ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ В НАЧАЛЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Ученые уже давно отметили то, что все древние цивилизации возникли в определенных природных условиях: в зонах с тропическим, субтропическим или умеренным климатом, многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек. Реки (Тигр, Нил, Инд) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации называют речными. Эти факты объясняются тем, что в глубокой древности люди в очень сильной мере зависели от природы, например, холодный климат создавал слишком большие препятствия и замедлял развитие цивилизации, плодородные почвы в дельтах рек способствовали развитию земледелия. Человек в эпоху зарождения цивилизации, как и в первобытные времена, чувствовал себя частью природы. Это подтверждают мифы разных народов: плоть его - от земли, кровь - от воды, кости - от камней. С другой стороны, природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, камни и деревья — все это считалось одушевленным и сходным с человеком. Природу обожествляли и стремились воздействовать на нее с помощью обрядов. В индийских религиозных текстах приводится древний обряд вызова дождя — нужно было принести в жертву черное животное. В Вавилоне поклонялись богу воды, древние индейцы — богу грома и солнца, многие верили в сверхъестественную связь между племенем и каким-либо животным. Это тотемизм — вера в животное-прародителя.
В те времена земледелие было основной отраслью зарождающейся цивилизации. По мере развития хлебопашества, почвы быстро истощались. Людям приходилось переселяться на новые участки. Низовья рек, в которых располагались поля, обычно заболачивались, а вдали от реки земля иссыхалась. Кроме того, русла рек часто менялись, а разливы легко уничтожали посевы. Для своего выживания человеку приходилось в свою очередь воздействовать на окружающую среду: осушать болота, проводить каналы, противостоять наводнениям.
Английский историк Тойнби сформулировал теорию "вызова-ответа": естественная среда (природа) самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны в ответ создать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней. Зарождение и развитие цивилизации шло в неразрывной связи с освоением и преобразованием природы.
Человек начал использовать богатства природы очень давно. В каменном веке человек стал использовать медь, в бронзовом веке научился получать сплав бронзы, в железном начал плавить железную руду и изготавливать кованые железные изделия. Археологи установили, что использование железа сыграло особенно большую роль в развитии человеческой цивилизации. Богатство природы использовалось человеком для изготовления орудий производства, с помощью которых он в свою очередь воздействует на природу: обрабатывает поля, возводит пирамиды, строит каналы и т.д.
Ученые Китая считают, что первый экологический кризис в этой стране произошел еще в 1 тысячелетии до н.э. Он вызван был не только глобальным похолоданием, но и деятельностью человека: распашкой полей земледельцами и массовой вырубкой лесов Лёссового плато.
Этот природный катаклизм был обусловлен следующими причинами:
· река Хуанхэ вытекает с гор, течет через Великую Китайскую равнину и впадает в море;
· Хуанхэ несет с водами огромное количество твердых частиц (леса);
· большая часть этого леса осаждалась в самом русле реки, что ведет к повышению его уровня.
Поэтому на всем протяжении от места выхода реки с гор и до впадения в море русло реки находится выше окружающей местности — Лёссового плато.
Причиной вызвавшей катастрофические наводнения в бассейне Хуанхэ явилась распашка Лёссового плато в сочетании с ливневыми осадками и легкой размываемостью лёссовых горизонтов. Все это привело к тому, что плато потеряло свой платформообразный характер и превратилось в район с сильно эродированным пересеченным рельефом и при повышении уровня воды в реке она выходит из берегов и устремляется вниз, сметая все на своем пути. Такой природный катаклизм в I веке до н.э., возможно, был первым "ответом" природы на "вызов" человека.
За последние 4 тысячи лет экологическая ситуация попрежнему остается сложной — более 1,5 тысяч раз Хуанхэ в своем нижнем течении прорывала дамбы, более 20 раз меняла свое русло, впадая то в Бохайский залив (как теперь), то прямо в Желтое море, а то в Восточно-Китайское море. При наводнениях погибли десятки миллионов людей. Методами борьбы с наводнениями служат: лесопосадки, укрепление берегов, постройка дамб, сохранение старых лесных массивов. Без сохранения и расширения площадей лесных массивов невозможно остановить ветровую эрозию почвы. Задача сохранения земельных ресурсов для Китая с тех древних времен и по сей день является актуальной. И решить ее, как и многие экологические проблемы, можно не бросая "вызов" природе, а путем бережного и рационального использования природных богатств.
Другие работы по теме:
Шотландская школа здравого смысла
— философская школа, образовавшаяся в Шотландии в конце 18-го начале 19-го веков. Она образовалась как критическая реакция на таких английских философов, как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Самыми заметными её представителями являются Томас Рид и Уильям Гамильтон, который соединил подход Рида с философией Иммануила Канта.Другими крупными представителями этой школы были Джеймс Битти и Дугальд Стюарт.Это школа повлияла на мыслителей не только Европы, но и Америки, среди последних, например, прагматист Ч.
Тютчев ф. и. - Человек и природа в русской литературе
Две души живут в груди моей всегда враги. И. В. Гете ФаустНе то что мните вы Природа. Ф. И. Тютчев В ней есть душа в ней есть свобода. Тютчев признает присутствие в природе мировой души. Он считает что истинным бессмертием обладает природа а не человек человек это лишь разрушающее начало.
Сочинения на свободную тему - Экология природа и человек
В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не могут остаться в стороне от решения.
Что значит быть счастливым человеком
Счастье для человечества в целом и для каждого человека отдельно искали философы и писатели в течение многих веков. И каждый представлял счастье в соответствии со своими способностями, наклонами, миропониманием.
Проблемы экологии проблемы выживания человечества
На изломе веков мы часто ставим вопрос, который был главным в прошлом. Кажется, ответов было достаточно. И все же рискнем сказать, что это понимание последствий НТР, о которой было сказано так много громких слов. Действительно, НТР много изменила в человеческой цивилизации. Это дало основания кое-кому даже отождествлять ее с духовностью общества.
Русская природа в изображении Тютчева и Фета
Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них — это вопрос о любви к Родине, к России.
Анализ стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева
Автор: Тютчев и Фет В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» А.А.Фет уходит от злобы дня. Он погружается в мир романтики. Фет показывает душевную красоту, внутренний мир, чувства человека. Фет умеет забираться в самые сокровенные тайники души человеческой. Поэт восхищается зарождающимися чувствами: «И я слышу, как сердце цветет».
Человек и природа 2
Человек и природа В настоящий момент, в начале двадцать первого столетия, мы уже, кажется, знаем роль человека в мире. Именно он, уничтожив природу, создал вокруг себя «окружающую среду», именно он поставила планету на край бездны своим атомным безумием; он словно угрожает всему живому. И все же, мы тоже часть этой природы.
Благодарная природа
Автор: Сочинения на свободную тему Что такое природа? Мы все прекрасно понимаем, что такое природа – это леса, поля, моря, озера и реки, деревья, растения, кустарники, цветы. Все то, что нас окружает! А так же животные, насекомые, птицы, рыбы - тоже часть природы. К природе относятся полезные ископаемые: нефть, газ, уголь.…
Сочинение по картине А. М. Васнецова Северный край
Сочинение по картине А. М. Васнецова "Северный край" Автор: Разное Аполлинарий Михайлович Васнецов - выдающийся русский художник, которого вдохновляла природа родной страны. Объехав полстраны со своим этюдником, Васнецов обосновался в Москве,
Человек и природа в русской литературе по лирике Ф.И. Тютчева
Автор: Тютчев Ф.И. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы.
Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит «концентрированную жизнь».
Природа в восприятии И. С. Тургенева
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Экология природа и человек
Автор: Сочинения на свободную тему В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не могут остаться в стороне от решения этой насущной проблемы.
Л`Анс-о-Медоуз
(искаж. англ. L'Anse aux Meadows от фр. L'Anse-aux-Mйduses, букв. «грот медуз») — историко-археологический памятник на территории провинции Ньюфаундленд и Лабрадор (Канада), где, по данным раскопок, существовало первое в Северной Америке и Западном полушарии европейское поселение викингов конца XI века.
Иване Мхаргрдзели
Иване I Мхаргрдзели (Закарян (груз. ივანე მხარგრძელი, арм. Իվանե Զաքարյան[1]) (год рожд. неизв — ум. 1227 год) — грузинский и армянский[2] дворянин в конце XII - начале XIII веков.
Австрийская Ривьера
— распространённое в конце XIX — начале XX веков обозначение прибрежной полосы Австрийского Приморья. Главный город — Триест — вошёл в состав габсбургской монархии ещё в XIV веке и к середине XIX века превратился в крупнейший торговый порт и кораблестроительный центр Австро-Венгрии. В зимние месяцы сюда всё чаще перемещались сливки столичного общества, особенно после завершения строительства Южной железной дороги, соединившей Триест с Веной.
Замятин, Семён Леонтьев
Семён Лео́нтьев Замя́тин — русский иконописец середины XVII века. Упоминается во вкладной книге Антониево-Сийского монастыря как вкладчик, при игумене Ионе (1597-1634).
Джелали
Восстания (тур. Celalо ayaklanmaları) — серия народных выступлений и военных мятежей в Османской Анатолии XVI—XVII веков. Основной военной силой восставших были
Прокопий Газский
(греч. Προκόπιος ο Γαζαίος; ок. 475 — ок. 528) — христианский ритор, богослов и экзегет, глава Газской школы риторики[1]. Сочинения Прокопия Газского включены в 87-й том Patrologia Graeca.
Португальская Гвинея
Португальская Гвинея (порт. Guinй Portuguesa) — португальская колония в Африке, существовавшая в конце XIX — начале XX веков. Долгое время португальское присутствие на западноафриканском побережье ограничивалось укреплёнными населёнными пунктами Кашеу (основан в 1588 году) и Бисау (основан в 1687 году), являвшимися центрами работорговли; управление ими осуществлялось в рамках колонии Кабо-Верде.
Сеннар феодальное государство
План Введение 1 История 2 Население 3 Религия 4 Социально-экономическое развитие Введение Сенна́р, Сеннарский султанат, феодальное государство XVI—XIX веков в Северо-Восточной Африке на территории современного Судана.
Сидорова, Нина Александровна
Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г.). Специалист в области ранней городской культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты городской культуры Франции, её истоки, коснулась такого вопроса, как католическая церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия.
Больной человек Азии
Выражение «больной человек Азии» «больной человек Восточной Азии» образовано от фразы «больной человек Европы»[1] и первоначально относилось к Китаю в конце XIX — начале XX веков, когда он был расколот международными разделами и был принужден странами Европы, США и Японией к подписанию серии неравных договоров, кульминацией чего стало японское вторжение в Китай во время Второй мировой войны.
Трокское княжество
План Введение 1 История 2 Территория 3 Список князей Трокское княжество площадь составляет 31 100 кмІ кмІ Введение Трокское княжество (лит. Trakų Kunigaikštystė) — удельное княжество в составе Великого княжества Литовского, существовавшее XIV — начале XV веков.
Поляки в Казахстане
План Введение 1 История 1.1 Переселенцы конца XIX — начала XX веков 1.2 Депортация поляков после 1945 2 Расселение 4 Источники Введение Поляки в Казахстане — одна из национальных общин республики Казахстан. Часть мировой польской диаспоры, именуемой Полония. Перепись населения Казахстана 1999 года показала наличие в стране 40 тыс. польских жителей (0,3 % населения республики).
Человек, природа, общество
ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО Мы все умрем, людей бессмертных нет. И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Билеты по Истории 1 курс МТЭТ РГТЭУ
Правление Павла 1. Внутренняя политика Правление Павла 1. Внешняя политика. Первые преобразования Александра 1. (1801-1803) Преобразовательная деятельность Сперанского.
Эфиопия 2
Эфиопия Географическое положение и природа. Государство на востоке Африки. Большую часть страны занимает Эфиопское нагорье. Эфиопия обладает небольшими месторождениями золота, платины, меди. Пахотные земли занимают 12% территории, луга и пастбища 41%, леса и кустарники 24%.