Критерии устойчивого развития: национальные аспекты

Рефераты по экологии » Критерии устойчивого развития: национальные аспекты

Островский Н.В. г. Кирово-Чепецк

1. Введение

Данная статья является продолжением ранее опубликованных работ посвященных муниципальным [1] и региональным [2] аспектам устойчивого развития. При этом автор не претендует на полноту раскрытия темы в данном ограниченном объеме сосредоточив внимание на основных наиболее актуальных на его взгляд моментах.

Понятие "устойчивое развитие" было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие которое удовлетворяет потребности настоящего времени но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [3 с. 35]. Это определение является скорее политическим чем научным. Поэтому в основу предлагаемого рассмотрения положено два более емких определения. "Устойчивое развитие - это такое развитие при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека" [4 с. 5]. При этом хозяйственная емкость биосферы понимается как предельно допустимое антропогенное воздействие на биосферу превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы [5 с. 164]. Другой подход к оценке устойчивости общества основан на оценке морально-этических факторов [6]: "Развитие устойчиво когда дети счастливее своих родителей".

Введя понятие устойчивого развития и приняв "Повестку на XXI век" [7] призванную обеспечить переход на устойчивое развитие во всемирном масштабе ученые и политики планируют избежать острых кризисных явлений на пути дальнейшего цивилизационного развития. В то же время кризис - это нормальное явление для любой развивающейся системы. Все системы в ходе своего развития сталкиваются с кризисными ситуациями. Они выходят из кризисов обновленными или погибают. Можно выделить четыре рода причин возникновения кризисов [4 с. 154-155]:

- истощение внутренних ресурсов развития;

- дисгармония между активными подсистемами вызванная их несбалансированным развитием;

- достижение внешних границ развития (причины этого рода существенны не для всех систем а лишь для тех развитие которых содержит элемент экспансии хотя бы в каком-то аспекте является экстенсивным так что в соответствующем направлении система расширяется);

- внешнее воздействие на систему активное целенаправленное или случайное.

При этом важно понимать что между устойчивостью и развитием существует глубокое диалектическое противоречие. По сути своей заявкой на устойчивое развитие мы замахнулись на промысел божий вознамерившись регулировать естественный исторический процесс. Сомневаюсь что это по большому счету возможно. Но хочется надеяться что благодаря разумным действиям Человечеству удастся избежать чрезмерных потерь от грядущих кризисов.

Оценка развития объекта зависит от того с каких позиций мы оцениваем его развитие: изнутри рассматривая объект самостоятельную систему и отдавая предпочтение факторам обеспечивающим его устойчивость как такового или извне рассматривая объект как элемент более сложной системы - региона страны планеты в целом - и обращая внимание на факторы вносящие вклад в обеспечение устойчивости в глобальном масштабе. Другим важным аспектом оценки является рассмотрение социальных экономических и экологических параметров в едином комплексе.

В соответствии с предложенным выше подходом попытаемся сформулировать три основные группы критериев: экологические экономические и социальные а затем рассмотрим взаимосвязи между ними.

2. Экологические критерии

Устойчивость системы с экологических позиций определяется:

2.1. Качеством окружающей Среды в сравнении с гигиеническими и экологическими нормативами (атмосферный воздух питьевая вода шум электромагнитные поля рекреационные зоны).

2.2. Обеспеченностью ресурсами экономики и социальной сферы (минеральное сырье; вода; пашня; лес; водные объекты как приемники сточных вод; атмосфера как приемник выбросов; земли для размещения отходов).

По существу эти две группы критериев очевидны. Необходимо лишь подчеркнуть наличие отрицательной обратной связи между определенными критериями. Функционирование промышленности и коммунального хозяйства требует ресурсов для рассредоточения и депонирования отходов:

- атмосферного воздуха - для рассеивания выбросов что ведет к его загрязнению;

- водных объектов - для приема сточных вод что также ведёт к их загрязнению и уменьшению возможностей их использования;

- земель - для размещение отходов что уменьшает доступность использования земельных ресурсов для других целей;

Использование водных и земельных ресурсов для рекреационных целей в свою очередь снижает возможности их использования для целей хозяйственных.

Задача общества и государства состоит в том что бы обеспечить приемлемый баланс путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов административных мер и просветительской деятельности.

Площадь территории России составляет около 17 млн. кв. км что при численности населения 145 млн. чел. [8] дает плотность населения всего 8 5 чел./кв. км. При этом в ряде промышленных центров и агломераций России сложилась напряженная экологическая обстановка [9]. Одной из главных причин этого является игнорирование экологических и санитарно-эпидемиологических требований при территориальном зонировании и размещении объектов [10].

Однако значительная часть территории мало пригодна для постоянного проживания. Эта территория не может быть эффективно освоена даже при росте численности населения но требует определенных затрат на обслуживание и увеличивает удельные издержки при создании коммуникаций. Поэтому поиск возможных способов использования малодоступных территорий дающих доход является важной экономической задачей.

В чем то похожая ситуация сложилась и в области водных ресурсов. Среднее многолетнее значение речного стока в целом по России составляет 4262 куб. км [11]. Общее потребление свежей воды в 2000 г. составило 86 куб. км (2 0% речного стока) а сброс сточных вод - 57 куб. км (1 3% речного стока) в т.ч. загрязненных - 20 куб. км [12] При этом удельное водопотребление в валовом внутреннем продукте (ВВП) сократилось по сравнению с 1990 на 7%. [13]. Таким образом по водным ресурсам в целом по России ситуация выглядит вполне благополучно. Тем не менее и с обеспечением крупных городов качественной питьевой водой имеются серьезные проблемы. Одной из причин этого является то что органы государственного контроля и управления в сфере водопользования не обеспечивают выполнение в необходимом объеме работ по сокращению сброса сточных вод что связано в первую очередь не с недостатком финансирования а с неспособностью правильно определить приоритеты.

В СССР была создана самая совершенная система нормирования воздействия на окружающую среду основанная на соблюдении гигиенических и экологических нормативов в зоне воздействия. Однако данная система может (или должна?) быть разрушена в ходе реализации ФЗ "О техническом регулировании" [14]. Данный закон по своей сути претендующий на роль конституционного предусматривает замену действующей системы нормативно-правовых актов "техническими регламентами" имеющими статус федеральных законов (см. например проект технического регламента "О водоотведении" [15]). При этом исчезает само понятие нормирования качества окружающей среды а с ним право граждан на благоприятную окружающую среды предусмотренное ст. 42 Конституции РФ. Хотя понятия "предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ" и "предельно-допустимых воздействий на водные объекты" содержатся в проекте нового Водного Кодекса РФ [16] данный проект содержит другую опасную новацию - в нем исключён институт лицензирования водопользования что открывает возможности для неквалифицированного осуществления работ оказывающих влияние как на состояние окружающей природной среды так и на здоровье населения. Проект нового ФЗ "О недрах" [17] хотя и содержит упоминание о лицензиях на недропользование но сам не предусматривает случаев их применение что так же можно рассматривать как одну из активных мер направленных на расширение неэффективного недропользования и связанного с ним загрязнения окружающей среды.

Серьёзные опасения вызывает проект нового Лесного Кодекса разрабатываемый Министерством экономического развития и торговли РФ совместно Федеральным агентством лесного хозяйства [18]. Значительную часть проекта занимают новации посвященные фактической приватизации лесов (передача лесов в муниципальную и частную собственность в доверительное управление в долгосрочную - до 99 лет - аренду) что противоречит как Конституции РФ закрепляющей всенародную собственность на природные ресурсы так и мировым тенденциям.

3. Экономические критерии

С позиций обеспечения устойчивости наибольшее значение имеет самообеспечение системы. При этом на первый план выходит такой критерии как:

3.1. Зависимость от внешних связей:

- источников сырья

- источников энергии

- рабочей силы

- средств производства.

- потребителей продукции

- потребителей отходов.

Хотя в нынешнем открытом обществе трудно себе представить субъект с полностью натуральным хозяйством именно натуральное хозяйство имеет наивысшую устойчивость. Его недостатком является низкая производительность труда и высокие удельные затраты на единицу выпускаемой продукции. Последние столетия развитие шло именно по пути увеличения производительности труда и уменьшения удельных затрат. Обратной стороной этого процесса стало увеличение зависимости субъектов хозяйственной деятельности от внешних факторов. Очевидно что неизбежен определенный обратный процесс для того чтобы сбалансировать чисто экономические показатели с повышением устойчивости и экологической безопасности.

Критерии ориентированные на самообеспечение соответствуют модели пассивного поведения. В то же время эволюционное развитие в живой природе выводит на верхний уровень организмы утратившие возможность к самообеспечению (консументы второго рода в сравнении с продуцентами). Это происходит потому что взамен они приобретают подвижность и возможность активно взаимодействовать с окружающей средой. В общественном развитии мы наблюдаем аналогичный путь: от натурального хозяйства феодальных государств к постиндустриальным системам развитых стран. Однако постиндустриальные системы оказываются крайне зависимы от внешних факторов (см. табл. 1) и требуют функционирования институтов обеспечивающих эффективное взаимодействие с внешней средой. При этом военная составляющая внешней политики приобретает новое значительно более важное значение. Если раньше вооруженные силы служили целям обороны и экспансии то для постиндустриальных систем вооруженные силы есть прежде всего средство гарантирующее выживание: поставку необходимого сырья и энегоресурсов защиту прав собственности за пределами национальных государств. С этой точки зрения расширение НАТО решает две основные задачи: 1) включение в свою зону влияния вновь приобретенных активов в странах центральной и восточной Европы 2) создание плацдарма для оказания давления на Россию как важнейшего поставщика энергоресурсов.

Таблица 1

Прогнозные показатели газового рынка Западной Европы млрд. куб. м [19]

Показатель 2000 г. 2010 г. 2020 г.
Производство 204 191 141
Потребление 338 401 431
Импорт 133 200 290
Степень имортной зависимости (%) 39 52 67

Впрочем использование военной силы это крайняя мера хотя события в Югославии и Ираке показали что страны Запада морально готовы на ее применение. Для ограничения суверенитета государств над собственными природными ресурсами используются различного рода договоренности прежде всего в рамках ВТО. В соответствии со статьей XX(g) если государство принимает меры относящихся "к предотвращению истощения природных ресурсов" то ограничение экспорта должно проводиться одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления [20]. Поэтому наращивая поставки нефти и газа за рубеж мы должны ясно представлять себе что затем просто так по своему хотению мы не сможем их сократить. Ответом будут жесткие экономические санкции. Свободный рынок является самым эффективным человеческим институтом когда-либо созданным для того чтобы при истощении ресурсов обеспечить богатым доступ к ним [21] а максимальная либерализация торговых обменов - главной экономической манипуляцией позволяющей запереть бедные страны вне "золотого миллиарда" [22 с. 21].

Россия вполне обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами имеет все возможности для самообеспечения продовольствием имеет достаточные на текущий момент трудовые ресурсы. Основная зависимость от внешних связей - это потребность в высокотехнологичной продукции: как в сфере средств производства так и в сфере предметов потребления. Причем эта зависимость значительно увеличилась за последние годы.

Народное хозяйство СССР не было сбалансировано. Но был приемлемый баланс существовал в рамках СЭВ. При этом СССР специализировался в машиностроении включая вооружение а на другие страны СЭВ приходилась основная доля производства товаров народного потребления. Именно разрушение СЭВ стало основной причиной экономического кризиса 1990-1992 гг. Поэтому если говорить о путях уменьшения зависимости от доходов связанных с экспортом сырья то основным путем следует назвать создание импортзамещающих производств. Причем как показал анализ использования прибыли нефтедобывающих компаний за 2003 г. проведенный Министерством промышленности и энергетики России частный сектор не в состоянии "переварить" и диверсифицировать валютную выручку [23]. Поскольку сейчас государство изымает значительную часть сверхприбыли сырьевых компаний через таможенные пошлины логично предположить что часть этого дохода должна служить целям инвестирования в приоритетные сферы промышленного производства снижая уже упомянутую импортную зависимость. Не отрицая концептуальных преимуществ рыночной экономики нельзя не согласиться с тем мнением что взлёты глобальной конкурентноспособности России приходятся на периоды эффективного вмешательства государства в экономику страны в организацию эффективного взаимодействия регионов [22 с. 31].

Выбор этих приоритетных отраслей - тема отдельного внимательного рассмотрения. Тем не менее в порядке инициативы можно внести следующие предложения. Во-первых это микроэлектроника включая производство компьютеров и комплектующих. Важным направлением является развитие автомобильной промышленности на качественно новом уровне но не по "отверточной технологии" (сборка изделия из готовых компонентов является по сути предпродажной подготовкой поэтому её (сборку) нельзя относить к производству) примеры чего демонстрируют сейчас в России многие зарубежные компании а опять-таки включая производство важнейших компонентов прежде всего двигателей. Другим направлением может стать поддержка авиационной промышленности. Здесь также важное значение имеет совершенствование двигателей приведение их в соответствие со стандартами ЕС. Государство может оказать содействие в увеличении доступности новых самолетов используя государственные лизинговые компании для закупок отечественной продукции. С позиций энергосбережения важным направлением является повышение экономичности работы насосов и электродвигателей (в России в 2001 г. ВВП составлял 70% к уровню 1990 г. а потребление электроэнергии - 80% [25] т.е. энергоёмкость ВВП возросла на 15%.). Резервируя изымаемую сверхприбыль в стабилизационном фонде Министерство финансов РФ сдерживает темпы инфляции что конечно верно. Но следует обратить внимание что приобретение за рубежом средств производства также не должно приводить к увеличению уровня инфляции и развитию "голландской болезни" которая связана с импортом предметов потребления.

К другим экономическим критериям можно отнести:

3.2. Показатели характеризующие расслоение общества по уровню доходов.

3.3. Энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП).

3.4. Соотношение между денежной массой и валютными резервами.

3.5. Доля налоговых отчислений в ВВП.

3.6. Отношение государственного долга (с разделением на внешний и внутренний) к ВВП.

3.7. Уровень инфляции.

Объем данной статьи не позволяет обсудить все предлагаемые критерии. Поэтому остановимся на золотовалютных резервах ЦБ России поскольку данная тема стала весьма актуальной. До сих пор финансисты не дали ответа на вопрос: каким должно быть соотношение между рублевой массой и валютными резервами ЦБ? Можно высказать предположение что обеспечение баланса между ними исходя из паритетного курса рубля является чрезмерным требованием. Но резервы должны быть достаточными для того чтобы противостоять как стихийным колебаниям рынка так и массированным интервенциям крупных финансовых спекулянтов. В последнем случае вполне уместными являются также административные меры.

Замораживая доходы ЦБ мы меняем нефть на бумагу которую в США могут напечатать в любом количестве. К возможным направлениям использования резервов ЦБ наряду с выплатой внешнего долга можно отнести их использование для создания государственных материальных резервов. При этом сама деятельность государства в области закупок/продаж является очень важным инструментом регулирования цен как на внутреннем так и на внешнем рынках. Может быть более эффективным чем административное вмешательство.

Межнациональная и межгосударственная конкуренция является одним из главных препятствий на пути к устойчивому развитию в глобальном масштабе. Глобализация сглаживая межнациональные противоречия способствует повышению устойчивости [24]. Но с другой стороны высокая подвижность международного капитала снижает потенциальную устойчивость на местном региональном и национальном уровнях. По мнению экспертов Фонда Генриха Бёля [26] в настоящее время идет глобализация интересов богатых в то время как носителями национальных (локальных) интересов выступают бедные. Выстраивается своеобразная пирамида верхушку которой занимают владельцы и топ-менеджеры фирм и корпораций чей бизнес не имеет национальных ограничений и обслуживающие их интересы политики журналисты и другие лица (всего около 100 тыс. чел.) [27 с. 18].Поэтому ограничение межгосударственной конкуренции при одновременном ограничении подвижности капиталов и признании права национального суверенитета на природные ресурсы является одним из важнейших условий обеспечения устойчивости на национальном уровне.

В заключении данного раздела целесообразно коснуться вопросов европейской интеграции в рамках Европейского Союза (ЕС). Выше было отмечено что включение в НАТО стран центральной и восточной Европы является формой аннексии. Аннексии не в интересах конкретного национального государства а в интересах групп международного капитала политика которых может быть в определённой степени быть "материализована" как политика конкретного национального правительства. Расширение НАТО и расширение ЕС идут параллельно. В отличии от классической военной аннексии современная аннексия не сопровождается экспроприацией материальных ценностей побеждённой стороны. Их отчуждение происходит в форме выкупа акционерного капитала.

Страницы: 1 2 3