Реферат: Ценообразование на продукцию топливно-энергетического комплекса - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Ценообразование на продукцию топливно-энергетического комплекса

Рефераты по экономике » Ценообразование на продукцию топливно-энергетического комплекса

33. Ценообразование на продукцию

топливно-энергетического комплекса


В состав топливно-энергетического комплекса входят газовая промышленность, нефтяная промышленность, угольная промышленность, энергетика.

Области ТЭК выступают с одной стороны как кредиторы фактически всех отраслей экономики, а с другой , сами вынуждены подавлять другие отрасли высокими ценами на энергоресурсы из-за существующей налоговой системы. В условиях, когда в структуре цены на газ налоги составляют 60%,а на нефть : 45-70%, взвинчиваются цены на энергоносители.

БОльщая часть налогов и платежей в добыче установлена относительно валового дохода, т.е. не зависит от экономической эффективности (прибыльности) хозяйственной деятельности.

Высокая энергетическая составляющая в цене на продукцию остальных отраслей промышленности, в первую очередь энергоемких, ведет к их разрушению.


Цены в ТЭК складываются под влиянием многих факторов и критериев. Это и издержки и баланс спроса, и меры государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, и цены мирового рынка, инвестиционная политика и др. Цены формируются в результате конкуренции как между отдельными энергоносителями, так и между отдельными топливодобывающими и энергопроизводящими предприятиями.


Топливно-энергетическая отрасль относится к естественным монополиям. Монополия обеспечивает производителю злоупотреблять своим положением. Однако это пресекает государственное регулирование.

Недостаток ценовой политики на продукцию ТЭК – несоответствие цен на топливо и энергию их энергетической и потребительской ценности. Так цены производства газа ниже цен на уголь, цены на мазут равны или выше цен на нефть и т.п.

Из-за неравномерности распределения топливно-энергетических ресурсов по регионам огромной территории страны и высокой стоимости перевозки цены для потребителей существенно отличаются.

«Газпром» перенес основную часть налогов и прибыли на транспортную составляющую от цены приобретения газа. При этом цена транспортировки газа для российских покупателей едина независимо от расстояния. Естественно при этом потребители переплачивают при близком расстоянии и недоплачивают при дальнем от основного центра его добычи - Западной Сибири. С 97 года цены дифференцированы по зональному принципу и разница в 5.5%, что не ответствует реальным транспортным затратам.

Цены оптовых закупок газа в экспортно-импортных взаимоотношениях традиционно строятся на ценовых формулах, учитывающих цену «корзины» энергоресурсов, в том числе мазута (как производной от цены нефти) и угля.

Что касается нефти, то цены на нее формируются на основе довольно сложного баланса интересов и сил, включающего и механизмы квотирования добычи.

Источником инфляционного прироста внутренних цен нефти стало использование акциза как средства регулирования экспортной пошлины на нефть. В оптовой цене российской нефти акциз выступает в качестве рентного платежа и его размер дифференцирован от экономических условий добычи нефти.

Основными факторами в развитии угольной промышленности является конъектура на мировом и внутреннем рынках энергоресурсов, ценовая и тарифная политика, масштабы и методы государственной поддержки угольных предприятий, скорость и качество институциональных преобразований в области. Применяется включение государственных дотаций в цену угля.

В зависимости от условий предоставления дотаций и изъятия акцизов предприятия угольной промышленности делятся на четыре группы:

Предприятия покрывающие необходимые расходы за счет договорных цен. Они выплачивают в бюджет 50% акциза, который рассчитывается как разница между свободной и необходимой ценами.

Предприятия дотируются в размерах капитальных вложений, необходимых на воспроизводство.

В размерах покрывающих капитальные вложения, доплаты по тарифному соглашению и содержанию сферы

Дотирование в размерах, покрывающих недостаток средств на добычу угля, доплат по тарифному соглашению, капитальных вложений и затрат на содержание социальной сферы.


Несмотря на применение прогрессив­ных энергосберегающих технологий, потребление энергии в мире возрастает: расширение масштабов мирового произ­водства и потребления увеличивает и потребность в энер­гии. В условиях научно-технического прогресса возросла роль атомной энергии в топ­ливно-энергетическом балансе всемирного хозяйства, (раз­витие этого источника сдерживается его небезопасностью для окружающей среды). Ресурсы современной топливной базы для ядерной энер­гетики определяются стоимостью добычи урана при затра­тах, не превышающих 130 долларов за 1 кг урана. Произ­водство энергии на строящихся АЭС мало зависит от стоимости сырья.


Повышение эффективности государственного регулирования цен в отраслях - естественных монополиях – одна из наиболее актуальных задач, стоящих в

настоящее время перед руководством Российской Федерации.