйцеклетку но величине (у человека — в семьдесят миллиардов раз), она состоит из многочисленных клеток, а не из одной, ее степень сложности намного выше, и в отличие от яйца, обычно находящегося в покое, взрослая особь совершает сложные движения.
Список литературы
Другие работы по теме:
Преадаптация
Под термином “преадаптация” понимается всеобщее, фундаментальное свойство живых систем, определяющее их способность к опережающему отражению.
Нарушения психосексуальных ориентаций
Нарушения психосексуальных ориентаций представляют собой искажения направленности полового влечения и форм его реализации, которые известны под названием половые извращения ( сексуальные перверсии, парафилии ).
Онтология и психология жизнедеятельности человека
Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.
Взаимоотношения организма на разных этапах онтогенеза
Мысль о том, что в каждом возрастном периоде человек по-разному взаимодействует со средой, принадлежит Л.С. Выготскому. Основу идеи составляет представление, что весь онтогенез делится на четкие, достаточно продолжительные основные периоды.
Основные задачи психологической службы образования
Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Цели и задачи психологической службы
Необходимость организации жизни ребенка в условиях полноценной реализации возможностей его развития на каждом возрастном этапе. Цели и задачи психологической службы образования детей. Причины психологического дискомфорта и эмоциональной депривации.
Критерии биологического возраста
Биологический возраст - фундаментальная характеристика индивидуальных темпов развития. Основные критерии биологического возраста: морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психологические. Критерии "морфологической зрелости".
Биологические ритмы
Биологические ритмы — фундаментальное свойство органического мира, обеспечивает его способность адаптации и выживания в циклически меняющихся условиях внешней среды.
Проблема сенситивных периодов онтогенетического развития физических способностей
В последнее время проблема сенситивных и связанных с ними критических периодов развития неоднократно оказывалась в центре внимания специалистов самого разного профиля. Данная проблема имеет междисциплинарный характер и открывает реальные перспективы как для интеграции разных отраслей знания о человеке, так и для комплексного изучения человека в рамках одной науки.
Онтогенез: понятие, типы и основные атрибуты
Онтогенез - индивидуальное развитие организма, в ходе которого происходит преобразование его морфофизиологических, физиолого-биохимических и цитогенетических признаков. Основные типы и атрибуты онтогенеза, некоторые аспекты теории стабилизирующего отбора.
Функциональные системы организма
Исследование строения, деятельности функциональных систем организма, особенности и принципы их организации. Теории изучения закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования его физиологических систем на разных этапах онтогенеза.
Этапы развития человека и животных
Характеристика прямого и непрямого развития. Описание этапов эмбрионального периода развития человека, периоды постэмбрионального развития у людей и животных. Регенерация. Особенности вредного влияния алкоголя и курения на развитие организма человека.
Основные этапы индивидуального развития человека
Этапы индивидуального развития человека (онтогенеза). Пренатальный период развития человека. Промежуточный мозг, его пределы, внешнее и внутреннее строение, функция. Изменение длины и пропорций тела в процессе постнатального роста и развития организма.
Основные закономерности макроэволюции
Доказательства эволюции органического мира. Необратимый процесс развития любой системы. Адаптациогенез и формирование таксонов. Ряд последовательных изменений образующих системы органов современных организмов. Процесс эмбрионального развития у зародышей.
Биологические ритмы
Основными параметрами биоритмов. Ю.Ашофф (1984 г.) подразделяет ритмы: по их собственным характеристикам, таким как период; по их биологической системе, например популяция; по роду процесса, порождающего ритм; по функции, которую выполняет ритм.
Чарльз Роберт Дарвин
Дарвин, Чарльз (1809–1882) – английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора. В психологической области занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания.