По следам события
Вряд ли кто усомнится в том, что по значимости изменений, происшедших с человеком и обществом, никакой век не сравнится с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже, предстоит жить в новом — информационном — обществе. Обусловили эту поистине глобальную перемену два основных фактора — образование и наука, которые в канун смены тысячелетий сами заметно меняются.
Какими же в перспективе видят их философы, педагоги, социологи, культурологи? Об этом четыре дня размышляли участники Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия», прошедшего в октябре в Минске. Его организовали министерства образования и академии наук России и Беларуси при поддержке ЮНЕСКО.
Основной формой работы Конгресса стали секционные заседания — настолько широк был круг обсуждавшихся вопросов.
Вот лишь некоторые из них: «Гуманизация науки и образования — тенденция ХХI века», «Экологическое образование на рубеже веков», «Элитное и массовое образование», «Наука и лженаука», «Национальные традиции, культура и единство образовательного пространства».
От постмодернизма в образовании до богословского наследия отца Александра Меня, от взаимоотношения фундаментальных наук и образования до влияния информационных технологий на психическое здоровье человека — все нашло отражение в выступлениях. В двухтомных тезисах — около 700 сообщений. Многие из них читаются, по выражению одного из участников Конгресса, как «захватывающие и фантастические прогнозы». Впрочем, издание это, мягко говоря, неоднородно. Дело в том, что составители включили в него и фундаментальные сообщения маститых ученых, и опусы аспирантов и даже студентов. Так что уровень проблематики и обсуждения подчас, как говорится, оставляет желать... Количество здесь, увы, не перешло в качество...
В выступлениях не раз звучал тезис о закате классно-урочной системы великого педагога Я.А. Коменского, господствующей в мировой педагогике с XVII века, и замене ее дистанционным и виртуальным обучением, когда от ученика требуется лишь знать «правила игры», а роль педагога сведена к постановке и обслуживанию компьютерных игр и задач. Эту перспективу прокомментировал на Конгрессе доктор философских наук, профессор Казанского университета В.И. Курашов, подчеркнувший, что отношения «учитель — ученик» не заменить никакими виртуальными методами обучения: «Как бы ни развивались информационные технологии, компьютер не сможет заменить реального педагога по одной простой причине. Ибо задача первого — сообщать знания, информацию. Тогда как второй учит извлекать их. А главное — нечем заменить сам процесс общения живых людей. Ведь тот же Интернет — это, по сути, наш разговор с совершенно отвлеченной субстанцией, проще говоря, ни с кем».Что же касается экологической секции Конгресса, то большинство ее участников безуспешно пытались дать точное определение экологии как науки, спорили о том, нужно ли изучать экологию в школе и с какого возраста, но к конкретным решениям, которые могли бы стать рекомендациями для органов образования и преподавателей, так и не пришли. На этом достаточно схоластическом фоне выделялись интересные сообщения об экологических «экспериментах» на уроках трудового обучения и географии, проводимых в отдельных школах Беларуси.
В целом на Конгрессе было много общих компилятивных докладов, чем часто грешат подобные «образовательные» мероприятия. Но было и несколько ярких выступлений. В частности, директор Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН в Санкт-Петербурге, академик РАН Ж.И. Алферов (через неделю после завершения Конгресса удостоенный высшей научной награды — Нобелевской премии) рассказал об опыте сотрудничества академического института и вуза. В этом же ряду было выступление президента Национальной академии наук Украины Б.Е. Патона об интеграционных и дезинтеграционных процессах между научно-исследовательскими учреждениями в странах СНГ.
Сильное впечатление произвел и концептуальный доклад директора Института философии РАН, академика РАН В.С. Степина, затронувшего проблему смены ценностных парадигм в образовании. В контекст диалога культур, народов и стран им было введено новое действующее лицо — «человек договаривающийся» (специально подготовленный для популярного издания вариант этого доклада был опубликован в журнале «Экология и жизнь», № 4, 2000).И все же подлинного прорыва к новым идеям и технологиям, серьезных прогнозов развития науки и образования на Конгрессе не было. Похоже, все это откладывается на новое тысячелетие
Список использованной литературы
:
Журнал "Экология и жизнь". Статья С.В. Балышева,В.В. Масик.
Другие работы по теме:
Применение EXPERT DECIDE 2.2 для решения задач управления
Сравнение элементов второго уровня для установления приоритета каждого из критериев при строительстве объекта в городе Орле. Сравнение элементов третьего уровня по критериям стоимости, площади, коммуникации. Построение итогового вектора приоритетов.
Гражданское общество и современные тенденции развития образования в России
Гузик А.Н., студент Астраханский государственный университет Сейчас очень активно обсуждается в обществе проблема модернизации образования. В широком смысле — это воспитание, обучение, образование. Проблемы образования, его настоящего и будущего всегда являлись весьма актуальными для всего общества.
Йога и художественная йога
История йоги насчитывает тысячелетия. Тысячелетия развития, становления, осознания и…непонимания. Однозначного ответа на вопрос, что такое йога, до сих пор нет. Нам известен перевод слова "йога" - это связь, но религия тоже переводится как связь.
Американская модель делового поведения
Культура предпринимательства – вопрос важный для любой страны. От того, как и что делают предприниматели, зависит не только настоящее, но и будущее, не только экономика, но и политика, культура, наука, образование.
Гриб Шиитаке
Гриб «Шиитаке» - по-настоящему легенда народной медицины юго-восточной Азии. Этот гриб, имеющий три тысячелетия истории культивирования и применения, вновь попал в поле зрения ученых всего мира.
Кисты и свищи шеи
Кисты и свищи шеи боковые возникают из остатков эмбриональных жаберных дуг или третьего глоточного кармана.
Вишневый сад символ гибнущей красоты, чистоты, гармонии
Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году и впервые поставлена в 1904 году, за год до первой русской революции. В это время Россия стояла на пороге огромных перемен. В пьесе в основных чертах отражается вся Россия. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем страны Это было время, когда разрушался старый уклад жизни, а на смену ему приходили новые люди - купцы, капиталисты из бывших мужиков вроде Лопахина
В чем секрет долголетия басни
Басня — это небольшое прозаическое или стихотворное произведение поучительного характера и аллегорического содержания, один из самых древних жанров литературы. Еще в V веке до .н.э были популярными басни, автором которых считался древнегреческий раб Эзоп. Они так понравились людям, что разошлись по всем странам и пережили не только века, а и целые тысячелетия.
Так кому же на Руси жить хорошо по поэме Николая Некрасова
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников.
X век
Введение 1 Основные события 2 Русь 3 Америка 4 Изобретения, открытия 5 Знаменитости Введение Десятый (X) век — последний век первого тысячелетия, длился с 901 по 1000 годы по григорианскому календарю.
Антиковедение
Антикове́дение — наука о древней Греции и Риме. В континентальной Европе известна также под названием «классическая филология», но так как многие относили филологию преимущественно к изучению языков и литературы, термин «классическая филология» приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности», объединявшая различные аспекты изучения древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права.
История Бангладеш
Первые государственные образования на территории Бангладеш возникли в середине 1-го тысячелетия до н. э. Одним из них было государство Ванга, от которого произошло современное название страны.
Культура Луншань
Луншань (кит. 龍山文化) — группа неолитических культур, располагавшихся по течению реки Хуанхэ на протяжении второй половины II тысячелетия до н.э.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
Тысячелетие
Введение 1 Летосчисление 1.1 Порядковый 1.2 Количественное 1.3 Диапазоны 2 Полемика по вопросу празднования тысячелетия 2.1 Споры 2.2 Мнение № 1: x001-y000
Республика Гагаузия
План Введение 1 История Список литературы Введение Респу́блика Гага́узия (гаг. Gagauz Yeri) — самопровозглашённое государство на территории Молдавской ССР, затем Республики Молдова, существовавшее с 1990 по 1994 год. Мирно реинтегрировано в декабре 1994 года. Ныне — Автономное территориальное образование Гагаузия.
XVI век до н. э.
План Введение 1 Правители 2 Египет 3 Ближний Восток 4 Другие регионы 5 Важные персоны 6 Открытия, изобретения Введение 1. Правители 15-я династия (Великие гиксосы): Хиан, Апопи I, Апопи II, Хамуди.
XXVI век до н. э.
План Введение 1 Правители 2 Египет 3 Ближний Восток 4 Другие регионы Введение 1. Правители Фараоны Хуни, Снофру, Хеопс, Джедефра, Хефрен, Микерин, Шепсескаф.
Арретинская керамика
Арентинская керамика Керамика из Ареццо — род керамической посуды, получивший наибольшее распространение в районе Ареццо на рубеже тысячелетия с 30 года до н. э. по 40 г. н. э. Изготовление такой посуды стало одним из наиболее известных cо времён древности примеров массового изготовления предметов потребления (ширпотреба) [1]; [2].
VII тысячелетие до н. э.
VII тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 7000 по 6001 год до нашей эры. Начало новокаменного века (неолита) Неолит Неолитическая революция. Во время 7 тысячелетия до н. э. земледелие распространяется из Анатолии на Балканы. Население мира сохраняет стабильную численность на уровне около 5 миллионов человек, места обитания людей разбросаны по всему земному шару в виде небольших племён охотников и собирателей.
Кельтская церковь
План Введение 1 История 2 Особенности Введение Кельтская церковь — общее название для христианской церковной организации Ирландии, Британии, Уэльса, Шотландии и Бретани, бытовавшей во второй половине первого тысячелетия — начале второго тысячелетия нашей эры.
Энеолит
Неолитические культуры Восточной и Центральной Азии. Неолитические культуры Северной Африки.
История Древнего Египта 2
Text Graphics Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным.
Коми
Самоназвания коми морт, коми войтыр, зыряне - народ общей численностью 345 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 336 тыс. чел., в т.ч. Республика Коми - 292 тыс. чел.
Нальчик
Нальчик, столица Кабардино-Балкарии, расположен в предгорьях Большого Кавказа (на высоте около 500 м), на р. Нальчик (бассейн Терека), в 1873 км к югу от Москвы.
Черкесск
Расположен в Предкавказье, на правом берегу реки Кубань. Железнодорожная станция. Начальный пункт Военно-Сухумской дороги (строилась в 1828-78 гг.).