Предпосылки возникновения.
Классические
итальянские садово-парковые ландшафты оказали значительное влияние и на
Францию. Однако, параллельно с развитием основных стилистических разновидностей
барокко, во Франции создавалась своя школа садово-паркового ландшафта, которая
использовала совершенно иные культурно-исторические традиции, а главное — иные
природные условия: благоприятный климат, хорошие почвы, поросшие
широколиственными лесами равнины, плавно текущие реки и т.д. Поэтому дальнейшее
развитие собственного паркостроения в ней пошло по совершенно иному пути.
Особенно явно этот стиль был выражен уже со второй половины XVII в.
Ведущие
европейские державы соперничали не только на театрах военных действий, но и в
создании пышности и блеска дворцово-парковых ансамблей. Эпоха просвещенного
абсолютизма сформировала совершенно новый тип культурного ландшафта,
получившего не только познавательно-увеселительные, но и
государственно-репрезентативные функции. Садово-парковое искусство продолжало
оставаться одной из любимейших забав сильных мира сего, являясь своеобразной
сценой для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических
приемов, всевозможных праздников и маскарадов, феерических представлений.
Именно поэтому регулярные парки королевских резиденций становятся к XVIII в.
самыми дорогостоящими «декорациями» для этих «спектаклей». Первопричиной такой
«театрализации» жизни, несомненно, является персона августейшего монарха, идеей
возвеличивания которой (как отражения господствующей персоны) пронизана вся
архитектурно-ландшафтная композиция.
Если
кратко сформулировать основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле
французского классицизма, то ключевыми словами будут не «изобилие и роскошь»,
наиболее характерные для барокко, а «грандиозность и величие». Существенно
изменился не только подход к использованию ландшафтных компонентов, но и вся
пространственно-планировочная композиция ансамбля. Во Франции ярчайшими
примерами этого стиля являются сады Во-ле-Виконта, Марли, Тюильри, Сен-Клу,
Версаля и др. знаменитого ландшафтного архитектора Андре Ленотра (1613—1700).
Особенности планировки.
В
отличие от известной камерности итальянского и голландского барокко, наметился
переход к проектированию культурных ландшафтов на очень обширных пространствах.
Достаточно вспомнить, например, что площадь парка Во-ле-Виконта составляла 100
га (для его строительства было снесено три деревни и отведено русло реки),
Тюильри в Париже — 16 га, Марли - более 20 га, а площадь Версаля достигала 1738
га, причем площадь только Малого парка в Версале с 12 боскетами составляла 100
га.
Зрительное расширение пространства.
Зрительное
восприятие стало играть главную роль, поэтому требовались огромные участки
земли с выровненным рельефом (что тоже служило идеям парадности, официальности
и грандиозности). Более того, впечатление огромного пространства старались
усилить, используя некоторые специфические эффекты. Например, в качестве ограды
садов стали использоваться фортификационные ограды «ах-ах», представлявшие
собой рвы с заграждениями внутри или наполненные водой. Эти скрытые ограды
вызывали возгласы удивления, внезапно появляясь перед гуляющими гостями, что и
послужило причиной столь необычного названия. Такого рода приемы позволяли
зрительно объединить обширное пространство парка с его еще более обширным
природным окружением.
Эффекту
зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные
нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная
аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей
композиции парка, причем аллеи не заканчиваются какими-то интересными объектами
обзора, а открывают виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя
взгляд в бесконечность.
Доминирование дворца.
Другим,
впервые примененным, новшеством являлось использование радиально-лучевых аллей,
исходящих из круглых парковых площадок, что также увеличивало обзор
пространства. Этот прием отчетливо просматривается и в своеобразии
«звездчатого» рисунка плана. Кроме того, подчеркнуто доминирующее положение
занимает дворец, на раскрытие видов «к нему» и «от него» и ориентирована вся
планировочная система. Становится важным его возвышение над парком. Дворец
стоит на трех обширных террасах и должен быть виден отовсюду, как и
король-солнце Людовик XIV.
Зонирование парковой территории.
Существенной
и важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного
проектирования, является постепенное изменение архитектурно-пространственного
характера парка по мере удаления от центра-дворца. Иными словами, начинает
формироваться принцип функционального зонирования территории какого-либо
культурного ландшафта. Нельзя сказать, что этот прием был впервые использован
во Франции, так как он зародился в садах загородных вилл Древнего Рима, но
именно в парках французского классицизма он был наиболее последовательно
развит.
Смысл
такого рода функционального зонирования парка состоял в следующем: в непосредственной
близости от дворца наблюдается значительный перевес искусственных ландшафтных
составляющих над естественными, велика роль архитектуры (скульптура,
балюстрады, малые архитектурные формы, мощение больших площадок и др.). Также
существенная роль отводится очень сложным водным и цветочным партерам.
По
мере удаления от дворца, вдоль центральной оси парка соотношение рукотворных и
природных элементов постепенно меняется на противоположное. Пространственные
элементы композиции укрупняются, а роль архитектуры снижается. На первый план
выступают широкие каналы (размеры Большого канала в Версале составляют 60x1600
м, поперечного — 80x1000 м), протяженные аллеи, уходящие за пределы парка, и
довольно большие зеленые массивы — кенконсы и боскеты.
Далее,
за зоной боскетов и кенконсов, размещается наименее измененная лесопарковая
часть, которая за счет скрытых ограждений визуально соединяется с внешним
природным окружением, как бы постепенно перетекая в него. Таким образом, в
недрах одного из наиболее формальных стилей зародился переход к прогулочным
паркам через расширение регулярных садов, поскольку чтобы увидеть новые
интересные виды, нужно было уже пройти довольно большое расстояние. Напоминаем,
что барочные сады были предназначены для статичного любования открывающимися
пейзажами, а не для прогулок.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы из книги Н.А.Нехуженко «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры», Санкт-Петербург, ИД «Нева», 2004 г.
Другие работы по теме:
Создание и уход за цветниками
Неотъемлемой частью каждой ландшафтной композиции является цветник. Он как маленький остров буйных красок выделяется на фоне окружающих его растений. В ландшафтном дизайне цветники играют немаловажную роль.
работа
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ ЛЕТНЯЯ СЕССИЯ 2011/12 уч.г. Кафедра «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ» 1 КУРС Гр.1141/1,2 Иностранный язык экзамен
Музыкальная культура эпохи просвещения
Классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) – стиль в искусстве XVII – XVIII вв. Название «классицизм» происходит от обращения к классической древности как высшей норме эстетического совершенства.
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Художественное своеобразие драмы классицизма
Классицизм как художественная система сложился в XVII веке и охватывал не только литературу, а и другие виды искусства: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку. Название классицизм ввели в обиход в начале XIX века, подчеркивая, что художники этого направления подражали античной «классике», брали ее за образец.
Повесть Карамзина Наталья, боярская дочь произведение эпохи сентиментализма
Сентиментализм возникает в русской литературе в конце XIX века, и Н.М. Карамзин – один из наиболее ярких его авторов. Раньше в русской литературе господствовал классицизм. Авторы этого направления хотели показать читателю образец для подражания – каким должен быть достойный гражданин Отечества, к чему он должен стремиться.
Искусство классицизма
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
Можно ли считать комедию Мольера Тартюф классической
Автор: Зарубежная литература Ж. Б. Мольер – известный драматург 18 века, живший во Франции в эпоху Просвещения. Его произведения написаны в литературном направлении – классицизм. Одно из этих произведений – комедия «Тартюф». Комедия - это низкий жанр, который содержит в себе разговорную речь. Так , например, в этой комедии часто встречается простонародная лексика: «Дурак», « не семья, а сумасшедший дом». «Тартюф» состоит из пяти актов, все действия совершаются за одни сутки в одном месте, в доме Оргона - все это характерная черта классицизма.
Классицизм XVII - XVIIIвв
Автор: Зарубежная литература Классицизм (от лат. Classicus – "образцовый") - напряженно-драматический и в то же время гармонически-величественный стиль – окончательно утвердился во второй половине XVII в. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде.
Классицизм в живописи
Автор: Разное Классицизм как направление в искусстве возник в России и в других странах на политической основе. Он возник во время укрепления абсолютизма и должен был служить его укреплению и прославлению.
Мебель барокко и классицизма
Основные элементы декоративного стиля барокко, используемые при создании мебели. Сюжеты резьбы и росписи. Материал для изготовления мебели и ее обивки. Эпоха классицизма (середина ХVIII-ХIХ вв.) как "золотой век" мебельного искусства, его идеи и формы.
Русский классицизм
Сравнительный анализ русского и европейского классицизма. Сочетание в русском классицизме идеалов античности и собственной русской православной культуры. Характеристика новых направлений в скульптуре, живописи. Столица русского классицизма - Петербург.
Келлерман, Франсуа Кристоф
Франсуа-Кристоф Келлерман (герцог де Вальми , фр. Franзois-Christophe Kellermann, duc de Valmy; 28 мая 1735, Страсбург — 23 сентября 1820, Париж) — французский военачальник Революционных войн, при Наполеоне I — почётный маршал Франции.
Аррасский договор 1482
Аррасский договор подписали 23 декабря 1482 года в городе Аррас французский король Людовик XI и император Священной Римской империи Максимилиан I. Договор урегулировал вопросы, связанные с бургундским наследством.
1734 год
— невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. События Королём избран Август Саксонский. В селении Диков (Ю Польша) образовалась конфедерация для поддержки Лещинского. Лещинский бежал морем из Гданьска, отказавшись от короны.
Хуан, граф Монтисон
Дон Хуан де Бурбон, граф Монтисон (исп. don Juan de Borbуn, Conde de Montizуn, 15 мая 1822—18 ноября 1887) — второй сын испанского претендента дона Карлоса Старшего, сам претендовал не только на испанский, но и на французский престол.
Французский Судан
(фр. Soudan franзais) — бывшая колония Франции в Западной Африке (часть области Западный Судан: территория по верхнему и среднему течению рек Нигер и Сенегал).
Тальма, Франсуа-Жозеф
Франсуа-Жозеф Тальма́ (фр. Franзois-Joseph Talma; 15 января 1763, Париж, Франция — 19 октября 1826, Париж, Франция) — французский актёр, реформатор театрального искусства.
Муо, Анри
Анри́ Муо́ (фр. Henri Mouhot, 15 мая 1826, Монбельяр, Франция — 10 ноября 1861, Нафан, Лаос) — французский естествоиспытатель и путешественник, более всего известный тем, что «открыл» для Европы и популяризовал на Западе кхмерский храмовый комплекс Ангкор-Ват.
Чезаре да Сесто
(Чезаре де Сесто) (итал. Cesare da Sesto; 1477, Сесто-Календе — 1523, Милан) — итальянский художник, ученик Леонардо да Винчи. Огромное влияние на его творчество — как и на Бернардино Луини и Марко д'Оджоно — оказал Леонардо, что отчётливо просматривается в Мадонне с младенцем. Позднее, в Южной Италии, он создал сложный и вычурный стиль, в котором соединились классицизм и наиболее характерные элементы раннего маньеризма.
Три единства
Введение 1 Формулировка 2 Реальные положения Аристотеля 3 Следствия 4 Рецепция и критика 5 Три единства в России Список литературы Введение Три единства (классические единства, Аристотелевы единства) — правила драматургии, которых придерживался классицизм XVII—XIX в. (см. Классическая драма), опираясь на некоторые пассажи «Поэтики» Аристотеля.
Акт о судопроизводстве на английском языке
Акт о судопроизводстве на английском языке (англ. The Pleading in English Act) — Акт английского парламента об обязательном использовании английского языка в государственных судах, принят в 1362 году.
Дюре, Франциск Жозеф
Франциск Жозеф Дюре (фр. Francisque Joseph Duret; род. 19 октября 1804 г. Париж — ум. 1885 г. Париж) — французский скульптор — романтик. Жизнь и творчество
Эро де Сешель, Мари-Жан
Мари-Жан Эро де Сешель (фр. Marie-Jean Herault de Sechelles; 20 сентября 1759, Париж — 5 апреля 1794, там же) — французский политический и государственный деятель эпохи Великой французской революции.
Лабурдонне, Бертран Франсуа де
Памятник мореплавателю Бертран Франсуа Маэ де Лабурдонне (фр. Bertrand-Franзois Mahй de La Bourdonnais; 11 февраля 1699(16990211), Сен-Мало, Франция — 10 ноября 1753, Париж, Франция) — французский мореплаватель и военачальник.
Дюкасс, Жан-Батист
Жан-Батист Дюкасс (фр. Jean-Baptiste du Casse; 1646(1646), Байонна — 25 июня 1715, Бурбон-л’Аршамбо) — французский буканьер и адмирал. Биография В молодости ему не удалось поступить во французский флот, так как его родители были гугенотами. Тогда он приобрёл привилегию на асьенто и занялся торговлей рабами, плавая между Африкой и Карибским регионом.
Плодово-ягодные деревья в ландшафтном дизайне
Рассмотрение методов использования земляники, клюквы, брусники, черники, голубики, облепихи, ирги, орешника, смородины, крыжовника, винограда, лимонника в декоративных целях. Определение особенностей размещения агротехники в ландшафтном дизайне.
Дагер, Луи Жак Манде
Дагер, Луи Жак Манде (Daguerre, Louis-Jacques-Mande) (1787–1851), французский художник и физик.
Анж Жак Габриель
Габриель, Анж Жак (Gabriel, Ange-Jacque) (1698–1782), французский архитектор, один из основоположников классицизма 18 в.
Поль Гаварни
Гаварни, Поль (Gavarni, Paul) (1804–1866), французский карикатурист, рисовальщик и график.