Реферат: Планирование и прогнозирование деятельности предприятия - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

Рефераты по экономике » Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ


Контрольная работа

по дисциплине :

«Стратегическое планирование и прогнозирование»

Тема: « Планирование и прогнозирование деятельности предприятия»


Выполнила:

Кафедра:

Сокращенная форма обучения


г.Ефремов, 2011


Оглавление


1. Введение

2. Стратегическое планирование деятельности предприятия

2.1 Формулирование программы предприятия

2.2 Изложение целей и задач предприятия

2.3 Разработка плана развития хозяйственного портфеля

2.4 Разработка стратегии роста предприятия

3. Планирование маркетинга

4. Бизнес – план

5. Заключение

6. Список литературы


Введение

Планировать – значит разработать схему будущей деятельности фирмы для получения заданных результатов при установленных затратах в определенный период времени.

Планирование деятельности предприятия сулит немалые выгоды:

поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;

способствует лучшей координации предпринимаемых предприятием усилий;

заставляет более четко формулировать свои цели и задачи;

облегчает установление показателей деятельности предприятия для последующего контроля.

Чтобы достичь поставленных целей, предприятие при планировании своей деятельности должны соблюдать следующие принципы:

- планирование должно предусматривать необходимую гибкость и способность своевременно реагировать на изменения внешней среды предприятия;

- планирование должны заниматься в основном те лица, которые должны соответствовать профессиональному уровню тех, кто распоряжается ресурсами предприятия.

В самом общем виде планирование предполагает формулирование целей, разработку плана для достижения этих целей и оценку времени, необходимого для выполнения этого плана. При этом цели предприятия носят, как правило, долгосрочный стратегический характер. Эффективная деятельность предприятия и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнею перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.


2. Стратегическое планирование

Организация производства представляет собой целенаправленную координацию (согласование, приведение в соответствие) во времени и пространстве всех материальных и трудовых ресурсов производства, имеющихся или оптимально возможных в определенных конкретных условиях. Сам процесс планирования деятельности предприятия состоит из двух частей – стратегического планирования и планирования маркетинга.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством предприятия, которые ведут к разработке специфических стратегий, направленных на достижение выбранных целей.


Деятельность по стратегическому планированию связана с постановкой целей и задач предприятия и поддержание ряда взаимосвязей между предприятием и внешней средой, которые способствуют достижению его целей, соответствуют его внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям. Потенциал для достижения целей предприятия в будущем является одним из конечных продуктов стратегического планирования. В дополнение к нему другим конечным продуктом стратегического планирования выступает соответствующая разработанным планом функциональная структура предприятия, обеспечивающая чувствительность и адаптацию к изменению внешних условий. Таким образом, основными результатами стратегического планирования являются:

- формулировка целей (построение «дерева целей») и критериев эффективности их достижения;

- анализ и оценка внешней среды (формулировка ограничений);

- генерация и анализ стратегических альтернатив достижения целей;

- выбор оптимальной стратегии и методов ее реализации.

В рамках процесса стратегического планирования реализуются четыре основных вида управленческой деятельности:

1) Распределение ресурсов;

2) Адаптация к внешней среде;

3) Внутренняя координация;

4) Организационное стратегическое предвидение.


. Стратегическое планирование служит основой для составления плана маркетинга, цели которого более конкретны, ситуационные, а значит, пересматриваются в связи с изменениями внешней и внутренней среды предприятия. Претворение в жизнь и стратегических, и маркетинговых планов невозможно без организации эффективного контроля достигнутых результатов.

В зависимости от специфики предприятия, их размеров, характера производственной и коммерческой деятельности существуют различные подходы к стратегическому планированию.

Один из подходов включает следующие этапы планирования:

-формулирование программы предприятия;

-изложение целей и задач предприятия;

-разработку плана развития хозяйственного портфеля;

-разработку стратегий роста предприятия.

2.1.Формулирование программы предприятия

Обычно создание предприятия связано с формулированием конкретной цели или программы ее деятельности. Но всегда ли можно получить ответы на такие, казалось бы, простые вопросы: «А собственно для чего создано предприятие, каковы ее программные установки? Что представляет собой наше предприятие? Кто наши клиенты? Что ценного для наших клиентов?

Каким будет и каким должно быть наше предприятие?» Чтобы ответить на эти вопросы, многие предприятия разрабатывают официальные программные заявления, публикуемые в средствах массовой информации и предоставляемые в собственных буклетах или проспектах. Оно нужно самим сотрудникам предприятия, поскольку позволяет почувствовать себе участниками общего дела, подчеркивает важность и значимость их труда, оказывает мобилизующее воздействие. Кроме того, программное заявление подчеркивает важную социальную роль деятельности предприятия для общества, указывая на производимые ею товары и услуги, круг клиентов и возможности удовлетворения нужд и запросов отдельных групп общества.


2.2. Изложение целей и задач предприятия.

Программа предприятия позволяет перейти к более детальному изложению вспомогательных целей и задач, которые ставятся перед руководящим персоналом предприятия. В качестве долгосрочной задачи может стать задача наиболее полного удовлетворения клиентов в разнообразных моделях холодильников.


2.3. Разработка плана развития хозяйственного портфеля.


На этом этапе стратегического планирования предприятия необходимо провести анализ своего хозяйственного портфеля, под которым понимаются различные производственные отделения фирмы, а также выпускаемый ими товарный ассортимент. Это позволяет предприятию определить степень рентабельности этих производств и принять важные решения относительно финансовой поддержки наиболее перспективных из них.


2.4. Разработка стратегии роста предприятия.


Формулирование основных целей предприятия необходимо проводить в определенном иерархическом порядке. А чтобы лучше понять процедуру принятия стратегических решений, уместно воспользоваться предложенной американским ученым У.А. Коэном стратегической пирамидой .


Управление стратегическим маркетингом:

достижение общей цели фирмы _______________________________________________________________

Стратегия маркетинга:

проникновение на новые рынки, сегментация рынка и т.д. _____________________________________________

Тактические действия маркетинга:

товар, цена, местоположение, продвижение _____________________________________________________________________


Высший уровень этой пирамиды представляет управления стратегическим маркетингом, призванное реализовать основную миссию или программу фирмы. На этом уровне решаются вопросы выбора вида бизнеса, товарной линии и отдельных товаров. На следующем уровне формируются маркетинговые стратегии, направленные на реализацию задач, поставленных на высшем уровне.

К числу таких маркетинговых стратегий можно отнести:

· Проникновение на новые рынки;

· Расширение доли рынка;

· Закрепление на рынке;

· Уход с рынка.

Средний уровень – стратегия проникновения на новые рынки, с помощью которой можно выйти на определенный сегмент рынка и доминировать на нем. Чтобы быть на рынке первым, предприятие должно быть уверено, что его продукция обладает новизной, более полно удовлетворяет потенциальную потребность целевого рынка и отличается от товаров конкурентов. Самый нижний уровень – это тактические действия маркетинга, которые можно предпринять для поддержки маркетинговой стратегии. Эти действия включают управление такими факторами как продукт, его цена, распределение и продвижение на рынке.

Таким образом, общий комплекс тактических приемов позволяет реализовать решения по выполнению миссии или программы предприятия. Маркетинг играет ключевую роль в процессе корпоративного стратегического планирования. Ориентированное на рынок стратегическое планирование есть управленческий процесс достижения и поддержания устойчивого баланса целей, возможностей и ресурсов организации и новых рыночных возможностей. Задача стратегического планирования – создание и реформирование бизнеса и товаров предприятия, направленные на успешное ее развитие и достижение поставленных целей.


3. Планирование маркетинга.


Деятельность предприятия на рынке далеко не исчерпывается формулированием программы, ее целей и выборов стратегии маркетинга.

Необходимо разрабатывать план маркетинга, показывающий, что конкретно, в какие сроки и какими силами следует воспользоваться, чтобы реализовать выбранные стратегии и, в конечном счете, достичь поставленных целей. Планирование маркетинга – это непрерывный циклический процесс, в ходе которого фирма стремится привести в соответствие свои возможности с возможностями рынка, которые не поддаются контролю со стороны фирмы. Планы маркетинга могут подразделяться по характеру постановленных целей, но чаще всего разрабатываются оперативные (ежегодные) планы маркетинга и планы маркетинга по новому продукту. Основная задача плана маркетинга по новому продукту – получить соответствующие инвестиции для разработки и выведения его на рынок.

Оперативный (ежегодный) план маркетинга разрабатывается для тех продуктов, которые уже присутствуют на рынке. Каждый план маркетинга, исходя из конкретных задач, должен иметь определенную структуру, в которой логическим образом учитывалась бы любая полезная информация. Для небольших фирм план маркетинга является идентичным бизнес-плану. Здесь либо бизнес-план должен содержать значительную маркетинговую часть, либо план маркетинга должен дополняться финансовыми, производственными и техническими данными.


4.Бизнес- план.


Особое место в системе планирования занимает бизнес-план, т.к. на нем основано планирование предпринимательской деятельности предприятия. Бизнес-план – это документ, который описывает все аспекты развития предприятия на основе его текущего и перспективного планирования. Рассматривать его следует в двух аспектах: 1) как технико-экономическое обоснование нового будущего предприятия; 2) как план развития уже существующего предприятия Создание бизнес-плана – это общепринятое средство, используемое предпринимательскими структурами различных организационно-правовых форм для того, чтобы определить цели организуемого производства и предложить пути их достижения. Результатом этой работы должен стать документ, который позволил бы лучше организовать работу на начальном этапе становления предприятия и дал бы убедительные аргументы при контактах с потенциальными инвесторами. Разработка бизнес-плана носит перспективный характер – он готовится на ряд лет вперед. При этом данные по первому году реализации бизнес-плана разрабатывается обычно с разбивкой по месяцам, а на последующие годы приводятся в годовом исчислении.

Разработка бизнес-плана позволяет:

- представить перспективную рыночную идею;

- определить на ее основе конкретные цели предприятия и количественно их оценить;

- определиться с конкретными сроками и графиком работы;

- разработать комплекс программ в различных сферах деятельности предприятия (НИОКР, производство, маркетинг, организационные меры), которые обеспечивают реализацию проекта;

- определить систему контроля за реализацией проекта;

- определить общую стоимость проекта, его доходность и рентабельность;

- подготовить предложения по объемам и формам внешнего финансирования;

- выявить трудности реализации проекта и заранее к ним подготовиться;

- убедить на основе всего вышеперечисленного потенциальных инвесторов в перспективности и надежности проекта.

Рекомендуемая структура бизнес-плана является типовой, однако содержание конкретных бизнес-планов в значительной степени зависит от характера реализуемого проекта.


6. Заключение

В современном быстро меняющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все более жесткой, основной проблемой для предприятий является проблема выживания и обеспечения развития. В условиях ожесточенной конкурентной борьбы, особенно на мировом рынке, уже недостаточно только поддержания высокого качества реализуемой продукции.Необходимы тщательный учет специфики требований потребителей в различных странах, анализ деятельности основных фирм-конкурентов, широкая рекламная компания, выбор оптимальных форм и методов сбыта, т.е. деятельность предприятия необходимо планировать и прогнозировать. Планирование следует рассматривать как важнейшую функцию управления любой экономической системой, в том числе экономикой рыночного типа, поскольку формирование рыночных отношений связано с предпринимательской деятельности, стратегического менеджмента и систем планирования. Прогнозирование на предприятии позволяет заглянуть в будущие и увидеть наиболее вероятные изменения в области применяемых техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентно способности предприятия.


7.Список литературы

1. Основы экономики и управления: Учеб. пособие для студентов средних профессиональных заведений. Т.Ф. Басов, В.И. Иванов, Н.Н.Кожевников. – М.: «Академия», 2005г.

2. Экономика организаций (предприятий). Учебник для ССУЗов. Н.В.Картошова, А.В. Приходько. - М.: Приор-издат, 2004г.

3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие. Черныш Е.А. – М.: ПРИОР, 2005.

5. Маркетинг. Учебник, А.Ф.Барышев. – М.: «Академия»,2003г.