Реферат: Основы недропользования в Росии - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Основы недропользования в Росии

Рефераты по экологии » Основы недропользования в Росии

1. Определения

Недра - являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

Минеральные ресурсы (запасы полезных ископаемых) — количество минерального сырья и органических полезных ископаемых в недрах Земли, на её поверхности, на дне водоёмов и в объёме поверхностных и подземных вод, определяемое по данным геологической разведки, применительно к существующим технологиям добычи.

Топливно-энергетические ресурсы - запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровне техники могут быть практически использованы человеком для производства материальных благ (различные виды топлива: каменный и бурый уголь, нефть, горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова; энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра; солнечная и атомная энергия).

2. Значение недр для человека, использование недр

Значение недр для человека определяются их полезностью для человека (общества) и состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют также научные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций – таких, как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и многое другое. Все эти свойства недр принимаются во внимание при разработке системы мер их правовой охраны. Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическое понятие "недра" не отождествляется с содержащимися в недрах полезными ископаемыми. Недра – более широкое понятие, чем полезные ископаемые.

3. Состояние минерально-сырьевой базы России

Отличительной чертой минерально-сырьевой базы России является ее комплексность - она включает в себя практически все виды полезных ископаемых:

- Топливно-энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь, уран);

- Черные металлы (железные, марганцевые, хромовые руды);

- Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений, скандий, стронций и др.);

- Благородные металлы и алмазы (золото, серебро, платиноиды);

- Неметаллические полезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийные и поваренная соли, плавиковый шпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье, драгоценные и поделочные камни и др.).

Из недр России ежегодно извлекается: 8-12% нефти, 27-30% газа, 5-8% угля, 8-10% товарных железных руд, 22-25% никеля и кобальта, значительная часть других цветных и редких металлов, золота, серебра, платиноидов и платины, алмазов, до 60% апатитов, 12% калийных солей от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом.

4. Причины ухудшения минерально-сырьевой базы России в 1990 г. –х

Отказ государства от монополии на недропользование, и в то же время отсутствие системы управления недропользованием. Только к 1996 г. практически завершено создание системы государственного управления недропользованием, адаптированной к рыночным экономическим отношениям. В процессе реформирования отрасли можно выделить два основных этапа:

- 1992-1993 гг. - создание первичной законодательной основы введения платного недропользования (Закон РФ "О недрах", организация Комитета РФ по геологии и использованию недр, Положение "О порядке лицензирования пользованиями недрами и ряд других ведомственных нормативных документов);

- 1994-1996 гг. - накопление и обобщение опыта законопроектных работ и правоприменительной практики (новая редакция Федерального закона "О недрах", законы "О соглашениях о разделе продукции", "О порядке лицензирования пользования недрами", утверждение Федеральной программы развития минерально-сырьевой базы России на 1994-2000 годы, создание Министерства природных ресурсов РФ).

Снижение прироста запасов. Резкое падение темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы. Происходит устойчивое снижение ежегодно приращиваемых объемов разведанных запасов большинства видов полезных ископаемых. Сравнивая прирост запасов с объемами добычи полезных ископаемых по всем видам полезных ископаемых объемы добычи стали превышать прирост запасов. Мировая практика свидетельствует о том, что соотношение этих показателей должно быть обратным, то есть, прирост запасов должен опережать объем добычи в 1, 5-2 раза.

Основная причина - использование по назначению лишь 50% средств, предназначенных добывающим предприятиям на финансирование геологоразведочных работ. Нежелание вкладывать средства в новые проекты, разработка которых потребует в 10-и раз большие инвестиции, чем вложения в освоенные месторождения, исчерпывая их.

Потери сырья. Во-первых, приостановление идущих работ (в 30-70% от Гос. баланса) и признание нерентабельности предприятий из-за переоценки разведанных запасов с учетом мирового рынка. Высокая энергоемкость добывающего производства, резкое возрастание транспортировки и др. факторов сделала многие действующие предприятия банкротами. Во-вторых, недостаточная комплексность в использовании добытых из недр полезных ископаемых, прежде всего в связи с отставанием в технологии их добычи и переделов, ограниченность инвестиций, приводит к потерям до 50% от учтенных в недрах запасов. В частности, в больших объемах теряются попутный газ и сера при добыче нефти. Значительные потери имеют место на стадии переработки добытых руд, так из апатитовых руд для получения глинозема перерабатывается лишь 15% нефелина, практически не извлекаются стронций и редкоземельные элементы, платиноиды и кобальт. Из комплексных медных, свинцово-цинковых, медно-никелевых и др. месторождений не извлекается до 40% золота. В-третьих, утрата рентабельной части минерально-сырьевой базы бывшего СССР в связи с его распадом. Так сырьевая база по марганцу, хрому, титану, цирконию, каолину, бариту и ряду других видов полезных ископаемых создавалась на территориях других республик бывшего Союза, имевших более благоприятные геолого-экономические условия для их добычи.

5. Основная причина истощения минеральных ресурсов - отсутствие рационального природопользования и охраны недр

Рациональное природопользование — система, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы (и соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов), обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используется вторсырье и отходы производства, что позволяет значительно минимизировать загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характеризуется интенсивным хозяйством, и наличием научно-технического прогресса и организацией труда с высокой производительностью. Одними из примеров рационального природопользования могут быть:

- безотходное производство или безотходный цикл производства

- использование вторсырья, отходов как собственных, так и других организаций,

- оборотное использование сырья - многократное использование в технологическом процессе воды, взятой из рек, озер, буровых скважин.

6. Основные пути рационального природопользования и охраны недр

Со стороны государства является необходимым внедрение природно-ресурсной политики, решающей проблемы: нормативно-правового, учетно-статистического, экономического обеспечения рационального природопользования. Пути внедрения политики:

- совершенствование законодательства, в частности усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;

- формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;

- создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений;

- введение территориальных комплексных кадастров природных ресурсов;

- создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств;

- осуществление государственной поддержки научных исследований, как важнейшей части цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

- формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;

- регулирование системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;

- определение возмездного пользования всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот;

- создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

- совершенствование системы платежей за природопользование, в т.ч. получение льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные полезные ископаемые;

- внедрение системы страхования и аудита в практику природопользования;

- противодействие монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования;

- соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций.

Дополнительно основные положения охраны недр

Основы законодательства РФ о недрах устанавливают собственность государства на недра, определяют главные требования к охране недр и рациональному их использованию.

Предъявляются следующие требования к охране недр.

1. Полное и комплексное геологическое изучение недр.

2. Соблюдение установленного порядка предоставления в пользование недр, исключая самовольное.

3. Полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов.

4. Исключение вредного влияния связанных с пользованием недр на сохранность запасов полезных ископаемых.

5. Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других неблагоприятных воздействий, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.

6. Запрещение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей.

7. Исключение вредного влияния связанных с пользованием недр работ на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок, буровых скважин и подземных сооружений.

8. Запрещение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ, захоронении вредных веществ и отходов производства, а также при сбросе сточных вод.

7. Способы охраны недр от истощения

Охрана недр обеспечивается принятием и жестким соблюдением соответствующих нормативно-правовых актов.

8. Законодательные акты в области рационального природопользования и охраны недр

Федеральное законодательство о природопользовании и охраны окружающей среды представлено основными законами:

- "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

- "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 № 174-ФЗ;

- "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 № 33-ФЗ;

- "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ;

- "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ;

- "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ;

- "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.082001, N 128-ФЗ.

Федеральное законодательство о недрах представлено основными законами:

- "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1;

- "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 № 225-ФЗ;

- "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 № 187-ФЗ;

- "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 № 155-ФЗ;

- "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.1998 № 191-ФЗ.

9. Контроль за использованием и охраной недр в России осуществляется

- Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПРиЭ РФ);

- Федеральным агентством по недропользованию Российской Федерации (РОСНЕДРА).