Реферат: Социальные проблемы малого бизнеса в Северо-Западном регионе - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Социальные проблемы малого бизнеса в Северо-Западном регионе

Рефераты по экономике » Социальные проблемы малого бизнеса в Северо-Западном регионе

РЕФЕРАТ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ

2004 г

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение.................................................................................................................................................. 3

1.Анализ проблем малого предпринимательства........................................................................... 4

1.1.Понятие малого предпринимательства..................................................................................... 4

1.2.Анализ проблем, с которыми сталкиваются субъекты МП в ходе своей деятельности..... 5

2.Проблемы малого бизнеса в Северо-Западном регионе на примере г.Санкт-Петербурга...... 8

Губернатор Санкт-Петербурга........................................................................................................ 12

Заключение........................................................................................................................................... 14

Список литературы........................................................................................................................... 15

Введение

Актуальность темы. Изменение социальной структуры российского общества привело к появлению новых социальных слоев и групп, которые определяют лицо современного и будущего общества. Не последнее место здесь занимает предпринимательство, как особая социальная группа, оказывающая большое влияние на жизнедеятельность населения.

Недостаточная эффективность действующей в России системы государственной поддержки малого предпринимательства во многом определяется неудовлетворительно сформированной в базовом законе, регулирующем цели, задачи, направления и формы поддержки малого бизнеса, позицией государства, плохо отражающей складывающиеся реалии и потребности бизнеса.

Многие нормы Федерального закона от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» вызывали нарекания с самого момента его принятия. В последние годы дискуссия по поводу норм Закона, их действенности и направлений изменения получила новый виток, связанный с тем, что большая часть норм Закона на практике почти не выполнялась, часть из них так и продолжала носить декларативный характер, некоторые вступили в противоречие с нормами принятого позднее законодательства.

Так, к примеру, со вступлением в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации была поставлена под сомнение легитимность (законность) статуса государственных фондов поддержки малого предпринимательства в части фи-нансово-кредитной поддержки малого бизнеса бюджетными ресурсами. Федеральные программы, которые, по сути, должны приниматься ежегодно, принимаются на период 2, а то и 3 года. Ситуация на федеральном уровне в результате проецируется и на ситуацию в регионах.

Эти факты порождают целый комплекс социальных проблем, разрешение которых является, прежде всего, государственной задачей.

Цель реферата – обозначить наиболее острые проблемы, свойственные развитию малого бизнеса на примере Северо-Западного региона.

1.Анализ проблем малого предпринимательства

1.1.Понятие малого предпринимательства

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия).(рис.1)


Рис.1.Субъекты малого бизнеса

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Каждый гражданин в РФ вправе заниматься предпринима­тельской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом он лишь должен пройти государственную регистрацию.

Эта форма предпринимательства обладает рядом преимуществ. Одно из них заключается в том, что индивидуальный предпри­ниматель получает удовлетворение, работая на самого себя. Он может самостоятельно принимать решения о продолжительно­сти рабочего дня, о количестве и составе наемных работников, о величине цен на выпускаемые и продаваемые товары или оказы­ваемые услуги. Он сам вправе выбрать, расширять ли масштабы своей деятельности или сокращать, а главное - может индиви­дуально присвоить всю полученную прибыль.

Однако небольшой масштаб отдельного индивидуального пред­принимательства отражает его ограниченные финансовые воз­можности, поскольку гражданин, самостоятельно организующий бизнес, обычно имеет меньший капитал, чем группа людей, и чаще сталкивается с трудностями при попытке получить ссуду.

1.2.Анализ проблем, с которыми сталкиваются субъекты МП в ходе своей деятельности

Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. В то же время даже влияние одних и тех же факторов может проявляться по-разному в начале деятельности (в процессе открытия бизнеса и на первом этапе его развития) и в дальнейшем.

Как показывают исследования[1] , в начале своей деятельности наиболее серьезными проблемами для субъектов МП являются высокая налоговая нагрузка и нестабильность налогового законодательства, а также нехватка собственных финансовых средств для развития (см. табл. 1 ). Чуть менее остро перед ними стоят проблемы высоких арендных ставок на помещения и трудности с получением банковского кредита.

Таблица 1

Наиболее значимые проблемы, по мнению опрошенных субъектов МП,
с которыми они сталкивались в начале своей деятельности[2]

Проблема Процент опрошенных, ответивших «сильно влияли» Процент опрошенных, ответивших «не влияли» и «слабо влияли»
1. Нестабильность налогового законодательства 51,4 25
2. Высокая налоговая нагрузка 50,8 22,8
3. Нехватка собственных финансовых средств для развития 47,8 26,5
4. Высокие ставки арендной платы 33,6 45,5
5. Трудности с получением банковского кредита 32,9 51

Практически для всех МП, осуществляющих свою деятельность в розничной торговле и сфере оказания услуг, актуальна проблема доступа к помещениям на этапе образования. Также следует отметить, что субъекты малого бизнеса, предоставляющие бизнес-услуги, испытывают трудности в момент открытия
с поиском квалифицированных специалистов и реализацией своих услуг,
а МП бытового обслуживания населения - ощущают нехватку необходимого оборудования.

Далее представляется целесообразным посмотреть, с какими проблемами сталкиваются предприниматели в ходе хозяйственной деятельности в настоящее время (см. табл. 2 ). Так, наиболее серьезными проблемами для субъектов МП
в ходе их деятельности являются нестабильность налогового законодательства, высокая налоговая нагрузка, высокие ставки арендной платы, нехватка собственных финансовых средств для развития, проблемы со сбытом товаров (работ, услуг) и невозможность взять банковский кредит.

Сравнивая две таблицы, нетрудно заметить, что в целом набор проблем остается неизменным, только при осуществлении деятельности предпринимателей уже в большей мере начинает занимать проблема реализации своей продукции. В связи с этим можно констатировать, что основные проблемы, с которыми предприниматели сталкивались при организации своего бизнеса, так и не разрешились за последние 3-5 лет, а только усугубились.

Таблица 2

Наиболее значимые проблемы, по мнению опрошенных субъектов МП,
с которыми они сталкиваются в ходе своей деятельности[3]

Проблема Процент опрошенных, ответивших «сильно влияли» Процент опрошенных, ответивших
«не влияли» и
«слабо влияли»
1. Нестабильность налогового
законодательства
52,4 24,1
2. Высокая налоговая нагрузка 51,3 22,9
3. Нехватка собственных финансовых средств для развития 46,2 32,3
4. Высокие ставки арендной платы 34,6 47,5
5. Трудности с получением банковского кредита 29,8 55,2
6. Проблемы со сбытом товаров и услуг 25,3 51

Предпринимателей некоторых регионов сильно волнуют еще и дополнительные проблемы. Так, предприниматели из Великого Новгорода остро ощущают в своей работе нехватку квалифицированного персонала.

Отмеченные наиболее остро стоящие перед представителями малого бизнеса проблемы налогового бремени, высокой налоговой нагрузки, недостатка собственных финансовых средств для развития производства и трудности с получением кредита не оригинальны - это именно те основные проблемы, которые не раз перечислялись представителями малого бизнеса в ходе многочисленных исследований по проблемам развития малого предпринимательства.

2.Проблемы малого бизнеса в Северо-Западном регионе
на примере г.Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге в настоящее время работает порядка 140,4 тыс. малых предприятий и 107,8 тыс. частных предпринимателей. В малом бизнесе занято 622,8 тыс. человек. Доля малых фирм в налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней составляет 27%, в ВРП - 25%.[4]

Малый бизнес играет важную роль в экономике города и социальной сфере.


Динамика численности работников малых предприятий в Санкт-Петербурге с 1992 по 2003 год представлена на рис.2[5]

Рис.2. Динамика численности работников малых предприятий

Динамика развития малых предприятий в Санкт-Петербурге с 1992 по 2003 год представлена на рис.3[6] .

Согласно проведенному Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли совместно с ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр» социологическому исследованию более половины представителей малого бизнеса сообщили, что их предприятия развиваются и наращивают темпы производства (58,9%). При этом почти каждый пятый (18,9%) отметил, что темпы достаточно высокие. На неблагоприятную для них экономическую ситуацию указали лишь 16,0%, отметив в качестве определяющей тенденции развития своего предприятия существенное (8,0%) или незначительное (8,0%) сокращение производства.



Рис.3. Динамика развития малых предприятий Санкт-Петербурга

Основными проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели в сфере малого бизнеса, являются следующие:

· существующий налоговый режим (на эту проблему указали более половины из опрошенных представителей предпринимательского сообщества - 55,7%);

· нестабильность нормативно-правового регулирования малого бизнеса (44,3%);

· нехватка оборотных средств (38,3%);

· проблема подбора необходимых кадров (35,3%) и поиск источников инвестиций (33,8%);

· чрезмерная конкуренция (32,3%)

· сложность прохождения процедур административного регулирования (31,3%) (рис.4)[7] .


Рис.4.Основные проблемы предпринимательства в Санкт-Петербурге

(в % из общего числа опрошенных)

При этом предприниматели склонны несколько завышать степень своей заинтересованности в «благах», к числу которых можно отнести государственную поддержку. Для сравнения приведем результаты оценки экспертов степени востребованности мер государственной поддержки среди предпринимателей (рис.5)[8] .

Программы поддержки предпринимательства в Петербурге принимали дважды - на 2000-2001 и 2002-2004 годы. Однако ни первая (на 50 млн. рублей), ни вторая (на 98,5 млн. рублей) не оказали влияния на его развитие. В 2002 году расходованием программных средств поинтересовалось контрольно-ревизионное управление комитета финансов и Главное следственное управление ГУВД. Однако ситуация не изменилась в лучшую сторону. Очередная концепция поддержки малого бизнеса, проект которой обсуждался 6 мая на коллегии КЭРППТ, рассчитана на 2005-2010 годы. Она предусматривает, в частности, льготы по уплате местных налогов для начинающих предпринимателей, тех, кто активно вкладывает средства в развитие, а также фирм, по объективным причинам оказавшихся в сложном финансовом положении. В частности, предлагается освободить малый бизнес от налога на рекламу, дифференцировать взимание земельного налога, снизить ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в городской бюджет. Кроме того, фирмам нужно позволить выкупать арендуемые площади в рассрочку на 8-10 лет. Также предприниматели могут получить возможность заложить право аренды под обеспечение банковского кредита.


Рис. 5.Оценка опрошенными экспертами степени востребованности мер поддержки (льгот) субъектами МП

Следует отметить, что полученные показатели соответствуют показателям, которые формировались в результате получения ответов на аналогичные вопросы в ходе других исследований.[9] Это говорит о том, что никаких радикальных изменений в государственной поддержке МП за последние два года не произошло и сложившиеся тенденции ожиданий от государства помощи представителями малого предпринимательства так и остаются на прежнем уровне.

Состояние системы государственной поддержки малого бизнеса в Санкт-Петербурге представлено на рис. 6.

Губернатор Санкт-Петербурга
Комитет экономики и промышленной политики

Управление координации

предпринимательства и инноваций

Санкт-

Петербургский

союз малых

предприятий

Северо-

Западный

региональный

фонд

под­держки МП

Союз

промышлен­ников и

предпринима-телей

Лизинговые

компании

Леонтьевский

центр

Межрегио­нальный

маркетинговый центр

Рис.6. Структура управления малым бизнесом

Малые предприятия и общественные организации, входящие в инфраструктуру поддержки МП Санкт-Петербурга, к сожалению, слабо координируют свою деятельность, поэтому:

• в Санкт-Петербурге не создан единый механизм управления и контроля за принятыми решениями (обратная связь) в сфере поддержки малого предпринимательства,

• бюджетное финансирование расценивается как государственные дотации,

• отсутствует информационная политика в этой сфере деятельности,

• отсутствие координации между различными регистрирующими и контролирующими органами приводят к чрезвычайной бюрократизации государственного аппарата, что не способствует развитию предпринимательской деятельности в городе.

Таким образом, можно констатировать, что малому бизнесу в России, (в то числе в Северо-Западном регионе) сопутствует целый комплекс проблем, препятствующих позитивному развитию предпринимательской инициативы. Федеральные программы развития малого бизнеса носят в основном декларативный характер и на практике не выполняются в полном объеме.

Заключение

Малый бизнес продолжает оставаться одним из наиболее уязвимых социальных секторов в российском обществе.

Роль предпринимателя в мире в историческом аспекте несомненно изменяется, равно как меняется и представление о нем, и содержании данного понятия. В том числе в каждой стране оно может иметь свое наполнение, отражающее специфику социокультурных особенностей развития данного общества. Если даже любая экономическая проблема, являясь в сущности универсальной, может иметь собственный социальный аспект, обусловленный особенностями страны, то это в полной мере может быть отнесено и к явлению предпринимательства, которое носит не только социально-экономический характер, но и психологический, исторический и др.

К современным социальным проблемам малого предпринимательства можно отнести:

· существующий налоговый режим;

· нестабильность нормативно-правового регулирования малого бизнеса;

· нехватку оборотных средств;

· проблему подбора необходимых кадров и поиск источников инвестиций;

· чрезмерную конкуренцию;

· сложность прохождения процедур административного регулирования;

· слабую координацию между малыми предприятиями и общественными организациями.

Список литературы

1. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития /В.В. Буев, Е.Г. Литвак, С.В Мигин, М.В. Потапова, М.А. Сергеева, Д.В. Скрипичников, А.О. Шеховцов.- М.: «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП), 2003, с.74-78.

2. "Коммерсантъ-СПБ" №79/С(2918) от 05.05.04.

3. Ляшенко М. В. Тенденции развития малого предпринимательства // Регион: экономика и социология. - 2003. - N 3. - С. 163-174.

4. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга gov.spb/gov/admin/otrasl/c_economy/mbiz.

5. Анализ влияния федеральных целевых программ поддержки малого предпринимательства на развитие сектора малого бизнеса в России. Разработка концептуальных подходов государственной поддержки малого предпринимательства до 2004 г. (www.opec, www.nisse).


[1] Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития /В.В. Буев, Е.Г. Литвак, С.В Мигин, М.В. Потапова, М.А. Сергеева, Д.В. Скрипичников, А.О. Шеховцов.- М.: «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП), 2003, с.74-78

[2] Перечислены те проблемы, которые «сильно влияли» на деятельность 25% и более опрошенных предпринимателей.

[3] Приведены только те проблемы, которые «сильно влияли» на деятельность 25% и более опрошенных предпринимателей.

[4] "Коммерсантъ-СПБ" №79/С(2918) от 05.05.04

[5] Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга gov.spb/gov/admin/otrasl/c_economy/mbiz.

[6] Там же.

[7] Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга gov.spb/gov/admin/otrasl/c_economy/mbiz.

[8] Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития, 148-149.

[9] Анализ влияния федеральных целевых программ поддержки малого предпринимательства на развитие сектора малого бизнеса в России. Разработка концептуальных подходов государственной поддержки малого предпринима-тельства до 2004 г. (www.opec, www.nisse); Ляшенко М. В. Тенденции развития малого предпринимательства // Регион: экономика и социология. - 2003. - N 3. - С. 163-174.