В.Ф.Попов, О.Н.Толстихин
Закончив анализ идей В.И., относящихся к организации биосферы и ее живого вещества, обратимся к положению человека в системе биосферы Земли. Оно определяется тем, что "Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли - ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту". Однако и само человечество есть закономерный продукт развития биосферы, развития образующего ее живого вещества, как природного тела. В.И. подчеркивает: "Организованность биосферы, организованность живого вещества - должна рассматриваться как равновесия, подвижные, все время колеблющиеся в историческом и геологическом времени около точно выражаемого среднего. Смещения и колебания этого среднего непрерывно проявляются не в историческом, а в геологическом времени... никогда какая ни будь точка (например атом или химический элемент) не возвращается в зоны веков тождественно к прежнему положению".
Организованность биосферы, живого вещества и образующих его организмов, в подобной трактовке, при примерно равной его массе на протяжении геологической истории Земли, неизбежно ведет к тому, что: "Во первых, в ходе геологического времени растет мощность выявления живого вещества в биосфере, увеличивается его в ней значение и его воздействие на косное вещество биосферы". И не менее важно второе - "...процесс эволюции видов в ходе геологического времени - резкое изменение самих живых природных тел". В.И. подчеркивает, что "Только в живом веществе мы наблюдаем резкое изменение самих природных тел с ходом геологического времени...(и очень точное, прим.авт.) - Живое вещество является пластичным, приспосабливается к изменениям среды, но, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне за-висимости от изменения среды".
Ученик и последователь В.И.Вернадского, ак. К. П. Флоренский, оценивая научное наследие В.И.Вернадского, подчеркивает обнаруженный Вернадским факт, что "... на фоне почти постоянного количества живого вещества, которое заняло все биологические ниши на заре истории Земли, на фоне морфологической эволюции организмов, в которой усовершенствование идет медленно и достаточно беспорядочно, есть один и четко направленный и важный для человечества процесс - это процесс цефализации, т.е. усовершенствования центральной нервной системы. Мозг оказался наиболее важным средством, обеспечившим развитие вида. Постепенно развиваясь, на каком то этапе именно мозг человека, его разум, поставил человека в особые отношения со средой".
Примечательны аргументы В.И.Вернадского в неизбежности именно такого хода событий. "Длившийся более двух миллиардов лет этот выражаемый полярным вектором, т.е. проявляющий направленность, эволюционный процесс неизбежно привел к созданию мозга человека рода Homo, примерно больше половины миллиона лет тому назад". И далее, апофеоз человеческой мысли: "Без образования мозга человека не было бы его научной мысли, а без научной мысли не было бы геологического эффекта - перестройки биосферы человеком".
Следовательно, неизбежно, что "...эволюция видов переходит в эволюцию биосферы" и, в свою очередь, "Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу". Поскольку мысль и деятельность человека охватили все пространство земли, завершился процесс "полного заселения биосферы человеком...". Отсюда вытекает, в свою очередь, что и мысль человека есть явление планетного масштаба.
Здесь мы прикасаемся к вопросу до конца не разработанному, но безусловно требующему глубокого осмысления.
Рассматривая биогенную миграцию атомов (надо напомнить, что это форма существавания живого вещества), В.И.Вернадский подразделяет ее на три рода: биогенная миграция атомов 1-го рода осуществляется микроскопическими организмами и микробами, характеризуется огромной интенсивностью, связанной с малым их объемом и весом и биогенную миграцию атомов 2-го рода, свойственную организмам многоклеточным. В.И. подчеркивает, что в геологическом и геохимическом отношении роль одноклеточных многократно превалировала до последнего времени.
Однако жизнь каждого организма проявляется еще и в возникновении 3-го вида биохимической миграции атомов, связанного не столько с размножением и физическим развитием данного вида, сколько именно с его жизнедеятельностью. В качестве примера он приводит воздействие на почву грызунов землероев, дождевых червей, термитов. Подчеркивая, что до участия человека, этот вид геохимической миграции атомов играл резко подчиненную роль.
Оценивая биохимические функции человека так же, как и других многоклеточных организмов, В.И. подчеркивает, что создаваемая таким образом энергия отходит на второй план перед биогенной миграцией атомов 3-го рода, поскольку человек получил возможность регулировать биогенную миграцию атомов 2-го рода: свое размножение и размножение всех других организмов, в среде которых он живет. "Перед ним открылись перспективы, которых еще не существовало на нашей планете и в пределах планеты не видно границ, которые могут быть поставлены биогенной миграции атомов 3-го рода, вызываемой человеческим разумом и трудом...".
Действительно, таких пределов, объективно говоря нет. И, одновременно, нельзя не видеть стремительного разрушения природной среды, связанного именно 3-м видом биохимической миграции атомов, приводящим к нарушению химического баланса биосферы и образующего ее живого вещества. Можно аргументировать высказаное частным примером: за последние 100 лет численность людей на Земле и, соответственно, накопленной им биологической энергии, возросли в 5 раз. В то же время энергетический потенциал человечества, представляющий собой 3-й вид биогенной (в современной терминологии - антропогенной или техногенной) миграции атомов, обеспечивающий его весьма относительное благополучие, возрос, за тот же период, в 1000 раз.
Однако, такие возможности многократного изменения темпов биогенной миграции атомов, восстановления накопленной в процессе эволюции земной коры солнечной энергии, использование энергии ядерной, становятся возможны лишь благодаря развитию и работе человеческой мысли. В.И.Вернадский подчеркивает парадоксальность сложившейся ситуации, суть которой сводится к тому, что не являясь формой энергии, "..человеческий разум производит действия, как будто ей отвечающие".
Другие работы по теме:
Биосфера
Понятие биосферы возникло более ста лет назад. В 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс, говоря о о различных оболочках земного шара, впервые употребил этот термин. В 1926 году были опубликованы лекции русского минералога В.И. Вернадского.
Ноосфера 4
Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумнаячеловеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»).
Биосфера её структура, границы
Тема:БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА, ГРАНИЦЫ 1. Ближе всех к пониманию биосферы подошел Ж. Б. де Шевалье Ла-марк, хотя термин "биосфера" предложил австрийский геолог Эдвард Зюсс в 1875 году при описании геологии Альп в его знаменитой книге "Лик Земли". Содержание этого термина было дано весьма схематично.
Экологические основы природопользования
Природа как объект воздействия и среда обитания; ее элементы: измененные человеком, искусственные, социальные. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере. Приемы сохранения плодородия почв; рекультивация земель. Понятие пищевых цепей.
Человек и биосфера как объекты синергетической философии
Влияние деятельности человека на биосферу. Демографический рост как ведущий показатель развития общества. Особенности прогнозирования дальнейшей эволюции биосферы. Биосфера как непрерывная цепь спокойных периодов развития и катастрофических перестроек.
Состав и функционирование биосферы
Система связей в биосфере чрезвычайно сложная и пока что расшифрованная лишь в общих чертах. Главнейшим звеном (или блоком) управления есть энергия — преимущественно энергия Солнца, второстепенная — энергия внутреннего тепла Земли.
Биосфера
Биосфера, оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15–20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2–3 км на суше и на 1–2 км ниже дна океана.
Учение Вернадского о Биосфере
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Создателем современного учения о биосфере был замечательный русский учёный В.И. Вернадский. Он показал, что за всё геологически обозримое время жизнь на Земле развивалась как взаимосвязанная совокупность организмов, обеспечивающая непрерывный поток элементов в биогенном обмене веществ на поверхности нашей планеты.
Биология 11 класс
Биология курс за 11 класс Урок 1. Тема: “Биосфера - оболочка жизни. Биомасса.” Схема 1 Живая природа - многоуровневая система: молекулярный - клеточный - организменный - популяционно-видовой - биогеоцинозный - биосферный.
Эволюция. Биосфера. Воздействие на биосферу
Факторы эволюции. Космическое и внутрипланетарное воздействие на биосферу. Влияние радиоактивных излучений на развитие биосферы. Концепция биосферы В.И.Вернадского. Человек и биосфера. Трансформация биосферы в ноосферу.
Биосфера и ее эволюция
Роль организмов в эволюции биосферы. Биоценоз. Популяция. Биосфера – единый живой организм.
Основы рационального природопользования 2
В конце XX века человечество осознало, что биосфера и ее составные части имеют пределы саморегуляции, самовосстановления, выше которых они могут деградировать необратимо. Вследствие этого дальнейшее устойчивое развитие человечества не может происходить вне сохранения биосферы. Так появилось понятие экологической безопасности
Домашние практические задания
Государственный университет управления Домашние практические задания по предмету «Экология» Выполнила: Булгакова Анастасия Москва 2010 Практическое работа 1
Экосистемы
Любой вид, любая популяция и даже отдельная особь живут не изолированно от среды своего обитания, а напротив, испытывают многочисленные взаимные влияния. Живые организмы влияют друг на друга.
Химия окружающей среды
Характеристика литосферы, состава химических элементов и минералов в земной коре. Строение, химический состав и функции гидросферы, атмосферы. Особенности фотосинтеза органических веществ, происходящего в биосфере. Исследование биогеохимических процессов.
Предприятия
Первичная энергия. Природа. Природные явления. Энергия топлива. Энергия рек. Энергия ветра. Развитие человека. Овладение энергией. Биосфера Земли. Излучение Солнца. Энергетический потенциал. Наука, техника, медицина и культура. Энергетические ресурсы Земли
В. И. Вернадский о биосфере
Человек всегда был связан с природой неразрывными узами. Начиная с первобытного периода своего существования он пытался ее познать в целях использования. Природа давало ему пищу, растительную и животную; одежду, жилище; орудия и оружие каменные, металлические; энергию огня, воды, ветра
«Эволюция»
Примечание: презентация сдается на электронном носителе, а реферат на бумажном в файловой папке
Планета Земля
Планета Земля, третья планета по удаленности от Солнца, она является самой крупной по массе среди других землеподобных планет в Солнечной системе.
Стереотип поведения
Стереоти́п поведе́ния — в пассионарной теории этногенеза, система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности, специфичная для каждой этнической системы.
Учение о биосфере 2
Text Text Живое вещество в биосфере Живое вещество биосферы в общем занимает ничтожное пространство в масштабе всего земного шара. Широкое распространение самого термина "живое вещество" связано с работами В.И.
Биосфера 11
БИОСФЕРА — это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы; активная оболочка Земли. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, об¬разуя целостную динамичную систему. Размеры биосферы в про¬странстве ограничиваются слоем толщиной 30—40 км.
Учение Вернадского о биосфере 2
Тема: Учение Вернадского о биосфере. Роль живого в биосфере. Биосфера – нижняя часть атмосферы , вся гидросфера и верхняя часть литосферы земли, населенные живыми организмами, «область существования живого вещества» (В.И. Вернадский); активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба.
Биосфера и предельные возможности Земли
Основа организации биосферы. Основные функции биосферы. Биогеохимические функции живого вещества. Неравномерное распределение континентов и океанов. Учение Вернадского о биосфере. Молекулярная структура всего живого. Сложность биологических структур.
Развитие экосистем
Основанием всем системы современной эволюционной биологии выступает синтетическая теория эволюции, принципиальные положения которой были заложены работами С.С.Четверикова, Р.Фишера, С.Райта, Дж.Холдейна, Н.П.Дубинина и др.
Владимир Иванович Вернадский
Одной из главных заслуг Вернадского является то, что он создал учение о биосфере, в котором показал, что живые организмы влияют на осадочные горные породы. В развитие этого учения Вернадский рассматривал и ноосферу - биосферу, в которой обитает человек.
Развитие техносферы
Взаимодействие человека со средой его обитания, компонентами которой являются биосфера и социальная среда. Рассмотрение результатов развития техносферы в возрастающей доле преобразованных территорий земли, демографического взрыва и урбанизации населения.