Реферат: Проблемы вступления России в ВТО 6 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Проблемы вступления России в ВТО 6

Рефераты по экономике » Проблемы вступления России в ВТО 6

Проблемы вступления России в ВТО

Тема присоединения России к Всемирной торговой организации звучит все чаще, — в качестве одного из нынешних приоритетов национальной внешнеэкономической политики эту задачу президент Путин обозначил в своем прошлогоднем послании Федеральному Собранию. То есть вопрос о самом факте вступления нашей страны в ВТО с повестки дня снят — он уже решен на государственном уровне. Проблемы, обсуждаемые сегодня, сводятся к тому, когда вступать, на каких условиях и какие политические меры нужно еще предпринять перед вступлением. Во время осеннего саммита Россия — ЕС в Брюсселе Путин заявил, что Россия “будет вступать во Всемирную торговую организацию только на общих условиях и не согласна с предъявлением к ней требований, которые ни к кому больше не предъявляются”.
И тем не менее, при том, что официальная точка зрения по поводу альянса с ВТО уже сформулирована, ни на одном уровне российского экономически активного сообщества — ни среди профессиональных экспертов, ни в предпринимательских кругах, ни во властных структурах местного, регионального или федерального масштаба — не существует четкого представления о том, какими последствиями для России этот альянс обернется.

Когда речь заходит об издержках присоединения России к ВТО, раз­говор обычно сводится к опасности облегчения доступа иностранных компаний на отечественные рынки товаров и услуг “Транснациональные корпорации имеют бо­гатейший опыт вытеснения конкурентов с рынка — и этим, безусловно, воспользуют­ся. — говорит директор сводного департамен­та зоны свободной торговли Исполкома СНГ Владимир Покровский.Здесь мы можем по­терять очень многое. Например, если сейчас полностью открыть рынок услуг мобильной связи, то через некоторое время никаких на­циональных компаний в этой сфере не будет. То же самое касается банковских услуг мно­гих товаров, особенно продовольствия, пото­му что страны ЕС тратят колоссальные день­ги на поддержание низких цен на продоволь­ственные товары”. Во Всероссийском союзе страховщиков говорят, что со вступлением России в ВТО число российских страховщи­ков сократится в полтора-два раза. При этом у региональных страховщиков могут возникнуть серьезные трудности, что приведет к се­рии масштабных слиянии.

Резко возражают против открытия рос­сийского рынка для продукции зарубежно­го машиностроения представители Новоли­пецкого металлургического комбина­та (НЛМК). “Если сегодня Новолипецкий комбинат поставляет тридцать процентов своей продукции на внутренний рынок, то в случае вступления России в ВТО он сразу этот рынок потеряет, — говорит председа­тель совета директоров НЛМК ВладимирЛисин. — Например, сельхозмашинострое­ние, не выдержав конкуренции, перестанет заказывать сталь. Резко потеряют объемы производства автомобилестроители”.

Еще одна отрасль, которой присоедине­ние к ВТО сулит колоссальные проблемы, — гражданское авиастроение. Сейчас пошли­на на ввоз самолетов составляет двадцать пять процентов, если мы войдем в ВТО, то пошлина будет всего пять процентов, бо­лее того, они собираются отменить НДС. Это создаст очень удобные условия для при­хода иностранцев. Это нанесет огромный ущерб нашим производителям, поскольку будет невозможно выдержать такой конкурен­ции. Поэтому российская гражданская авиация должна войти в ВТО не ранее чем через двенадцать лет. И преж­де чем входить в ВТО, необходимо, чтобы прошел процесс интеграции нашей авиаот­расли и ее становление, на что, по нашим подсчетам, и уйдет порядка двенадцати лет. Отметим, что сокращение производства в таких отраслях, как автомобилестроение или авиастроение, неизбежно ударит по всем поставщикам комплектующих для этих производств, а это тысячи предприятий, включая такие благополучные сегодня от­расли, как черная металлургия и производ­ство алюминия. Пока обнадеживает только то, что, во-первых, именно по этим направ­лениям — гражданская авиация, автомоби­лестроение, финансовый сектор — перего­воры еще не завершены. И российская сторона занимает достаточно жесткую пози­цию. Вполне вероятно, что какого-то пере­ходного периода добиться все-таки удастся. Во-вторых, есть у нас стойкое подозрение, что пока угроза прихода иностранных кон­курентов на российский рынок не станет объективной реальностью, никакого прогресса в отечественном авто- и авиастроении ждать не имеет смысла.

В-третьих, обсуждая перспективы тех или иных отраслей в свете возможного прихода западных конкурентов, надо обсуждать при­чины низкой конкурентоспособности отечес­твенной продукции. Некоторые считают, что причина в том, что по­ка в России гораздо дороже капитал, у нас ставка рефи­нансирования LIB — двадцать пять процен­тов, а в США — всего два с половиной про­цента. Присоедине­ние к ВТО до этого убьет отечествен­ную гражданскую авиацию, она не вы­держит конкуренции с Airbus и Boeing”. Действительно, кредитные ре­сурсы у нас существенно дороже, чем на Западе. Но ведь вступление России в ВТО как раз сможет существенно об­легчить эту проблему — приведение российского законодательства в соот­ветствие с международными нормами, большая прозрачность экономики снизят риски кредиторов, а приход за­падных банков и усиление конкурен­ции на рынке финансовых услуг облег­чат доступ к более дешевым кредит­ным ресурсам. Вот вам и снижение кредитных ставок, и увеличение ин­вестиций в промышленность. Главное, чтобы продукция соответствовала требовани­ям рынка.

Наконец, даже после вступления в ВТО в распоряжении российского правитель­ства останется достаточно большой набор эф­фективных инструментов зашиты своих рын­ков. В первую очередь это, разумеется, валют­ный курс. При нынешнем уровне зависимос­ти нашей экономики от мировых цен на энер­гоносители, при нашем гигантском внешнем долге всегда можно найти благопристойный повод для большей или меньшей девальвации рубля, не вызывая санкций со стороны ВТО. Есть и более тонкие механизмы. В частнос­ти национальные стандарты на продукцию. Например, в последнее время приобрела ши­рокую известность история о том, как США заблокировали импорт швейцарского сыра, установив стандарт на размер дырок в сыре. В принципе никто не мешает и нам устано­вить на те же автомобили или авиатехнику та­кие стандарты, которым в большей степени будут соответствовать российские изделия, чем западные. Беда лишь в том, что импорт зачас­тую превосходит отечественную продукцию по всем параметрам, кроме разве что цены. Но, в конце концов, вечный парник для отечес­твенных производителей устраивать никто не собирается. Да и о потребителях грех было бы забывать. Они-то от конкуренции с иностран­цами только выиграют.

Едва ли не самым главным аргументом в пользу присоединения России к ВТО с само­го начала переговоров и до сего дня являет­ся утверждение, что в результат наши ком­пании получат возможность защищаться в международных судебных органах от непра­вомерных санкций в отношении своего эк­спорта. Пока мы не являемся членом ВТО, нас не допускают ни к каким переговорам, мы не имеем права голоса при решении важных вопросов, постоянно проводят нечес­тную практику борьбы с нашими товарами на рынках. Мы не можем апеллировать к анти­демпинговому кодексу, антидемпинговому трибуналу, нас постоянно ограничивают или нарушают наши права. Вступление в ВТО мо­жет служить инструментом, который позво­лит нам защитить российские товары при продвижении их на внешний рынок.

В результате вступления в ВТО будто бы должны многократно возрасти объемы рос­сийского экспорта, вырасти валютная вы­ручка, отечественные производители увели­чат своё присутствие на зарубежных рынках. Как это ни печально, но для подобного оп­тимизма оснований не много. Судите сами.

По оценкам Минэкономразвития, от раз­ного рода ограничений нашего экспорта отечественные компании сегодня теряют 2-3 млрд. долларов в год. Андрей Кушниренко говорит, что при грамотном отстаивании своих интересов в рамках ВТО мы сможем добиться отмены или смягчения примерно половины действующих сегодня ограниче­ний. Итого наш потенциальный выигрыш — 1-1.5 млрд. долларов в год (минус издержки, связанные с ведением судебных споров, для которых, в частности, нужны высококвали­фицированные юристы, услуги которых вле­тают в копеечку). Немало, конечно, но и от­нюдь не “многократный рост российского экспорта” (сегодня он. напомним, превыша­ет 100 млрд. долларов в год).

Второй главный плюс присоединения Рос­сии к ВТО, о котором говорят практически все его сторонники, — это возможность участия в выработке международных правил торговли с учетом российских национальных интересов.

Не стоит забывать, что наши внешне­торговые партнеры получают выгоды от при­соединения России к ВТО немедленно, в то время как Россия может получить их в пер­спективе. При этом потери могут оказаться неизбежны­ми, а выгоды — возможными, для их реализа­ции потребуются существенные дополнитель­ные усилия. Другими словами, участвовать в переговорах мы, несомненно, будем, а вот удастся ли нам в результате этого чего-то до­биться — это совсем другой вопрос.

Необходимость приведения российского законодательства в соответствие с нормами ВТО подавляющее большинство специалис­тов оценивает как однозначно положитель­ный факт. Вступив в ВТО, Россия выйдет на единое международное правовое прос­транство, базирующееся на нескольких де­сятках соглашений, которые, в свою очередь, образуют правовую основу международной торговли, являются так называемым кодексом правил движения на мировом рынке, отступать от этих правил просто глупо.

Изменение оте­чественного внешнеторгового законодатель­ства в соответствии с международными нор­мами — давно назревшая проблема. Причем здесь надо быть готовыми к кардинальному изменению привычных правил взаимоотно­шений бизнеса и государства, в частности к резкой переоценке так называемого админис­тративного ресурса, благодаря которому от­дельные компании продавливали для себя различные льготы.

Еще одно малоочевидное последствие при­соединения к ВТО: чтобы защищать свои ин­тересы, отечественные производители импортзамешаюшей продукции должны будут обеспечить максимальную прозрачность фи­нансовой отчетности в соответствии с между­народными стандартами. Приходят, предпо­ложим, на наш рынок западные компании и начинают беспардонно демпинговать. Наши, понятно, вводят антидемпинговые санкции, а те, в свою очередь, подают жалобу в суд ВТО.

Но чтобы доказать оправданность антидем­пинговых санкций в суде ВТО. наши компа­нии должны будут предоставить полную фи­нансовую отчетность о своей деятельности. А многие российские предприятия к этому яв­но не готовы, поскольку "черный” нал до сих пор занимает прочное место в сфере произ­водства и реализации товаров широкого по­требления — продуктов питания, мебели etc. А “черный” нал и зашита своих интересов в международных судах — две веши несовмест­ные. И подобных сюрпризов присоединение к ВТО сулит нашим бизнесменам немало.

Сегодня уже не обсуждается вопрос, надо ли России вступать в ВТО. Мы вступаем. Краткосрочные плюсы и минусы этого шага зависят от условий, на которых мы присое­динимся к Всемирной торговой организации. Пока шанс выторговать приемлемые для оте­чественного бизнеса условия остается.

Но присоединение к ВТО — это шаг, рас­считанный на перспективу в десятки лет. И ре­альный баланс потерь и приобретений будет зависеть исключительно от экономической политики российского правительства. В част­ности, если многолетние разговоры о перео­риентации российского экспорта с энергоно­сителей и сырья на продукцию высоких пере­делов так и останутся пустыми декларациями, наши потери не окупятся никогда.


Выгоды от присоединения России к ВТО:

Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами.

Россия может получить выход на новые рынки услуг.

Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли.

Адаптация нашего законодательства к международным нормам — положительный фактор для отечественного бизнеса.

Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов.

Издержки вступления в ВТО:

Защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена.

Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин.

Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится.

Вступление в ВТО не гарантирует от применения против наших товаров антидемпинговых мер.


7