Основные направления развития мировой финансовой системы

Рефераты по экономике » Основные направления развития мировой финансовой системы

Реферат подготовлен

МГИ

Москва 2005 г.

Введение

Международные финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров услуг и особенно капиталов и кредитов. Межхозяйственные связи немыслимы без налаженной системы финансовых отношений. В специфической форме они реализуют и развивают законы денежного обращения действующего внутри страны.

Мировая финансовая система – это экономические отношения связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами (внешняя торговля вывоз капитала инвестирование прибылей предоставление займов и субсидий научно-технический обмен туризм государственные и частные переводы и др.). Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил созданием мирового рынка углублением международного разделения труда формированием мировой системы хозяйства интернационализацией хозяйственных связей. Которая не может существовать без развитых и стабильных международных финансовых институтов потому что принципы формирования финансовой системы в мировом масштабе это - форма организации и регулирования денежных отношений закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Важной составной частью мировой финансового системы является рынок иностранных валют который образуется из взаимодействия национальных денежных систем. Особенностью рынка иностранных валют является также и то что он объединяет валюты с различным режимом национального регулирования. Объект этого рынка - свободно конвертируемая валюта. Валюты с ограниченной конвертируемостью играют незначительную роль что в свою очередь не маловажно для формирования системы финансовых отношений на международном уровне.

1. Финансы современного общества

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы. Финансы — система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Финансы — историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Термин «финансы» происходит от лат. «finansia» что означает доход платеж. В значении «денежный платеж» он начал использоваться в XII—XV вв. в Италии ряд городов которой — Флоренция Венеция Генуя были в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие связанное с системой денежных отношений образованием денежных ресурсов мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.[1]

В современных условиях понятие финансов охватывает с одной стороны государственные финансы с другой — финансы предприятий и корпораций.

Государственные финансы - это особая сфера экономических отношений связанная с вторичным а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах специальных фондах финансах государственных предприятий.

Характерными принципами формирования современных финансов являются следующие:

- денежная форма в отличие от натуральных отношений;

- распределительный характер отношений т.е. здесь нет эквивалентного обмена;

- распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды например в отличие от ценового распределения.

Таким образом финансы по своему происхождению — денежные отношения. Но не все отношения относятся к финансовым они становятся таковыми лишь когда в процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих доходов т.ч. когда движение денег приобретает определенную самостоятельность.

Роль государственных финансов в современных условиях заключается прежде всего в том что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства поддержания темпов экономического роста развития ключевых отраслей хозяйства структурно перестройки экономики.

2. Международная финансовая система: определение и пути развития

Международная финансовая система есть исторически сложившаяся форма организации международных валютных (денежных) отношений закрепленная межгосударственной договоренностью.

Международная денежная система включает в себя ряд конструктивных элементов. Первым из них является мировой денежный товар являющийся носителем международных валютно-денежных отношений. Он принимается каждой страной в качестве эквивалента вывезенного из нее богатства. Первым международным денежным товаром выступало золото. Позже в международных расчетах стали использоваться кредитные деньги (векселя банкноты чеки на депозиты). В 70-х годах появляются специально созданные международные (СДР) и региональные (ЭКЮ) платежные единицы (композитные деньги).[2] Первые имеют хождение в мировом капиталистическом хозяйстве вторые - в границах Европейского экономического сообщества ("Общего Рынка"). Совокупность всех платежных инструментов которые могут быть использованы в международных расчетах называется международной ликвидностью. Ее образуют золото свободно обратимые валютные запасы государств и международные деньги.

Вторым элементом международной денежной системы является валютный курс - меновая стоимость национальных денег одной страны выраженная в денежных единицах других стран. Валютные курсы делятся на два вида: фиксированные (твердые) и плавающие (гибкие). В основе фиксированного валютного курса лежит монетный паритет т. е. весовое содержание золота в национальных денежных единицах. Плавающие валютные курсы не связаны с монетными паритетами. Они определяются путем сопоставления паритетов покупательной силы валют т.е. оценки в национальных деньгах стоимости одноименной "корзины" товаров.

Третий элемент национальной валютной системы представляют национальные валютные рынки. Первым таким рынком был рынок золота как денежного товара где оно продавалось на основе официальной т. е. закрепленной международным договором цены. При этом данную цену должны были поддерживать центральные банки посредством интервенции т. е. продаж из государственного золотого запаса если спрос на него превышал предложение. Официальная цена золота за 1 тройную унцию (31 1035 гр.) составляла 20 67 долл. (1837 - 1934 гг.) 35 долл. (1934 - 1968). В 1968 г. она была повышена до 38 долл. за унцию. Последняя официальная цена золота составляла 42 22 долл. Этот рынок существовал до августа 1971 года когда его цена была упразднена. В настоящее время рынок золота функционирует по принципам обычного товарного рынка. Его цена складывается под влиянием спроса и предложения. [3]

Содержание четвертого элемента денежно-валютной системы составляют международные валютно-финансовые организации. К ним относится Международный Валютный Фонд. Он призван способствовать международной кооперации обеспечивая механизм консолидации и сотрудничества в решении международных финансовых проблем. В его задачу входит поддержание правил обмена валютами и надзор за валютными курсами создание многонациональной системы платежей по валютным операциям борьба с национальными валютными ограничениями оказание кредитной помощи странам временно испытывающим трудности с платежными балансами. Кроме того сюда можно отнести ряд международных институтов чья кредитная деятельность носит одновременно и валютный характер (группа Мирового Банка Банк международных расчетов в Базеле региональные банки развития Европейский инвестиционный банк и др.).

Первой международной денежно-валютной системой стала созданная летом 1944 г. Бреттонвудская система получившая название от места проведения международной конференции. В ее основе лежала идея приспособления валют отдельных стран к национальным валютным системам ведущих в то время государств - США и Великобритании. Унификация последних должна была составить остов создаваемого валютного союза. Согласно договору основными инструментами международных расчетов становилось золото и так называемые резервные валюты статус которых получили американский доллар и английский фунт стерлингов. Любая страна подписавшая договор имела право свободно через свои центральные эмиссионные банки обменивать имеющиеся у них резервные валюты по официальной цене на золото и наоборот. В качестве официальной мировой цены золота была принята национальная цена золота в долларах: 1 тройная унция золота (31 105 гр.) была приравнена к покупательной способности 35 долларов. На эту ценовую пропорцию стали ориентироваться всe мировое ценообразование и международная торговля. Статус резервной валюты получил и фунт стерлингов. Однако в силу целого ряда экономических причин он выполнял свою функцию частично. Фунт использовался в качестве резервной валюты преимущественно колониями и доминионами Британской империи. Незначительный золотой запас Англии не позволял выразить золотую цену фунта стерлингов. Его паритет был выражен опосредовано через фиксированный валютный курс к доллару на основе паритета покупательной силы. Первоначально 1 фунт стерлингов приравнивался к 4 долларам. В 1948 г он был девальвирован до 2.8 а в 1967 г. - до 2.4 доллара. Все участники договора обязаны были выразить свои паритеты установив фиксированный валютный курс к доллару или непосредственно либо опосредовано через фунт стерлингов. Рыночный курс валюты мог отклоняться от золотого паритета на +1%. Центральные банки должны были поддерживать свой курс при помощи валютных интервенций т. е. продажи или выкупа своей национальной валюты на доллары если складывалось неблагоприятное соотношение спроса и предложения. Условия Бреттонвудского валютного соглашения допускали изменение курса валюты посредством девальвации и ревальвации.

3. Сущность функционирования мировых финансовых институтов

Важнейшим организационным звеном международной финансовой системы является созданный на основе Бреттонвудского соглашения Международный валютный фонд (МВФ). Эта наднациональная валютно-кредитная организация предназначена для упорядочения валютных отношений ее членов для устранения национальных валютных ограничений для создания международной системы платежей по текущим операциям. На МВФ возлагается контроль за соблюдением странами его устава и оказание финансовой помощи для покрытия дефицита платежных балансов бедствующих стран. МВФ является специализированным представительством ООН. Он отчитывается перед Советом по экономическому и социальному развитию но не зависит от него в вопросах членства финансов и штатов. Ресурсы фонда формируются за счет уставного капитала и накоплений. Уставной капитал образуется из обязательных взносов стран-членов. Для каждого государства установлена вступительная квота в соответствии с ее долей в международной торговле. Размер квоты определяет число голосов которые имеет страна при решении валютно-кредитных вопросов а также объем кредитов которые она может получить в нем. Согласно уставу МВФ 25% общего взноса страна должна предоставить в золоте остальные 75% - в иностранной валюте. (В Ямайской валютной системе место золота заняла свободно используемая валюта и СДР). Каждая страна при вступлении автоматически получает 250 голосов плюс один дополнительный голос за эквивалент каждых 400 тыс. долл. (СДР) займов предоставленных на день голосования за счет уменьшения голосов у страны-должника. Для принятия решений согласно уставу требуется чтобы за него проголосовало 60% всех участников имеющих не менее 85% всех голосов. В настоящее время наибольшим числом голосов обладают: США - 19 3% Великобритания - 6 7% ФРГ - 5 8% Франция - 4 8% и Япония - 4 6%.

Любой участник МВФ имеет право на получение кредита в пределах золотой (в Ямайской валютной системе - резервной) и четырех кредитных долей каждая из которых как правило равна 25%. В пределах резервной (золотой) доли нужная валюта предоставляется автоматически. Кроме того если страна является кредитором то это правило распространяется и на всю сумму предоставленных ею через Фонд кредитов. Однако эти займы должны использоваться лишь на покрытие дефицита платежного баланса но не могут пополнять национальные валютные ресурсы. Эти кредиты составляют "резервную позицию страны в МВФ" и относятся к особой части международной ликвидности.

Формальная кредитная сделка через МВФ представляет собой не кредит в обычном понимании слова а обмен национальной валюты в МВФ требуемую валюту (сделка "транш" - tranch). А выплата кредитов т. е. выкуп собственной валюты может осуществляться лишь в валюте кредитора Фонда но не его должника. К представлению займа в пределах первой кредитной доли (25-50% квоты) МВФ подходит либерально считая что страна сама в состоянии справиться со своими платежными проблемами. Получение займов в пределах второй - четвертой доли (50-125% квоты) сопряжено со все возрастающей сложностью. Он предоставляется только тогда когда МВФ убежден что эти ресурсы будут использованы в нужном Фонду направлении. Он категорически выступает против того чтобы эти займы служили для финансирования программ развития. Предоставление таких кредитов связано с принятием страной "стабилизационной программы" т. е. комплекса мер которые должны улучшить по мнению МВФ состояние платежного баланса страны-заемщика. В качестве отдельных требований могут быть:[4]

девальвация национальной валюты;

замораживание заработной платы;

отмена субсидий со стороны правительства;

повышение налоговых ставок;

сокращение объема государственных кредитов;

допуск в страну иностранного частного капитала и т. д.

Кроме того величина кредита разбивается на несколько долей и предоставление каждой следующей части может происходить лишь по мере выполнения условий Фонда по предыдущей. Стандартный срок кредита МВФ составляет 3-5 лет. Кроме уставного капитала и общих кредитных ресурсов МВФ имеет еще ряд специальных фондов. Ресурсы этих фондов как и вся кредитная практика в 80-е годы направлена почти исключительно на кредитование развивающихся стран. Будучи членом МВФ можно вступить в МБРР. Согласно уставу страны обязаны предоставить только 10% своей квоты в кредитный фонд МБРР (1% - золото сейчас свободно используемая валюта 9% - национальная валюта). Остальные 90% МБРР (мировой банк реконструкции и развития) может потребовать лишь в случае отсутствия у него ресурсов в данной валюте для срочного погашения обязательств.

Основное предназначение МБРР - помощь в развитии. Он предоставляет кредиты только правительствам и их центральным банкам для финансирования проектов предназначенных для экономического развития страны под гарантии правительства и центрального эмиссионного банка. При этом экспертная комиссия Банка должна предварительно оценивать проект как эффективный. Использование заемных средств производится строго целенаправленно и поэтапно. Основная масса кредитов МБРР приходится на развитие производственной инфраструктуры и сельского хозяйства.

Для предоставления кредитов МБРР широко прибегает к размещению собственных займов на международных финансовых рынках. Срок долговых обязательств МБРР составляет 15-25 лет. Проценты по кредитам ориентируются на уровень процентных ставок международных рынков ссудных капиталов где сам МБРР заимствует основную часть средств. Под эгидой МБРР существует два его филиала: Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) и международная ассоциация развития (МАР создана в 1960 г.). В задачу МФК входит финансирование вместе с частными кредиторами частного предпринимательства которое не имеет гарантии правительства. МАР предоставляет займы правительствам развивающихся стран или под гарантии государственным и частным организациям этих стран. Значительная часть этих ресурсов предоставляется на льготных условиях. МБРР МФК и МАР образуют группу Мирового Банка. Европейского Фонда валютного сотрудничества выполняющего по отношению к ЕВС роль Международного Валютного Фонда. Долларовые накопления в свою очередь образуют кредитный фонд Европейской валютной системы. Его объем составляет для краткосрочного кредитования - 14 млрд. экю и для среднесрочного кредитования - 14 млрд. экю и для среднесрочного кредитования - 11 млрд. экю. Участники ЕВС могут получить кредиты трех видов:[5]

краткосрочные сроком до 45 дней. Они предоставляются центральными банками в рамках соглашения "своп". Процентная ставка по этим кредитам определяется как средняя всех учетных ставок центральных банков стран-участников ЕВС;

краткосрочные кредиты сроком на три месяца. Каждая страна имеет свою "дебиторную квоту" (наивысший объем полученных ею займов) "кредиторную квоту" (наибольший объем полученных ее кредитов). Этот кредит предоставляется из фонда краткосрочного кредитования ЕВФС; 3) среднесрочный кредит размером до 1 млрд. экю. Этот заем предоставляется равными долями в течение пяти лет из расчета 3% годовых. Специально оговорено что данные кредиты должны использоваться для финансирования инфраструктурных проектов и не должны подрывать конку- рентные позиции стран сообщества.

4. Основные принципы формирования мировой финансовой системы

Международные расчеты есть платежи по денежным требованиям и обязательствам которые возникают в связи с мирохозяйственными (торговыми кредитными финансовыми валютными) отношениями между юридическими и физическими лицами различных национально оформленных хозяйственных механизмов. Соотношение платежей поступающих в данную страну из-за границы с денежными платежами данной страны другим странам в течение определенного календарного промежутка времени (обычно года) образуют платежный баланс государства. Структурно он состоит из двух частей - из поступлений и платежей. Их сопоставление образует сальдо как по отдельным видам внешнеэкономической деятельности (статьям платежного баланса) так и по всему платежному балансу в целом.

Платежный баланс представляет собой количественное и качественное выражение объема структуры и характера внешнеэкономических операций государства. Он складывается под воздействием ряда факторов: углубления международного разделения труда и кооперации тенденции к интернационализации производства и капитала и противодействующей ей тенденции к сохранению и укреплению национальной обособленности хозяйственных механизмов отдельных стран.

Усилившаяся интернационализация хозяйственной деятельности и транснационализация предпринимательства привели к формированию в 70-е годы ХХ века единого рынка ссудных капиталов и созданию на этой основе мирового финансового рынка.

Страницы: 1 2