.
Доклад подготовил Чистов Филипп Викторович
ВШЭ, 1997
Анализ экономического состояния Росии за последнии несколько лет показал,что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда.Рабочая сила остается пассивной,условия ее воспроизводства ухудшаются.
Ускорение спада экономики не могло не сказаться на динамике занятости и безработицы в 1996 году.Общее число занятых в экономике,составляющее в 1993 году 70.9 млн. человек,уменьшилось к концу 1996 года на 5 млн. человек.
Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики,как промышленность,сельское хозяйство,транспорт,строительство,торговля и общественное питание,наука и научное обслуживание. Устойчивый рост наблюдался лишь в органах управления всех видов - более полумиллиона человек за этот же период.
Кроме того , 1996 год принес и сокращение занятости в кредитно-финансовой и страховой сфере,где до этого наблюдался быстрый рост.В промышленности в целом и сельском хоз-ве численность занятых сократилась на 23%.Хотя численность сельского населения за этот период впервые в новейшей истории увеличивалась и возросла по сравнению с 1991 годом,последним годом ее уменьшения.Таким образом,база для роста эффективной занятости в сельской местности впервые возросла,а рынок труда,наоборот,сузился.
Из 16 крупных отраслей промышленности рост численности занятых наблюдался в 5,при этом самый значительный в 4 сырьевых отраслях : добывающая промышленность (где рост наблюдался с 1995 года и особенно значительный в 1996 году ),электроэнергетике ,нефтедобыче и газовой промышленности.Одновременно в перечисленных отраслях объем производства за последнии три года в сопоставимых ценах сократился на 5-15%,и лишь в газовой промышленности в 1996 году наметилась стабилизация.Рост занятости,несмотря на продолжающееся падение производства,сохраняется в отраслях - естественных монополистах.
Ответ на вопрос о причине спада эффективной занятости в одних отраслях и росте других кроется в следующих цифрах:
если средний уровень оплаты труда в промышленности - 653 тысячи рублей - принять за базу (100%),то в легкой промышленности оплата труда составляла 48%,в машиностроении - 68%,в то время как в электроэнергетике - 155% ,в цветной металлургии - 177% и в топливной промышленности - 178%. Электроэнергетика как яркий монополист российской экономики все три года снижала объемы производства,наращивала занятость при падении производительности труда и платила при этом самый высокий среди отраслей налог с суммы превышения норматива расходов на оплату труда.
В этих же трех отраслях - цветной металлургии,топливной промышленности и электроэнергетике - были и самые высокие затраты в расчете на один отработанный человеко-час не только в промышленности,но и среди всех отраслей экономики.Наиболее значительным снижение занятых было в легкой (62% от уровня 1993 года) и деревообрабатывающей (64%) промышленности.Еще одним "лидером" падения было машиностроение (68%) .В результате происшедших структурных сдвигов в занятости за четыре года удельный вес добывающей промышленности уменьшился в 1,4 раза и достиг в 1996 году ,а всего первичного сектора - на треть и достиг, что не соответствует даже приблизительно пропорциям экономически развитых стран.
Общая потенциальная численность безработных,включая ищущих работу пенсионеров и студентов превысила в 1996 году уровень в 9% от экономически активного населения.Тенденции 1995 года давали надежду на сокращение неполной занятости и скрытой безработицы и в 1996 году,тем более,что в прогнозировалась стабилизация экономики или по крайней мере минимальный в 1-2% спад.Но оказались ближе к истине те пессимисты,которые предрекали превращение скрытой безработицы в открытую.Медленный рост безработицы вызван в немалой степени значительным ростом занятых неполное рабочее время (на 66% по сравнению со средним уровнем второго полугодия 1995 года,когда ежемесячный объем спустился ниже уровня в 2 млн. человек, а в декабре превысил эту отметку)и еще более значительным ростом численности находящихся в так называемых административных отпусках. Общая численность находившихся в таких отпусках (менее точный показатель) возрасла в 1996 году в среднем в 2,6 раза. Продолжительность самих отпусков по иннициативе администрации (более точный показатель ,измеряемый числом дней на одного работника), явившая удивительную стабильность в течении всего 1996 года и крайне низкий уровень по сравнению с 1994 годом, увеличилась более чем в 3 раза.
Уровень регестрируемой безработицы составил в конце 1996 года - начале 1997 года всего лишь 3,4% , но главное, на мой взгляд, в изменении общей динамики роста безработицы . 1996 год свидетельствует о явном тяготении к стабилизации , которая отчетлива видна в последние 6 месяцев.
В большинстве регионов с критической ситуацией на рынке труда масштабы высвобождения работников с крупных и средних предприятий превышает среднеросийский уровень в 1,5-2 раза. В 1,5 раза - Владимирская и Ивановская область, а в 2 раза - Дагестан, Марий Эл, Ингушетия,Архангельская область.
В этих регионах обострилась конкуренция на рынках труда - в Калмыкии на 1 рабочее место претендовали 470 человек, в ингушетии - 415, в Ивановской - 190, в то время как по Российской Федерации - около 10.
Неожиданным для некоторых исследователей проблем женского труда явитсяи тот факт, что на половине этих кризисных территорий в 1996 году безработными было признано мужчин больше (на 20 %), чем женщин. В Ивановской области этот показатель составил даже почти 40%.
Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных системных изменений . Вместе с тем занятость - одна из наиболее неудачных сфер деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой экономической политики по отношению к естественным монополиям.
При этом не учитывались в макроэкономической политике и прежде всего в ценообразовании факторы эффективной занятости и занятости как условие эффективности экономического роста.
Другие работы по теме:
Содействие эффективной занятости населения
5.1. . В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, по регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан, оказанию в соответствии с законодательством о занятости населения ряда государственных услуг, по реализации территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Основные задачи регулирования занятости
1.3 . В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности.
Трудовые ресурсы предприятия 8
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Трудовые ресурсы — это трудоспособное население, обладающее физическими и интеллектуальными возможностями для участия в трудовой деятельности .
Ряды динамики в анализе социально-экономического явления
Построение и анализ рядов динамики для выявления и измерения закономерности развития общественных явлений во времени. Характеристика степени занятости населения в сфере транспорта и связи по системе цепных показателей: фактору полноты и выражению уровня.
Государственное регулирование занятости
Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.
Состояние и перспективы демографического потенциала Республики Беларусь
Состояние и перспективы демографического потенциала РБ Устойчивость социально-экономического развития страны определяется численностью и качеством населения, его трудового потенциала, степенью сбалансированности профессионально-квалификационной структуры кадров и потребностей в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда.
Переходная экономика России
Недискриционная фискальная политика. Автоматические и встроенные стабилизаторы. Особенности процесса приватизации в переходной экономике России. Формирование фондового рынка. Возникновение новых форм собственности: муниципальной, смешанной, иностранной.
Джон Мейнард Кейнс 2
Джон Мейнард Кейнс , лорд (5 июня 1883 21 апреля 1946 В 1923 году Кейнс публикует «Трактат о денежной реформе», где анализирует причины и последствия изменения стоимости . Правильная денежно-кредитная политика, по мнению Кейнса, должна исходить из приоритета поддержания стабильности внутренних цен, а не ставить целью поддержание завышенного курса валюты, как это делало в тот период правительство Великобритании.
Специфика российского рынка труда
Проблема безработицы как один из ключевых вопросов в рыночной экономике. Разработка государством программы по стимулированию роста занятости, увеличению числа рабочих мест и содействию найму рабочей силы. Социальные группы России, специфика их занятости.
Государственная политика в области занятости
Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рынки труда
Трудовые ресурсы и занятость - соотношение между ними. Количественная оценка. Позиция Международной организации труда в отношении занятости и безработицы.
Политика занятости, ее социальная ориентация
Основные задачи в условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночной экономике. Недооценка социального фактора. Социальная политика страны. Новая социально-политическая ситуация.
Американская модель делового поведения
Культура предпринимательства – вопрос важный для любой страны. От того, как и что делают предприниматели, зависит не только настоящее, но и будущее, не только экономика, но и политика, культура, наука, образование.
Политика занятости в РФ
Занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей. Компоненты безработицы и ее характеристика. Государственная политика в области содействия занятости населения в России, а в частности в Санкт-Петербурге.
Тематика
Социальная роль государства в рыночной экономике (опыт экономически развитых стран и современная российская практика)
Оптимизация графика занятости персонала
График занятости работников риэлтерской компании, обеспечивающий требуемый уровень обслуживания и удовлетворяющий потребность в персонале при минимальных затратах на оплату труда. Требуемое число работников по дням недели. Расписание выходных дней.
Виды занятости
Работа посвящена занятости населения. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей. Виды занятости – полная и неполная занятость. Безработица. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Задача по Статистике 2
Задача. Имеются следующие данные на конец 2007 года по России (в млн.человек): Таблица 2.2. – Численность экономически активного и безработного населения
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
Заявки на пособия по безработице
Связать Заявки на пособия по безработице (англ. Initial Jobless Claims) — показатель количества лиц, подавших первичные заявления на получение пособия по безработице.
Государственная молодёжная политика в Российской Федерации
План Введение 1 Развитие молодёжной политики в России за 15 лет 2 Молодёжная политика в России сегодня Список литературы Введение Государственная молодёжная политика — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение её конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. [1] Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
Декларация прав народов России
Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию.
Билеты по Истории 1 курс МТЭТ РГТЭУ
Правление Павла 1. Внутренняя политика Правление Павла 1. Внешняя политика. Первые преобразования Александра 1. (1801-1803) Преобразовательная деятельность Сперанского.
Государственное регулирование рынка труда 2
4. Государственное регулирование рынка труда 1. Сущность регулирования рынка труда Выд-т след-щие пропорции на рынке труда: 1. макро, соотн-ние между совок-ной величиной спроса и предложения раб. силы.