Предмет и метод экономической теории

Рефераты по экономике » Предмет и метод экономической теории

П.Г. Ермишин

1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром где актерами являются сами зрители а эффект спектакля зависит от сценария режиссера-постановщика и игры актеров то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать отражать этот сложный противоречивый процесс находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то что формирует потребность в самом театре.

Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так что экономическая теория была подменена традиционными догмами схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал что человек систематически не изучавший экономическую теорию подобен глухому пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Экономическая мысль в странах СНГ как и хозяйственная практика находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов поведении людей сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому что реальные экономические процессы которые происходят в нашей экономике мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории" который бы по возможности вобрал в себя все лучшее что дала мировая экономическая наука и который бы отражал реальные процессы происходящие в нашей экономике.

Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления" пер. с англ. 1991 г.) кто учит студентов грешим в том что рассказываем гораздо больше чем им хочется или нужно знать.

Желательно чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.

Экономика сложна многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

"Экономическая теория - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс - не есть набор уже готовых рекомендаций применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом чем учением интеллектуальным инструментом техникой мышления".

Согласимся что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое металлург у плавильной печи астроном изучающий солнечную активность могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

В то же время мы должны признать что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает как прожить на зарплату мужа накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства если она не опирается на экономическую теорию неизбежно заведет общество в тупик к кризису а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний знание ведет к предвидению а предвидение - к действию.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.) Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый который впервые дал анализ разделению труда а говоря о ценности товара рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости так и в смысле меновой стоимости.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона частную собственность могли иметь лишь лица не способные к политической деятельности т.е. представители третьего сословия: земледельцы ремесленники и торговцы. Философы управляющие обществом и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства Платон подошел к пониманию того что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем начиная с обоснования законности владения феодальной землей вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом как правило поддерживая развитие товарно-денежных отношений кроме ростовщических идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капитали-стического строя формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия" родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство "ойкос" - дом хозяйство и "номос" - закон.

Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли то первое раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег особенно золота и серебра в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду занятому в торговле прежде всего международной поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.

По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах" "Слово мудрым" "Политическая арифметика" "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком врачом и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны - утверждал У. Петти - заключается главным образом в той доле которую она имеет во внешней торговле ... а производство таких товаров и ведение такой торговли которое способствует накоплению в стране золота серебра драгоценных камней и т.п. являются более выгодными чем другие виды производства и торговли". ("Экономические и статистические работы". М. 1940 с. 156 165). Отдавая дань меркантилизму он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством считая что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").

Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма минимального вмешательства государства в экономику рыночного саморегулирования на основе свободных цен складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь по Смиту подчинена объективным закономерностям которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".

После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости в учение о доходах о производительном и непроизводительном труде о капитале и воспроизводстве об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег заработной платы и прибыли земельной ренты учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".

Подводя итоги классической школе необходимо отметить что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое независимо от его отраслевых особенностей а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия когда на арену истории вышел рабочий класс научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке создали учение о прибавочной стоимости вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории.

3. Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить что она постигает. Люди начинающие изучать экономическую теорию обычно требуют чтобы им было дано краткое желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах охватываемых этим предметом дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет прошедших с тех пор как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города но и пределах крупного региона страны всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории или как ее называли до недавнего времени политической экономии:

- эта наука о видах деятельности связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

- эта общественная наука которая изучает поведение людей и групп людей в производстве распределении обмене и потреблении материальных благ;

- эта наука о том как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

- эта наука о богатстве;

- эта наука о законах управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

- эта наука которая занимается общественными отношениями людей по производству общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей отраслей хозяйства предприятий цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Скорее ясно чем не занимается эта наука:

- она не является экономикой домоводства;

- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;

- она не является технической наукой.

Тем не менее экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами как статистика история социология политология психология.

Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений описанию фактов: рынок деньги кредитные отношения инфляция безработица прибыль спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой каков допустимый уровень инфляции безработицы военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И как говорится в учебнике Самуэльсона через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного демократического капитализма; индустриального постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.

В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности время которое он может уделить тому или иному занятию средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом как и перед отдельным человеком всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях.

Страницы: 1 2