Стратегия реструктуризации: от "натуральной" диверсификации к специализированной конкурентоспособности
Б
елов Артем , Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"
Несколько слов о стратегии и реструктуризации
Принципиально, говоря о реструктуризации, мы выделяем три ключевых смысловых блока, с которыми необходимо работать: · Бизнес; · Управление; · Активы.
При этом, в зависимости от масштаба бизнеса компании, мы выделяем два уровня стратегии, на которых необходимо работать со смысловыми блоками: · Корпоративная стратегия; · Стратегия бизнес-уровня.
В случае, если компания не является широкодиверсифицированной и фактически управляет одним бизнесом, стратегия бизнес-уровня соответствует стратегии корпоративного уровня. Стратегию корпоративного уровня имеет смысл рассматривать в случае, если мы имеем дело с компаниями, имеющими широкий набор, зачастую несвязанных друг с другом бизнесов. Соответственно, говоря о стратегии реструктуризации, мы должны четко понимать, что на каждом из выделенных уровней – корпоративной стратегии и стратегии бизнес-уровня - компания сталкивается с разными проблемами и решает существенно отличающиеся задачи.
Реструктуризация на корпоративном уровне
1. Стратегия роста: куда и зачем расти?
· Последнее десятилетие рост российского бизнеса обеспечивался созданием крупных широкодиверсифицированных холдингов; · Вопрос качественного роста до недавнего времени не поднимался; · Исчерпание девальвационного эффекта кризиса 1998 года привело руководство компаний к мысли о необходимости качественного, а не количественного роста. Сейчас, на примере крупнейших российских компаний, мы наблюдаем эти изменения – компании всерьез принялись за процессы реструктуризации бизнеса и системы управления.
Для чего это делается: · Создание компаний, способных к долгосрочному поступательному развитию, конкурентоспособных не только на замкнутом внутреннем рынке, но и способных конкурировать с мировыми лидерами на их территории; · Выстраивание приоритетов, понимание собственного бизнеса и «места» под солнцем.
2. Проблемы и задачи реструктуризации российских конгломератов
Движущих мотивов реструктуризации российских конгломератов два: · Широкая диверсификация, т.е. избыточное количество несвязанных бизнесов, и как следствие - · Недостаток ресурсов для развития всех бизнесов: (инвестиционных и управленческих).
Можно выделить 5 ключевых задач реструктуризации на корпоративном уровне: · Что такие бизнес и какое количество должно быть их у компании; · Разделение бизнесов на основные и неосновные;
· Разработка стратегии основных бизнесов; · Разработка стратегии по отношению к неосновным бизнесам; · Система управления и взаимодействия «управляющая компании – бизнесы».
Принципиально важна позиция управляющей компании по отношению к собственным бизнесам: · Позиция «финансовой компании»; · Позиция «стратегического инвестора».
Важно понимать, что на массовых рынках российским компаниям будет словно конкурировать с ведущими мировыми компаниям, поэтому одной из ключевых стратегических задач является задача поиска собственной ниши, возможно относительно узкой, но в которой компания сможет быть лидером не только на внутреннем, но и мировом рынке.
Примеры из практики российских промышленных компаний.
Реструктуризация на бизнес-уровне
Задачи, решаемые на данном уровне, максимально приближены к реальной практике бизнеса и текущим задачам управления бизнесом.
1. Реструктуризация бизнеса
Проблемы: · Потеря ценовой конкурентоспособности продукции и угроза потери российского рынка; · Увеличение технологического отставания от ведущих мировых компаний; · Снижение качества производимой продукции; · Усиление конкуренции со стороны российских и зарубежных производителей; · Ограниченные ресурсы развития бизнеса.
Задачи реструктуризации: · Выявление и концентрация на ключевых компетенция бизнеса (возможно, не в основном продукте); · Определение приоритетов, целей, продуктово-рыночного портфеля; · Экономика и сокращение издержек: производство, логистика, управление.
2. Реструктуризация системы управления
Проблемы: · Неэффективность существующей системы управления.
Задачи реструктуризации: · Разработка системы управления, соответствующей долгосрочным целям развития бизнеса; · Снижение издержек за счет оптимизации системы планирования: финансы и инвестиции, продажи, производство.
· Определение роли заводов в рамках бизнеса: дивизионы или производственные площадки.
3. Реструктуризация активов
Проблемы: · Изношенность и моральное устаревание производственных мощностей; · Недозагрузка производственных мощностей; · Дублирующие производственные мощности на заводах, входящих в один бизнес.
Задачи (направления) реструктуризации · Стратегия в отношении вспомогательных и заготовительных производств; · Социальная сфера и заводская инфраструктура; · Сокращение издержек.
Примеры из практики российских промышленных компаний.
В целом важно понимать, что · Стратегия и, ответственно, реструктуризация на корпоративном и бизнес уровнях тесно взаимоувязаны; · Стратегия диверсификации бизнеса в современных условиях не всегда является эффективной. Значительно больший эффект компании могут получить от реализации сфокусированной стратегии, в основе которой лежит понимание уникальных конкурентных преимуществ компании и понимания уникальных ниш, в которых компания может быть лидером не только на российском, но и мировом рынках; · Компании, начинающие реструктуризацию, помимо результата в виде «оптимизированного» собственного бизнеса, становятся пионерами в формировании рынка аутсорсинга - выделяя непрофильные активы, они становятся «аутсорсерами» для других компаний, что может рассматриваться как независимый и весьма прибыльный бизнес; · «Настоящая реструктуризация» российской промышленности еще впереди.
Другие работы по теме:
Реструктуризация предприятия как инструмент повышения эффективности предприятия
Реструкт предприятия как инструмент повышения эффективности предприят. Актуальность темы исследования. Перемены и преобразования, происходящие в современной России, расширение рыночных отношений, и, как следствие, смена отношений собственности, реорганизация структур управления, развитие рынка строительной продукции оказало существенное влияние на инвестиционно-строительную деятельность.
Текущая, инвестиционная и финансовая реструктуризация предприятия
1. Текущая, инвестиционная и финансовая реструктуризация предприятия Реструктуризация предприятия -- это широкий круг мер, направленных на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности. Будучи по существу процессом рыночной адаптации субъектов реального сектора, реструктуризация может проводиться двумя принципиально различными путями.
Анализ реструктуризации промышленных предприятий в России
Цели реструктуризации промышленного предприятия, ее компоненты - производственная, информационная и организационная структуры. Сохранение ядра бизнеса в трудные времена. Повышение конкурентоспособности бизнеса и инвестиционной привлекательности.
Стратегии диверсификации
Стратегия одного бизнеса как один из вариантов ведения бизнеса. Целесообразность диверсификации. Стратегии входа в новый бизнес.
1. Введение в антикризисное управление
Проблемы антикризисного управления. Понятие антикризисного управления. Содержание процесса антикризисного управления. Функции антикризисного управления. Особенности системного подхода в антикризисном управлении. Модель процесса антикризисного управления. Системная концепция антикризисного управления
работа
УТВЕРЖДАЮ: Ректор профессор И.М. Головных 2010 г. Учебный план Направление подготовки магистра: 08050068 (521500) – «Менеджмент» Магистерская программа: ЭУПм «Производственный менеджмент»
работа
Багиев Г. Л., Моисеева Н. К. Международный маркетинг. Спб.: Изд-во Питер, 2001, С. 100
Стратегии роста для малых, средних и крупных фирм
Развитие деловой активности фирмы (предприятия) определяется следующими обстоятельствами: на каком рынке она действует, т.е. освоенный ли это рынок или он является для нее новым, и с каким товаром или видами услуг она выходит на рынок.
Стратегии диверсификации для надежного бизнеса
Сегодня передовые фирмы осуществляют свой рост преимущественно через диверсификацию, вторгаясь в другие сферы, часто не имеющие с основной производственных или функциональных связей, осваивают принципиально иные виды продукции.
Разработка стратегии развития компании Danone
Разработка стратегии развития компании « Danone В настоящее время существуют три основных направления дальнейшего развития компании. В первую очередь это свежие молочные продукты и питание для детей. Затем идут печенье и минеральная вода. Именно эти направления заложены в стратегии концерна, и на всех трех рынках Danone занимает лидирующие позиции.
Модели стратегического выбора
Для того чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать хорошую стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Для выбора стратегий применяются различные модели. Рассмотрим наиболее известные из них.
Финансовая политика предприятия 3
Финансовая политика предприятия Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач. Содержание финансовой политики предприятия многогранно и включает следующие аспекты:
Теоретические основы реструктуризации предприятий
Виды и направления реструктуризации предприятий. Стратегия и тактика финансового оздоровления, его главная цель, процедура. Особенности выведения компании из кризиса. Описание, взаимосвязь различных сторон оперативной и стратегической реструктуризации.
Оспа обезьян
Определение, этиология, эпидемиология и патогенез. Симптомы и течение. Диагноз и дифференциальный диагноз.
Матричная игра
Вариант 1. 1. Для матричной игры, заданной платёжной матрицей A, найти: все максиминные стратегии игрока 1; все минимаксные стратегии игрока 2; все седловые точки;
Анализ конкурентоспособности предприятия сферы услуг
Анализ конкурентоспособности: Рассмотрим фитнес-клуб «СпортPlaza» и компании-конкуренты СОЦ «Наша планета», фитнес-клуб «World Gym» и некий «Новый клуб», наиболее яркие представители на рынке фитнес-услуг мурманской области.
Стратегия ценообразования 2
Стратегия ценообразования – это выбор определенной динамики изменения исходной цены товара, максимально соответствующей целям предприятия. В зависимости от стадии жизненного цикла продукции политика цен, в рамках политики маркетинга, так же меняется. Согласно И. Ансоффу, на стадии внедрения нового вида продукции различают четыре стратегии ценовой политике.
Маркетинг и маркетинговая стратегия
Маркетинг и маркетинговая стратегия "Маркетинг - ваше руководство в рыночной игре. Тот, кто освоился с маркетингом, может если не победить интернациональных монстров, то, по крайней мере, отхватить кусочек своего пирога."
В. Короленко
-------------------------------------------------------------------------------- Конспект по статье В.Г.Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года"
Верования, знания и мифы
Знания — достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания являются результатом познания — специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Баумейстер, Фридрих Христиан
Фридрих Христиан Баумейстер (нем. Friedrich Christian Baumeister; 17 июля 1708, Кёрнер, Тюрингия — 8 октября 1785, Гёрлиц) — немецкий философ школы Лейбница и Х. Вольфа, автор ряда учебников логики, метафизики и натуральной философии на латинском языке.
План Анаконда
— долговременная стратегия борьбы с Конфедерацией, разработанная в начале Гражданской войны в США и предполагавшая блокаду южных портов и установление контроля над рекой Миссисипи. План был предложен генералом Уинфилдом Скоттом, который, в отличие от многих современников, не верил в быстрое завершение войны.