Национальная экономика и механизм ее развития

Рефераты по экономике » Национальная экономика и механизм ее развития

П.Г. Ермишин

1. Национальная экономика: цели и результаты

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство распределение обмен и потребление материальных благ услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное смешанное государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством единой денежной единицей общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром который выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект будь то хозяйство фирма регион или государство включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид имея свой собственный интерес одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.

Национальная экономика стремится к стабильности эффективности справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента резервную норму и другие инструменты);

- политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая политика (торговая политика регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов. В лекции об общественном производстве и его результатах эти показатели приводились (ВОП НД ВНП) и давалась характеристика каждому из них.

Общей закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема к спаду за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия) который сменяется оживлением и подъемом. Кризисы стали периодически повторяться начиная с 1825 г.

Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного капитала хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины и прежде всего денежно-кредитные потрясения.

Если периодичность обычных кризисов составляет - 7- 12 лет коротких циклов - 3-4 года то длинные волны измеряются 40-60 годами. Последние связаны со структурным обновлением технологического способа производства.

Кризисы сопровождаются безработицей расстройством денежной системы банкротствами ухудшением жизни населения.

Наряду с теорией цикличности и в противовес ей существует теория экономического равновесия. Она получила развитие в трудах представителей классической науки (А. Смит Д. Рикардо) и имеет многих приверженцев среди современных экономистов. По этой теории сам рыночный механизм обеспечивает восстановление экономического равновесия и его поддержание взаимную сбалансированность спроса и предложения накопления и потребления а также между производством средств производства и производством предметов потребления. Главным механизмом самонастройки экономических связей считается механизм свободной конкуренции.

2. Сущность и функции финансов

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.

В процессе воспроизводства на разных уровнях начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков то ли в форме кредитных карточек или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений возникающих между государством предприятиями и организациями отраслями территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов образует финансовые отношения. Они сложны разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма через которую осуществляется движение товаров и услуг своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. На периферии этого организма финансовые отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства это деньги которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области города района поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение просвещение социальные пособия и др.) расходы на развитие народного хозяйства на оборону государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты социальной справедливости и связей с получением блага. Подробнее об этом шла речь в лекции "Об экономической роли и функциях современного государства". В Украине налоговая система находится еще в стадии становления.

Соотношение доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным но может быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются с ситуацией при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед своим населением другими государствами разбазаривает свое национальное достояние и ухудшает условия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен превышать 2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины составляет 6-7% и покрывается за счет кредитов НБУ (23%) внутренних займов - 33% внешних займов - 44%. Естественно эти цифры нестабильны но пока годовые отклонения от них незначительны.

3. Фискальная политика государства и ее влияние на объем национального производства

Под фискальной (налоговой) политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения направленных на формирование доходной части государственного бюджета повышение эффективности функционирования всей национальной экономики обеспечение экономического роста занятости населения и стабильности денежного обращения. Государство сильно своими финансами. США завершило 1997 год с нулевым дефицитом бюджета высокой занятостью населения а следовательно и с высоким его платежным спросом что в свою очередь обеспечивает экономический рост национальной экономики. И в основе этого динамизма лежит эффективная финансовая политика государства которая всегда подвижна и нацелена на разрешение крупных экономических программ: стимулирование хозяйственной активности предпринимателей мелкого бизнеса на борьбу с безработицей с инфляцией и т.п.

В развитых государствах через бюджеты распределяется примерно 1/5 валового национального продукта или 40-50 процентов годового национального дохода. Такие средства позволяют проводить структурную перестройку производства осваивать новейшие технологии и разрабатывать крупномасштабные научно-технические программы.

Процесс становления фискальной политики в Украине идет в сложной противоречивой обстановке. На первых этапах перестройки государство утеряло контроль за хозяйственной деятельностью ценообразованием не создало правовую основу налоговой системы. С возрастанием ставок налогообложения прекратился приток инвестиции в сферу материального производства капитал сосредоточился в торгово-посреднической сфере которая приняла криминальный характер. Собираемость налогов составляет 50-55 процентов от запланированных по бюджету сумм. Проявилось действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов тем меньше поступает денег в кассу. Налоговая служба стала такой многочисленной что начинает работать сама на себя. С 1997 года создается система Государственного реестра физических лиц и начинает осуществляться сплошное декларирование доходов граждан. Однако при этом надо учитывать два момента: психологию населения непривычной к четкой записи своих доходов и расходов а также старушек и инженеров торгующих семечками в местах массового прохода и скопления людей. Они вышли в людные места гонимые нуждой и поставить около них налогового инспектора с государственной кружкой было бы кощунством.

В основу фискальной политики Украины предполагается ввести следующие принципы:

- основу всей системы налогообложения должны составить прямые налоги на землю имущество капитал доходы физических и юридических лиц и прибыль юридических лиц;

- косвенные налоги должны применяться в форме акцизов с целью защиты собственного производителя ограничения потребления отдельных видов товаров а также на предметы роскоши и на доходы производителя-моноплиста;

- применение при налогообложении дифференцированных ставок в зависимости от величины получаемого дохода;

- ликвидация необоснованных льгот при налогообложении.

4. Влияние потребления и инвестиций на объем национального производства

Теоретическое обоснование фискальная политика получила в работах выдающегося английского ученого Дж. Кейнса и его последователей. В экономическую мысль эта теория вошла как теория государственного регулирования экономики основными элементами которой являются потребление сбережение инвестиции то есть модель совокупного спроса.

Совокупный спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. На общее количество ресурсов расходуемых на потребление влияют объективные и субъективные (психологические) факторы. Потребление движется в том же направление что и доход. Выше доход - больше покупок. Психологически же человек склонен не только к увеличению потребления по мере роста доходов но и к сбережению. В распределении доходов скрещиваются две линии: предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. При возрастании общего дохода часть его пойдет на прирост потребления а другая часть на прирост сбережения. Сбережение доходов и прибыли экономисты рассматривают как основу инвестиций. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объемы производства и национального дохода.

Сбережения и инвестиции могут осуществляться разными хозяйственными субъектами. Инвестор и тот кто сберегает совпадают в том случае когда источником инвестиций являются накопления предприятий. Во второй половине ХХ столетия основным инвестором стало само населения а источником их инвестирования являются его сбережения. Именно поэтому банки и другие кредитно-финансовые институты так активно охотятся за сберегаемой частью доходов населения.

Но сбережения и инвестиции зависят от разных факторов. Объем инвестиций зависит от нормы прибыли. Поставим перед собой вопрос. Если вложения капитала в электронную промышленность обещает 15% прибыли а покупка Государственных ценных бумаг дает 35% годовых (как это сложилось в России и Украине) то куда пойдет поток средств фирм? Естественно на покупку ценных бумаг. А государство за счет этих средств будет выплачивать заработную плату бюджетни-кам и латать свои другие прорехи. Прироста национального производства в этом случае не будет.

Сбережения - это возрастающая функция процента а по Кейнсу это функция дохода: чем выше уровень процента в банковских и сберегательных учреждениях на вклады населения тем выше будет активность населения по сбережению части своего дохода.

Рост инвестиций ведет к росту производства и национального дохода вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих увеличивается занятость а с ней и доход и потребление. Суть теории (эффекта) мультипликатора и заключается в том что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества причем на величину большую чем первоначальный рост инвестиций то есть инвестиции вызывают цепную реакцию в виде роста доходов и занятости. Мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приращению занятости.

На макроуровне эффективность капитальных вложений определяется отношением прироста национального дохода к приросту капитальных вложений. Важным при установлении эффекта инвестирования является учет воздействия на окружающую среду здоровье населения.

Рыночная экономика автоматически не регулирует инвестиционную активность и сбережения. В сложной развитой экономике это функция государства при этом его вмешательство должно быть обсчитано как в краткосрочном так и в долгосрочном плане то есть научно обоснованно.