ЭКОЛОГИЯ –
школьный предмет или образ жизни?
Экология … Этот термин еще совсем недавно был знаком только узким специалистам. Сейчас люди всей планеты слышат его по телевидению, по радио, читают в газетах, в Интернете.
Человек, появившись на нашей планете самым последним в процессе эволюции, долгое время жил на ней в мире и согласии с другими живыми организмами. А затем, в один прекрасный момент вдруг решил, что он - властелин природы. В середине ХХ века К.А.Тимирязев написал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Брать их у нее – наша задача»! И человек брал, брал и брал, не задумываясь о последствиях. А последствия не заставили себя ждать. Свалки, наступающие пустыни, загазованность, вымирающие растения и животные, парниковый эффект … Изменить ситуацию можно, только изменив свой образ жизни и мыслей.
В России делается многое для того, чтобы ситуация с экологической обстановкой стала лучше. В конце 90-х годов почти во всех школах города Твери ввели новый школьный предмет – экология. Стали выпускать учебники. Удачные и не совсем, но они были. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Школьная экология из многих учебных заведений исчезла.
В средней школе № 31 я веду этот предмет уже около десяти лет благодаря бывшему директору Дмитриевой Г.Ю. и нынешнему Тихомировой С.Г., которые находят возможность оставить экологию в расписании 10-х и 11-х классов. На своих уроках я не ставлю задачи перед учениками заучивать какие-то факты, законы, цифры. На мой взгляд, главное, чтобы дети научились видеть проблемы, размышлять, пытались как-то сами изменить ситуацию. Все это время мы и на уроках, и во внеурочное время изучаем экологическую обстановку Затверечья - района, в котором находится наша школа.
Главной улицей нашего района является улица Туполева. По этой улице, как мы подсчитали, в час может проходить более тысячи автомобилей, особенно летом, когда горожане едут в свои загородные дома. Почти все дома на этой улице небольшие, частные, с приусадебным участком. Огромное количество свинца из выхлопных газов автомобилей оседает на всем том, что выращивают люди на своих грядках, кушают овощи и фрукты, поистине смертельные для здоровья, в полной уверенности, что они экологически чистые. Ведь они же со своего собственного участка! А ведь таких улиц в нашем городе очень много. Дети сами учатся находить выход из таких сложных ситуаций: можно свои участки засадить красивыми цветами, сделать свой дом уютней, нарядней.
Это только одна проблема, которую я, как учитель экологии, в силах решить на своих уроках. А таких проблем в нашем районе много. Ученики изучают законы, по которым можно наказать нерадивых хозяйственников. Можно, как воинственный ГРИНПИС, пойти на баррикады. Но лично я не ставлю перед собой такие задачи. Даже если ученик не бросит бумажку мимо урны, не сломает дерево или не будет мучить кошку – это уже хорошо. Но, я очень надеюсь, что среди моих учеников сидят будущие директора, главные инженеры предприятий, мэры и губернаторы. И, может быть, они вспомнят мои уроки. Тверь – очень красивый, чистый город, но тогда экологическая обстановка в нашем городе станет еще благополучней.
Учитель биологии и экологии
моу сош № 31
Гаврюшенко Галина Николаевна
Другие работы по теме:
Экология как наука
Как самостоятельная наука экология сформировалась приблизительно к 1900 г. Термин "экология" был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Следовательно, это сравнительно молодая наука.
Экология и ноосфера
Сегодня понятие "экология" ближе всего к изначальному пониманию греческого термина "oikos (обиталище) + logos (учение)" как науки о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях ее развития и роли человека в этом процессе.
Что такое экология?
"Экология" стала модным словечком. С одной стороны, нельзя отрицать объективность такой "моды": назревший экологический кризис делает актуальным все, связанное с экологией и взаимоотношениями человека и природы.
Сочинения на свободную тему - Мой любимый школьный предмет 1
Рисование мой любимый школьный предмет. Почему он мне так нравится. Наверное потому что у нас очень хороший преподаватель. Виктор Сергеевич. Рисование мой любимый школьный предмет. На его уроках всегда очень интересно поэтому время летит незаметно.
«Экологическая обстановка в месте проживания студента»
Дисциплина «Экология» общим объемом 68 час (17 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: изучение материалов лекций – 5 ч, подготовка к пр зан. 6 ч, изучение материала, не излагаемого на лекциях 23 час) изучается в 1 семестре, сопровождается сплошным рейтингом и завершается зачетом
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Экология культуры 2
Экология культуры Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?
Кречётка
Введение 1 Распространение 2 Гнездование 3 Экология Список литературы Введение Кречётка, или степная пигалица[2] (лат. Vanellus gregarius) — вид птиц из семейства ржанковых.
Тускляк бронзовый
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Экология и местообитания 4 Галерея Список литературы Введение Тускляк бронзовый[2] (лат. Amara aenea) — вид тускляков из семейства жужелиц и подсемейства харпалин (Harpalinae).
Коровка изменчивая
Введение 1 Описание 2 Экология 3 Изменчивость 3.1 Hippodamia variegata doubledayi 3.2 Hippodamia variegata variegata Список литературы Коровка изменчивая
Скосарь репный
Введение 1 Описание 2 Экология 3 Подвиды Список литературы Введение Скосарь репный, или слоник шершавый[1] (Otiorhynchus raucus) — вид долгоносиков-скосарей из подсемейства Entiminae.
Айлантовый шелкопряд
Введение 1 Распространение 2 Описание 3 Развитие 4 Экология 5 Галерея Список литературы Введение Айлантовый шелкопряд, или цинтия (лат. Samia cynthia) — вид павлиноглазок из подсемейства Arsenurinae. Гусеницы используются человеком для получения шёлка, но не является одомашненным видом, как тутовый шелкопряд (Bombyx mori).
Рапсовая блошка
Введение 1 Распространение 2 Экология и местообитания 3 Агроэкология 4 Субвидовые таксоны 4.1 Вариетет 4.2 Подвиды 4.3 Аберрации Список литературы Введение
Большой еловый чёрный усач
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Экология и местообитания 4 Размножение 5 Галерея Список литературы Большой еловый чёрный усач Введение Большой еловый чёрный усач[1] (лат. Monochamus sartor) — вид жуков подсемейства ламиин (Lamiinae) из семейства усачей (Cerambycidae).
Коровка люцерновая двадцатичетырёхточечная
Введение 1 Распространение 2 Описание 3 Экология и местообитания 4 Галерея Список литературы Введение Коровка люцерновая двадцатичетырёхточечная[1] (лат. Subcoccinella vigintiquatuorpunctata) — вид божьих коровок.
Скосарь одиночный
Введение 1 Описание 2 Экология 3 Галерея Список литературы Введение Скосарь одиночный[1] (лат. Otiorhynchus sulcatus) — вид долгоносиков-скосарей из подсемейства Entiminae.
Лесной таракан
Введение 1 Распространение 2 Описание 3 Экология и местообитания 4 Галерея Список литературы Введение Лесной таракан[1] (лат. Ectobius sylvestris) — вид тараканов и семейства блаттеллид и подсемейства Ectobiinae.
Щелкун посевной западный
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Проволочники 3 Экология Список литературы Введение Щелкун посевной западный (лат. Agriotes ustulatus) — вид щелкунов из подсемейства Agrypninae.
Красноногий щелкун
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Проволочники 3 Экология Список литературы Введение Красноногий щелкун (лат. Melanotus villosus) — вид жуков-щелкунов.
Щелкун пилоусый
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Имаго 2.2 Проволочник 3 Экология и местообитание Список литературы Щелкун пилоусый Введение Щелкун пилоусый (лат. Actenicerus sjaelandicus) — вид щелкунов из подсемейства Agrypninae.
Щелкун волнистый
Введение 1 Распространение 2 Описание 3 Экология Список литературы Щелкун волнистый Введение Щелкун волнистый (лат. Diacanthous undulatus) — вид щелкунов из подсемейства Dendrometrinae.
Щелкун дубравный
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Личинки 3 Экология и местообитания 3.1 Развитие Список литературы Введение Щелкун дубравный (лат. Lacon querceus) — вид щелкунов из подсемейства Agrypninae.
Щелкун береговой
Введение 1 Распространение 2 Описание 2.1 Проволочник 3 Экология Список литературы Введение Береговой щелкун (лат. Hypnoidus riparius)— вид щелкунов подсемейства Negastriinae.
Атлантическая сельдевая акула
План Введение 1 Внешний вид 2 Размножение 3 Экология Список литературы Введение Атлантическая сельдевая акула, или ламна[1] (лат. Lamna nasus) широко распространена в северной части Атлантического океана от Средиземного моря и берегов Южной Каролины до залива Св. Лаврентия, Ньюфаундленда и западной части Баренцева моря.
Мармеладная муха
План Введение 1 Описание 2 Экология и местообитания 2.1 Питание 2.2 Паразиты 3 Галерея Введение Мармеладная муха (лат. Episyrphus balteatus) — род мух-журчалок из подсемейства Syrphinae.
Палеонтология
Палеонтология - наука о вымерших организмах. Окаменелости или фоссилии - объект палеонтологических исследований. Подразделения палеонтологии: палеозоология, палеоботаника, микропалеонтология, палеоэкология, тафономия.