Размышления о Всероссийском конкурсе "Учитель года"
В октябре в Москве прошел Всероссийский конкурс "Учитель года — 2000", одиннадцатый по счету, и стал заметным явлением в нашей педагогической жизни.
В прошлом номере журнала мы сообщали о Всероссийском конкурсе, публиковали материал Елены Владимировны Васюковой, победителя конкурса "Учитель года–2000 Брянской области". Увы, Васюкова не вошла в число финалистов конкурса. Почему жюри выбрало других учителей — не знаем.
Закрытие конкурса, вручение всевозможных подарков, сувениров, денежных премий прошло в Государственном центральном концертном зале "Россия". Такое "шоу" по завершении конкурса стало традицией. Оно проводится с участием известных государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов, артистов.У конкурса немало спонсоров, заинтересованных, конечно, прежде всего в рекламе.
Размышляя о конкурсе, его проведении в последние годы, приходишь, увы, к печальному выводу. Ведь, по сути, начало конкурсу "Учитель года" положило движение педагогов-новаторов. Это был бурный во всех отношениях конец 80-х. Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Б.В. Волков, В.В. Давыдов, Б.А. Иванов, Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.Н. Тубельский, Б.М. Бим-Бад, В.Ф. Матвеев, С.Л. Соловейчик — эти фамилии знали не только читатели педагогических изданий. Их популярность "выплескивалась" за пределы школ, вузов, библиотек и дворцов культуры. Они участвовали в ведущих программах Центрального телевидения, доказывая, что можно учить и учиться с увлечением, без скуки и лени. Новаторы творили чудо — демонстрировали удивительные результаты самой человечной методики. Они называли это "педагогикой сотрудничества".Это был "звездный час" нашей педагогики в уходящем столетии. Может, именно благодаря учителям-новаторам государство и правительство по-новому взглянуло на школу и образование в целом. Образовательные проблемы стали общенациональными. С высоких трибун неслись слова о необходимости реформы. Началась демократизация школьной жизни. Учителям рекомендовалось создавать свои авторские программы, внедрять наработки в практику.
В программах и учебных планах появились новые предметы. Заговорили об экологии. И не только в природоохранном аспекте. Дмитрий Сергеевич Лихачев, выступая на съезде учителей, ратовал за экологию культуры, экологию нравственности, экологию души и духа.
Конкурс "Учитель года" должен был подхватить эстафету у педагогов-новаторов, развить и обогатить положения "педагогики сотрудничества". Но, как уже не раз случалось в нашей истории, идеологи и устроители конкурса пошли другим путем. Министерство образования наряду с "Учительской газетой" и ЦК профсоюза выступило соучредителем конкурса. Казалось, это придаст мероприятию государственное значение, весомость и солидность. Оргкомитет сформировали из представителей учредителей (многие благополучно числятся в нем и поныне), а новаторы канули в педагогическую Лету.
Четких критериев отбора лучших Всероссийскому оргкомитету — главному штабу конкурса — так и не удалось разработать. Конкурс стал постепенно сводиться к формальной, хотя и красочной акции.Посещая уроки и мероприятия конкурса "Учитель года — 2000", мы сравнивали происходящее с тем, что видели и слышали пять–семь лет назад. Так, в 1993 году "Учителем года" стал преподаватель русского языка и литературы из Брянска Олег Парамонов, проводивший свои уроки непривычно — и для детей, и для членов жюри. Это были уроки-монологи, театр одного актера. Его манера держать себя, его авторские приемы еще были плоть от плоти "педагогики сотрудничества".Увы, конкурс, который начинался как соревнование виртуозов, засасывает рутина выявления лучшего урокодателя. Даже на заключительном этапе конкурса этого года было продемонстрировано немало скучных уроков.
Похоже, этот конкурс отражает сегодняшнюю школу: после относительной "оттепели" школу вновь захлестнуло немыслимое количество бумаг — планов, инспекций, проверок, она вновь превращается в административно-принудительную. И это, естественно, сказывается на конкурсантах.
Конкурс "Учитель года–2000" заметно отличался своей материальной базой. Участникам отдали самые престижные школы Москвы с классами и аудиториями, оборудованными по последнему слову техники. А какие призы ожидали пятерку финалистов и главного победителя! Получить 150 тысяч рублей — никакому учителю в современной России это и не снилось. Но весь этот блеск только усиливает тревогу, что конкурс из профессионального соревнования лучших учителей постепенно превращается в "Поле чудес": победителей одаривают автомобилями, квартирами и кругленькими суммами, а церемония закрытия все больше напоминает вручение "Оскаров" в Голливуде.
Но вот о чем хотелось бы сказать особо. Жюри оценивает предметные уроки конкурсантов, а финалистов называют по таким номинациям, как "Сердце отдаю детям", "За гражданское образование", "Учитель-исследователь" и т. д., и в заключение председатель жюри объявляет имя обладателя главного приза конкурса — "Хрустального пеликана". А может, не стоит отказываться от предметных номинаций и в каждой из них определять победителя? У жюри, конечно, прибавится работы — придется объяснять, почему предпочтение было отдано тому или другому конкурсанту.
И еще. В этом году в Москву приехали 75 победителей региональных конкурсов. Это значит, что все 75 его участников уже признаны лучшими учителями года. Пусть же все они и называются победителями Всероссийского конкурса. Зачем "переэкзаменовки"? Ведь если позволяют средства, можно всех победителей региональных конкурсов пригласить в Москву, устроить праздник для всех, всем вручить подарки — "хрустальных пеликанчиков", дать возможность побывать на лучших спектаклях, концертах, провезти по "Золотому кольцу"…
Когда нынешнего победителя В.А. Морара спросили, что на конкурсе ему запомнилось больше всего, он ответил: "Общение". Чем не информация к размышлению для Всероссийского оргкомитета конкурса "Учитель года"?
Список использованной литературы
:
Журнал "Экология и жизнь". Статья В. Ермоловой, О. Кильдияровой, М. Полонской.
Другие работы по теме:
Святая Екатерина Сиенская
Екатерина Сиенская, Св. (1347–1380), учитель церкви и одна из наиболее почитаемых католических святых.
Сочинения на свободную тему - Сказание о лыжном походе
Как-то раз собрался Наш весь класс, Наш весь класс, На досуге от учебы В рощу погулять, В рощу погулять, На лыжах покататься. Собирались, собирались, Только двое собрались. Самые отважные, самые умелые, Стойкие да смелые. А учитель физкультуры На морозе коченел, На морозе коченел, Ожидая, как весь класс, Как весь класс к нему придет.
Сочинения на свободную тему - Кабинет географии 1
Наш классный руководитель. Олег Витальевич учитель географии. Он очень любит свой предмет и хочет заинтересовать им учеников поэтому в нашем классе много карт и наглядных пособий. Они помогают ребятам ориентироваться во всем разнообразии стран культ Наш классный руководитель.
. Живопись
Компания Henkel, выдвигая идею популяризации неоспоримого бренда надежности клея «Момент» в России, учреждает творческий конкурс среди профессиональных художников и студентов художественных специальностей
Мой учитель
Профессия учителя — очень тяжелая и ответственная. Учитель, как и врач, не может допускать ошибки, потому что в его руках — души его учеников. Добрая, справедливая, внимательная — такой я вижу свою учительницу русского языка и литературы Екатерину Ивановну. Она молодая, однако это очень хороший учитель.
Сочинение на тему учитель моей мечты
Учитель моей мечты. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит развитие знаний у молодого поколения. Профессия учителя требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу.
Скворечник сочинение-описание процесса труда
Автор: Сочинения на свободную тему В нашей школе уроки труда всегда проходят очень интересно, поэтому время пролетает незаметно. Так было и на этот раз, когда учитель объявил конкурс на лучший скворечник.
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова Судьба человека
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" Автор: Шолохов М.А. Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес. мне очень понравился стиль, слог писателя.
Мои размышления над страницами комедии Горе от ума. 2
Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума». Автор: Грибоедов А.С. Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине.
Филипок
Автор: Толстой Лев Николаевич. В рассказе «Филипок» перед маленьким читателем предстаёт история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстниками; недаром рассказ имеет подзаголовок «быль».
Толстой Течение воды
Лев Николаевич Толстой Течение воды Толстой Лев Николаевич Течение воды Лев Николаевич Толстой Течение воды Однажды ученики Конфуцы застали его у реки. Учитель сидел на берегу и пристально смотрел на воду, как она бежала. Ученики удивились и спросили: "Учитель, какая польза смотреть на то, как текут воды? Это дело самое обыкновенное, оно всегда было и будет".
Толстой Филипок
Лев Николаевич Толстой Филипок Лев Николаевич Толстой Филипок (Быль) Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? – В школу. – Ты еще мал, не ходи, – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу.
Декрет о земле
Декре́т о земле́ — недействующий в настоящее время нормативно-правовой акт, принятый на Втором всероссийском съезде советов 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 года, имевший конституционное, основополагающее значение в области землепользования.
Православный календарь
Введение 1 Старостильные церкви 2 Новостильные церкви Список литературы Православный календарь Введение Православный календарь — неофициальный, разговорный термин, под которым обычно подразумевают либо счисление времени, принятое в данной поместной православной Церкви, либо годовой богослужебный круг, изложенный в формате месяцеслова.
Флаг Вайоминга
Флаг Вайоминга Флаг Вайо́минга (англ. Flag of Wyoming) — один из символов американского штата Вайоминг. Флаг штата Вайоминг представляет собой синее прямоугольное полотнище с белой и красной каймой. В центре флага изображён силуэт американского бизона (обычно в США называемый «Буффало») белого цвета, смотрящий в сторону древка.
Размышления о причинах величия и падения римлян
План Введение 1 План Введение 2 Цитаты 3 Значение Список литературы Введение Размышления о причинах величия и падения римлян (фр. Considйrations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur dйcadence) — философско-исторический трактат Шарля-Луи де Монтескьё. Первое издание вышло в 1734, исправленное издание в 1748.
Бадюлин, Фёдор Васильевич
Фёдор Васильевич Бадюлин (1885, c. Бол. Святцево Тверской губ. — 11 февраля 1921, с. Завидово Тверской губ.) — сельский учитель, революционер, большевик.
Бенсон, Бенни
Джон Бен «Бенни» Бенсон Младший (англ. John Ben «Benny» Benson, Jr.) (1913(1913)—1972) — создатель флага Аляски. Имеет русско-шведско-алеутское происхождение. Созданный в 1927 году Бенни Бенсоном проект флага Территории Аляска, победил на конкурсе по его созданию, и в 1959 году был переутверждён как флаг штата Аляска [1].
Чтобы мы стали умнее и добрее
Какой он, современный учитель? У каждого поколения свой определенный портрет. Когда учимся, пытаемся перенять какие-то их качества и черты. Помним, безусловно, первую свою учительницу, как она встречала нас в первый раз. Когда вспоминаешь об учителе, мысленно представляешь преподавателя, которого уважаешь, любишь....
Японская премия качества
Японская премия качества Японская премия качества (Japan Quality Award – JQA) разработана на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. Шоиши Саба, экс-председатель комитета премии, выступая на форуме "Азиатской организации производительности" в 1999 г., прокомментировал причину появления Японской премии качества следующим образом: "Успех премии Болдриджа в деле совершенствования систем управления, показал, что японским компаниям следует не только заботиться о качестве своих продуктов и услуг, но и уделять пристальное внимание качеству менеджмента.
Долина Лариса
Лариса Долина родилась в городе Баку, но уже в трехлетнем возрасте переехала жить в Одессу. А с шести лет начала брать частные уроки игры на фортепиано. Образование - Московское музыкальное училище имени Гнесиных, эстрадное отделение, вокал, 1984 год.
Нестеренко Евгений Евгеньевич
Народный артист СССР, профессор, Действительный член Академии творчества, Почетный член Президиума Академии творчества.
Рихтер Святослав Теофилович
Народный артист СССР, Народный артист Российской Федерации, Герой Социалистического Труда, Действительный член Академии творчества
Долина Лариса Александровна
Лариса Долина родилась в городе Баку, но уже в трехлетнем возрасте переехала в Одессу. С шести лет она начала брать частные уроки игры на фортепиано. Ее музыкальная карьера началась в 1971 году в одесском эстрадном оркестре "Мы одесситы".