Место информационной среды в экосистеме «человек – социум»

Рефераты по экологии » Место информационной среды в экосистеме «человек – социум»

Евгений Цуканов

Информационное общество и Homo Informaticus

Рассуждать о воздействии информационной среды на здоровье человека не представляется возможным без первоначального определения того где происходит это воздействие. Оно было всегда – и в первобытную эпоху и в средние века и особенно сейчас на рубеже II-III тысячелетий когда всерьез заговорили об информационных войнах виртуальных мирах и пр. Однако хотелось бы более тщательно очертить пределы функционирования информационных потоков затрагивающих практически каждого из нас.

В самом широком смысле общество – это вся сумма человеческих отношений. Или же – большая группа людей объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. В сущности сам термин полисемантичен. Он может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество) к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое феодальное общества и т.д.) к жителям государства (американское российское общества) и к отдельным организациям людей (спортивное географическое и пр. общества). Социологические концепции общества различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности Э. Дюркгейм – в культурных артефактах называемых им «коллективными представлениями» М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные т.е. социальные действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности.

Похоже человеческий социум который правда является намного более сложным и дифференцированным образованием чем сообщества растений и животных – это всего-навсего одно из проявлений некой идеальной модели собственно социального заключенной в не до конца еще познанных глубинах природы. Интересно что уже Платон Аристотель Фома Аквинский Макиавелли и другие ученые проводили для себя четкие натуралистические параллели относительно развития человеческого общества пользуясь в его описании сравнениями из области органического мира. В XIX веке во многом благодаря Г. Спенсеру происходит еще более серьезная биологическая редукция в исследованиях посвященных обществу. И в новой по тем временам науке – социологии – появляется т.н. социально-биологическое направление рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования как социальное тело и действующий органологический организм: наследственность изменчивость отбор приспособление борьба за существование являются основными категориями этого способа мышления непосредственно сближающего биологическое и социальное.

В том же XIX веке на базе биологии формируется дисциплина названная экологией. Термин был предложен в 1866 году Геккелем. Этим термином стала обозначаться наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Ее объектами стали популяции организмов виды сообщества и биосфера в целом. Именно экологии в дальнейшем будет суждено окончательно навести мосты между биологией и социологией свести воедино объекты исследований обеих наук ибо уже в 1921 году представители Чикагской социологической школы Р. Парк и Э. Берджес основывают направление в рамках науки об обществе получившее название «экология человека». Целью экологии человека (другие возможные ее названия – антропоэкология и инвайронментология) становится определение характера и направленности процессов возникающих в результате воздействия окружающей среды на человеческие общности и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

В 1935 году геккелевская классическая экология (ее еще называют биоэкология) предоставляет в распоряжение науки понятие «экосистема» которое его создателем А. Тенсли трактуется следующим образом: «Экосистема (от греч. oikos – жилище местопребывание и systema – сочетание объединение) – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов» [Биологический энциклопедический словарь. – М. 1986. – С. 731]. А. Тенсли также считал что экосистемы с точки зрения эколога представляют собой основные природные единицы на поверхности земли в которые входит не только комплекс организмов но и весь комплекс физических факторов образующих то что называется средой биома т.е. все факторы местообитания. Немаловажный факт – существование экосистемы возможно лишь при притоке из окружающей среды не только энергии но и большего или меньшего количества вещества. Все реальные биологические экосистемы такие как например пруд озеро или лес (в совокупности слагающие биосферу земли) принадлежат к открытым системам. В отечественной литературе синонимом понятия «экосистема» выступает понятие «биогеоценоз» предложенное в 1940 году В. Сукачевым. «Биогеоценоз – это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (приземный слой атмосферы солнечная энергия почва и пр.) компонентов объединенных обменом вещества и энергии в единый природный комплекс» [там же с.62]. Следует учитывать что экосистемы могут иметь произвольные границы (от капли воды до биосферы в целом) в то время как биогеоценозы всегда занимают определенную территорию. Как отмечает Е. Когай экосистемы проявляют стремление к равновесию – между числом организмов и емкостью среды обитания (способностью среды обитания позволяющей экосистеме существовать без ущерба для составляющих ее компонентов). Такое равновесие не является статичным – оно подвижно изменчиво в некоторых пределах определяемых условиями поддержания основных параметров функционирования экосистемы. Выход за эти пределы (зачастую не без участия человека) может привести к деструктивным процессам в данной системе или смене ее основополагающих компонентов. Функционирование различных экосистем можно представить в виде цепей и сетей питания экологических пирамид – биомассы энергии различных числовых соотношений [1]. Немаловажное замечание относительно принципа работы экосистемы находим у Б. Прохорова: «Экосистема – пишет он – получает энергию извне а внутри нее происходят перераспределение энергии и обмен веществом. Кроме того экосистемы не имеют заранее обусловленного размера» [2].

Можно предложить следующее определение устойчивости экосистемы: устойчивость системы есть способность противостоять колебаниям среды сохраняя свою структурно-функциональную целостность.

Как уже было сказано экология служит связующим звеном между биологией и социологией. Поэтому нет ничего удивительного в том что биологический во всех отношениях термин «экосистема» в конце концов приживается и на почве обществознания. Таков удел всех значимых терминов: во все времена научные понятия перекочевывали из одной науки в другую обогащая тем самым категориальный аппарат дисциплин-реципиентов и что особенно важно генерируя новые смыслы. И вот уже экология человека определяется как наука об антропоэкосистемах. Антропоэкосистема – это пространственное подразделение среды обитания человека во всех своих частях обладающее сходством природных социально-экономических производственных эколого-гигиенических культурно-бытовых информационных условий жизнедеятельности населения которые формируют мировосприятие и экологическое сознание уровень здоровья демографическое поведение физический облик трудовые навыки образ жизни обряды и обычаи выбор религии профессиональные предпочтения и пр. [3] Можно сказать что антропоэкосистема – это экосистема в которой протекает жизнедеятельность человека.

Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними антропоэкосистемами. Достаточно типичный пример двух соседних антропоэкосистем – город и окружающая его сельская местность.

Кроме того любая антропоэкосистема занимает определенное пространство трансформация одной системы в другую может происходить эволюционным путем. Изменение территории антропоэкосистемы чаще всего происходит на протяжении достаточно длительных исторических промежутков времени и связано с ее саморазвитием то есть речь идет о пространственно-временной динамике. Быстрое увеличение или уменьшение площади антропоэкосистемы которое приводит к изменению ее характеристик ведет к появлению новой антропоэкосистемы на месте исчезнувшей приводит к нежелательным и тяжелым для человеческих общностей явлениям.

В центре модели антропоэкосистемы находится общность людей. Она взаимодействует с природой хозяйством населением частью которого является (население города – часть населения региона население региона – часть населения страны трудящиеся – часть всего населения и т.д.) с социально-экономическими условиями. Очень сильное влияние на общество оказывает загрязнение окружающей среды в т.ч. среды информационной. При этом все элементы внешнего для человеческой общности окружения в свою очередь взаимодействуют между собой составляя общую систему. Свойства отдельных элементов и всей совокупности факторов внешней среды и их изменения приводят к тому что меняются основные характеристики общности людей – демографическое поведение экологическое сознание уровень здоровья профессиональные предпочтения уровень культуры и уровень образования. Изменения эти могут быть как положительными так и отрицательными.

Экология человека изучает антропоэкосистемы различного уровня – от глобального (или мирового) до местного (небольшая деревня или район в городе) и даже до отдельного «точечного» (жилой дом цех завода и т.д.). Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека если например возникнет необходимость сравнивать условия жизни людей на Земле и вероятные условия жизни земного человека на других планетах. Глобальная антропоэкосистема (для ее идентификации используется еще один термин – «антропоэкосфера» ) охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В. Вернадского) всего населения планеты (человеческого общества) которое использует природные ресурсы планеты с помощью технических средств. Можно сказать и так что антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня вплоть до элементарной например кабины космического корабля с экипажем на борту.

Таким образом в центре любой антропоэкосистемы содержится человек (антропос) являя собой некий ее стержень. А вся совокупность мелких средних и крупных антропоэкосистем находящихся в непрерывном взаимодействии друг с другом формирует гигантскую антропоэкосферу.

Человек как существо социальное участник общественно-исторического развития творец материальной и духовной культуры проходит социализацию представляющую собой процесс становления личности обучения и усвоения индивидом ценностей норм установок образцов поведения присущих данному обществу социальной общности группе. Социализацию можно рассматривать как активное приспособление индивида (группы индивидов) к социальной среде. Это приспособление проявляется в обеспечении условий способствующих удовлетворению потребностей человека реализации его интересов достижения жизненных целей.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности общения самосознания.

Социализация разделяется на три стадии: дотрудовая (охватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности и включающая раннее детство и период обучения) трудовая (условные границы – период зрелости человека его активного участия в трудовой деятельности) и послетрудовая которая относится к периоду старости человека [4].

Взаимодействие человека и социума – сложный и не всегда безболезненный процесс. На начальных этапах жизни отдельного индивида общество по отношению к нему выступает в роли своеобразного папы Карло снимающего лишнюю стружку с неотесанного полена в котором еле-еле заметны черты будущего Буратино. После того как индивид превращается в личность окончательно определяясь со своими приоритетами и установками ситуация меняется. Здесь уже общество начинает испытывать на себе креативное влияние со стороны человека-делателя. Но так или иначе комплекс отношений человека с обществом нам представляется в виде обоюдных и взаимоопределяющих воздействий. Более того человека невозможно рассматривать в отдельности от социума к которому он принадлежит ибо человек и социум – единая система а точнее – антропоэкосистема внутри которой действуют системные законы один из которых гласит: «В системе все связано со всем».

Таким образом биологическая редукция в изучении общества позволила рассмотреть социум взаимодействующий с природой хозяйством экономическими условиями и человека погруженного в его пространство как единую антропоэкосистему. Для нее характерны внутренняя гомогенность и внешняя гетерогенность стремление к равновесию забор энергии извне и внутреннее ее перераспределение четко обозначенные территориальные границы. Быстрое увеличение или уменьшение площади антропоэкосистемы загрязнение ее среды (в т.ч. и информационного компонента) приводит к нежелательным последствиям – потере устойчивости утрате целостности общей деградации. Интеграция человека в антропоэкосистему происходит путем социализации а дальнейшее взаимодействие человека и социума в рамках антропоэкосистемы носит обоюдонаправленный характер.

Среда обитания современного человека за последнее время претерпела сильные изменения. В пространстве антропоэкосистемы идет процесс постепенного уплотнения информационных потоков с одновременным обособлением информационной сферы в отдельное образование втягивающее в себя человека. Воздействуя на все органы чувств она создает иллюзию подлинности символического мира что сказывается на восприятии и оценке окружающей действительности тяготеющих к онтологическим аберрациям рождает информационные передозировки. Впрочем организация информационного пространства имеет субъектно-объектный характер что предполагает субъективное восприятие объективно данных информационных процессов. Информация всегда «то и не то» она всегда конкретна и поэтому в одном случае приносит боль а в другом радость. Помимо этого информационное пространство как бы имеет два слоя: абстрактно-гипотетический и интимно-исторический в котором существует данный индивид. Первый слой может находиться под спудом (отложенная информация) в то время как второй реально влияет на человека. Отложенная информация не участвует в прессинге.

В описании современной информационной среды целесообразно исходить из двух основополагающих посылок: во-первых общество в котором обитает человек сегодня – это информационное общество во-вторых в социуме базирующемся главным образом на информации проживает теперь новый человек – человек информационный (Homo Informaticus) – продукт информационного общества. Это данность.

Наравне с понятием «информационное общество» в науке активно используются такие понятия как «технотронное общество» (З. Бжезинский) «постиндустриальное общество» (Д. Белл) «общество знания» и др. Наиболее глубоко «информационное общество» изучено в книге Э. Тоффлера «Третья волна». По мнению этого американского футуролога человечество развивается «волнами» в соответствии с развитием науки и техники. «Вплоть до настоящего времени – пишет Э. Тоффлер – человечество пережило две огромных волны перемен и каждая из них в основном уничтожала более ранние культуры или цивилизации и замещала их таким образом жизни который был непостижим для людей живших ранее. Первая волна перемен – сельскохозяйственная революция – потребовала тысячелетий чтобы изжить саму себя. Вторая волна – рост промышленной цивилизации – заняла всего лишь 300 лет. Сегодня история обнаруживает еще большее ускорение и вполне вероятно что Третья волна пронесется через историю и завершится в течении нескольких десятилетий» [5]. Темпы изменений действительно настолько впечатляющи что можно предположить – грядущие волны будут иметь молниеносную динамику (четвертая схлынет за месяцы пятая – за недели шестая – за дни…). Следует учитывать что Э. Тоффлер писал свою книгу в то время когда само информационное общество еще не сложилось а его концепция имела во многом прогностический характер.

Сельскохозяйственные цивилизации Первой волны которые в свое время возникли и постепенно пришли в упадок на территориях современных Китая и Индии Бенина и Мексики Греции и Рима несмотря на внешние различия имели фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики жизни культуры семейной организации и политики. Повсюду господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов. Во всех цивилизациях власть была жестко авторитарной социальное положение человека определяло его место в жизни экономика имела децентрализованный характер каждая община производила большую часть необходимого.

Триста лет назад – плюс-минус полстолетия – произошел взрыв ударные волны от которого обошли всю землю разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила распространившаяся по миру – Вторая волна – пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов. Силы Первой волны окончательно были разбиты к середине XX века и на Земле воцарилась «индустриальная цивилизация». Капиталистическое общество прежде всего основывалось на массовом производстве массовом распределении и массовом распространении культурных стандартов. Во всех промышленных странах до недавнего времени ценилось то что можно назвать унификацией единообразием.

Однако всевластие Второй из волн было недолгим ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая третья по счету волна несущая с собой новые институты отношения ценности. В обществе Третьей волны (оно же – супериндустриальное общество) капитал и труд как основа всего уступают место информации и знанию. Но каковы последствия наступления новой эры? Разрыв семейных уз колебания в экономике паралич политических систем разрушение наших ценностей – на все это оказывает воздействие Третья волна принося с собой присущий ей новый строй жизни основанный на разнообразных возобновляемых источниках энергии; на методах производства делающих ненужными большинство фабричных сборочных конвейеров; на новых не-нуклеарных семьях; на новой структуре которую можно бы назвать «электронным коттеджем»; на радикально измененных школах и объединениях будущего. Возникающая цивилизация пишет для нас новые правила поведения и ведет нас за пределы стандартизации синхронизации и централизации за пределы стремлений к накоплению энергии денег или власти… Это – цивилизация со своим собственным представлением о мире со своими собственными способами использования времени пространства логики и причинности.

Анализируя особенности грядущего мира американский исследователь приходит к выводу что его экономическим костяком станут (а теперь уже стали) электроника и ЭВМ космическое пространство использование глубин океана и биоиндустрия. В свою очередь последствия информатизации общества как и последствия предшествовавших великих социотехнологических революций будут различными для разных регионов стран и народов.

Страницы: 1 2 3