Правовой режим лесопользования

Рефераты по экологическому праву » Правовой режим лесопользования

Содержание:

1.   ВВЕДЕНИЕ

2.   Понятие государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования и его особенности

ü Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

ü Лесной мониторинг

ü Планирование использования и охраны лесов

ü Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для их рационального использования

ü Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов

ü Организация восстановления лесов и лесоразведение

ü Государственный контроль за состоянием использованием воспроизводством охраной и защитой лесов

3.   Право лесопользования и его виды

4.   Ответственность за нарушение лесного                                        законодательства

Список использованной литературы.


ВВЕДЕНИЕ

Все взаимосвязано со всем — гласит первый экологический [1] закон. Значит и шага нельзя ступить не задев а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов спугнутых насекомых изменяю­щих миграционные пути а может быть и снижающих свою естественную продуктивность.

Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду.

Загрязнение окружающей среды истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными про­блемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития то его гибель как считают ведущие экологи мира через два-три поколения неизбежна.

Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздо­ровлению окружающей среды экологические отношения по-прежнему продолжают развиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении:

а) все так же преобладает ведомственный подход в результате чего каждый экологопользователь эксплуатирует природные богатства исходя из своих ведомственных интересов;

б) применяется так называемый ресурсовый подход к экологопользованию вследствие чего вне правовой защиты остаются многие экологиче­ские связи и природные объекты не имеющие ресурсовой ценности.

Что же касается контроля за состоянием и пользованием лесного фонда РФ то он относится к федеральной государственной собствен­ности. Вопросы владения пользования и распоряжения лесным фондом находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Лесного Кодекса РФ (Л К РФ) принятого Государственной Думой сказано что лес — это совокупность земли древесной кустарни­ковой и иных видов растительности животных микроорганизмов и других компонентов природы биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Кодекс РФ значительно расширил полномочия Российской Федера­ции субъектов Федерации органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений.

После принятия Кодекса все законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить ему и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

По сравнению с прежним лесным законодательством в Лесной кодекс включено больше новелл например о праве собственности и других правах на объекты лесных отношений распределении и использовании средств  получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом и др.

Лес выполняет экологическую экономическую и культурно-оздорови­тельную функции.

В настоящее время общая площадь лесов России составляет 1 826 млн. га в том числе покрытых лесом земель— 771 млн. га (65%) а запасом древесины 81 6 млрд. куб. м.

В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные рубки» которые привели к огромным потерям и ухудшению породности состава лесов к нарушению основополагающих принципов лесопользования — к постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесо­сек в хвойных лесах и пренебрежению разработок мягколистных и лист­венных лесов России.

За последние двадцать лет переруб (ежегодный) расчетных лесосек и бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к зна­чительному сокращению запасов хвойных лесов на 17 — 20%.

Леса — это легкие планеты и они поглощают около 70% загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу.

За последние два-три года положение в лесном хозяйстве России значительно ухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно вырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров а значит сокращается экспорт леса за рубеж. Однако имеются сведения о том что ежегодная рубка леса в России осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следует добавить что экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300 организаций поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверно возрастает.

Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей не покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78 2 млн. га.

С учетом всех обстоятельств и разработана Государственная программа восстановления российских лесов что позволит повысить их продуктив­ность и стабилизировать экологическую обстановку в тех регионах где процесс обезлесения принимает характер экологического бедствия.

Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает пла­номерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяй­ства.

Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непопра­вимый ущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взимание платы за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средств направляется на финансирование мероприятий по воспроизводст­ву охране и защите лесов как это делается в большинстве стран мира.

Зарубежный опыт ведения лесного хозяйства в условиях рыночных отношений свидетельствует о необходимости централизованного государ­ственного управления лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологи­ческого и ресурсового потенциала разумное сочетание федеральных республиканских и местных интересов независимо от форм собственности на природные ресурсы. ЛК РФ устанавливает и регламентирует такое управление.

Лес — один из основных видов растительного покрова Земли источник Древесины разнообразных растительных продуктов среда обитания живо­тных. Ему принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек в предупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играют решающую роль в поглощении углекислоты из атмосферы и следовательно в установлении климатического баланса на планете в создании необходимых условий жизни на Земле. Лес особенно хвойный выделяет фитонциды (летучие вещества обладающие бактери­цидными свойствами) которые убивают болезнетворных микробов.

Лес выполняет различные климаторегулирующие средозащитные по­чвозащитные водоохранные санитарно-оздоровительные функции имеет большое значение при проведении мелиоративных работ и рекультивации земель.

«Лесные массивы и в тропиках и в умеренном климате — это послед­ний важный стабилизирующий фактор на земной поверхности защищаю­щий нас от наихудших последствий кризиса окружающей среды связанных прежде всего с глобальным парниковым эффектом».

Экономическое значение леса проявляется в том что он является источником древесины и другой лесной продукции необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.

Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Его составляют: лесные насаждения с землями на которых они произрастают а также земли предназначенные для выращивания лесов земли необходимые для нужд лесного хозяйства и расположенные среди этих земель болота гольцы каменистые россыпи пески и иные земли не отнесенные к другим категориям земель. Различают лесные земли покры­тые лесом а также не покрытые лесом (вырубки гари прогалины и другие) и нелесные земли (болота пески дороги и другие)[2].

Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокуп­ности деревьев которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого географического климатического и иного значения как леса а именно: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных автомобильных дорог а также каналов; лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на землях поселений (городов поселков сельских поселений); деревья и группы деревьев и кустарников на приусадебных дачных и садовых участках На данную растительность не распространяется правовой режим установленный для лесов.

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Владение пользование и распоряже­ние лесным фондом осуществляются в интересах как народов проживаю­щих на соответствующих территориях так и всех граждан Российской федерации.

Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель ранее входивших в другие категории государственного земельного фонда. Воз­можно и сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государственных и общественных надобностей.

Деревья произрастающие в лесах признаются объектами права соб­ственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор пока они произрастают на земле пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью с одной стороны и землей — с другой. Срубленные деревья не являются частью леса а представляют собой самостоятельные объекты права собственности — дре­весину. Древесина а также техническое и лекарственное сырье кормовые пищевые и другие продукты леса добытые при пользовании лесным фондом могут находиться в частной государственной муниципальной и иных формах собственности.


Понятие государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования и его особенности

Государственное регулирование эколого-правового режима лесополь­зования — это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов их охране и защите воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребно­стей народного хозяйства и населения а также усилению полезных при­родных свойств лесов.

Различается регулирование эколого-правового режима лесопользова­ния со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.

Государственное регулирование является формой осуществления фун­кций вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное

регулирование в области использования воспроизводства охраны и защи­ты лесов осуществляется Правительством РФ органами исполнительной власти субъектов РФ органами местного самоуправления иными государ­ственными органами.

Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесного хозяйства[3] и ее территориальные органы К ним относятся органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации лес­хозы национальные парки лесоустроительные организации базы авиаци­онной охраны лесов  Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования воспроизводства охраны и защиты лесов

В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственной лесной охраны РФ который осуществляет свою деятельность в соответст­вии с утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства

В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена также компетенция органов местного самоуправления в этой сфере

Основными функциями регулирования эколого-правового режима ле­сопользования являются государственный учет лесного фонда лесной кадастр лесной мониторинг государственная лесная охрана лесоустрой­ство организация восстановления лесов и лесоразведения государствен­ный контроль за состоянием использованием воспроизводством охраной и защитой лесов разрешение споров о лесопользовании

Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра

Для организации рационального использования лесов их воспроизвод­ства охраны и защиты систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ субъектов РФ органов местного самоуправления заинтересованных предприятий ор­ганизаций граждан проводится государственный учет лесов и ведется госу­дарственный лесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесов одновременно учитываются и земли лесного фонда

Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление мероприятий по ведению государственного учета лесов отраслевого учета состояния и использования земель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственный лесной кадастр должен содержать сведения об экономи­ческих экологических и иных количественных и качественных характери­стиках лесного фонда Данные государственного лесного кадастра используются при управлении и организации ведения лесного хозяйства переводе лесных земель в нелесные определении платежей за пользование лесными ресурсами оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и владельцев лесного фонда

Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточне­ние количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за изменениями происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями учреждениями и организациями на которые возложено ведение лесного хозяйства Документация государственного учета лесов по всему лесному фонду обновляется один раз в 5 лет и проводится соответствующими органами в ведении которых находится лес

Важным вопросом непосредственно связанным с ведением учета лесов и лесного кадастра является экономическая оценка лесов которая дает возможность объективно сопоставить результаты хозяйственной деятель­ности отдельных леспромхозов устраняет уравнительный подход к ее результатам позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее заготовку На это направлено установление платности за природные ресурсы в том числе и за леса

Большое значение имеет также государственная регистрация лесов и землепользования (основная и текущая) на основании которой каждому пользователю выдается акт по установленной форме определяющий их права и обязанности

Лесной мониторинг

В ст. 43 Лесного Кодекса сказано что мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования воспроизводства охраны и защиты лесов и повышения их природоохран­ных функций Структура содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливается совместно федеральным органом управления лесным хозяйством и государственным органом охраны окружающей среды Российской Федерации.

Планирование использования и охраны лесов

Планирование использования лесов включает мероприятия в области рационального использования лесов восстановления лесоразведения по­вышения продуктивности лесов их охраны и зашиты

Законодательством предусматриваются: мероприятия по ведению лес­ного хозяйства с расчетом на длительную перспективу; размер ежегодно выделяемого лесосечного фонда раздельно по группам лесов и хозяйствам объемам по лесовосстановлению.

Разработка и составление годовых и перспективных планов использо­вания и охраны лесов в соответствии с данными лесоустройства осущест­вляется федеральным органом управления лесным хозяйством.

Функция планирования осуществляется через программирование раз­работку совместно с субъектами РФ федеральных программ по рациональ­ному использованию лесного фонда России повышению доходности продуктивности экономической экологической и социальной значимости лесов обеспечению воспроизводства охраны и защиты лесов; определение порядка их финансирования и организация выполнения; разработку ос­новных направлений государственной политики в области использования воспроизводства охраны и защиты лесов и их реализацию; планирование расчетных лесосек определение и утверждение расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и др.

 

Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для их рационального использования

Лесоустройство включает в себя систему мероприятий направленных на обеспечение рационального ведения хозяйства и пользования лесным фондом эффективного воспроизводства охраны и защиты лесов осуще­ствление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

В лесоустройство входят следующие лесоустроительные действия: оп­ределение и восстановление юридически установленных границ и внутри­хозяйственная организация территории лесного фонда находящегося во владении лесхозов сельскохозяйственных организаций военных лесхозов и военных лесничеств государственных природных заповедников нацио­нальных парков учебных лесхозов государственных высших учебных за­ведений; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов; инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений с произрастанием реликтов и особо защитных участков; выявление участков лесного фонда нуждаю­щихся в проведении рубок главного пользования рубок и лесоразведению мелиорации а также охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий и определение порядка и способов их проведения; обосно­вание отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности в другую перевод непокрытых лесом земель в покрытые и нелесные — в лесные; исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования раз­меров рубок промежуточного пользования; определение объемов мероп­риятий по восстановлению лесов и лесоразведению охране лесов от пожаров защите их от вредителей и болезней а также объемов других лесохозяйственных работ; определение размеров побочных лесных поль­зовании и заготовки второстепенных лесных материалов размеров поль­зования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства в культурно-оздоровительных туристических и спортивных целях; лесобиологические и другие обследования и изыскания; государственный контроль за использованием воспроизводством охраной и защитой лесов; авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов а также иные лесоустроительные действия.

Лесоустройство на всей территории лесного фонда РФ проводится государственными лесоустроительными организациями федерального ор­гана управления лесным хозяйством.

Ведение лесного хозяйства без проведения лесоустройства запрещается. По материалам лесоустройства для владельцев лесного фонда состав­ляются проекты в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период разраба­тываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства утверждаются в порядке устанавливаемом федеральным органом управления лесным хо­зяйством и являются обязательными нормативно-техническими докумен­тами для ведения лесного хозяйства прогнозирования перспективного и текущего планирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.

Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов

Распоряжение лесным фондом представляет собой совокупность рас­порядительных действий соответствующих государственных органов вла­дельцев лесного фонда в качестве которых определены лесхозы;

сельскохозяйственные организации образованные при реорганизации со­ответствующих колхозов и совхозов; национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством; государственные природные запо­ведники; военные лесхозы военные лесничества и лесхозы государствен­ных высших учебных заведений.

Страницы: 1 2