Реферат: Методика и практика исчисления транспортного налога - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методика и практика исчисления транспортного налога

Рефераты по экономике » Методика и практика исчисления транспортного налога

СОДЕРЖАНИЕ:


Методика и практика исчисления и уплаты транспортного налога.

Основные положения транспортного налога …………………………………2

Объект налогообложения………………………………………………………..2

Налоговая база по транспортному налогу………………………………………6

Налоговый период и ставки налога……………………………………………..8

Расчет авансовых платежей………………………………………………………8

Своевременность и полнота уплаты налога в бюджет…………………………9

Пример……………………………………………………………………………11

Заключение ………………………………………………………………………12

Литература……………………………………………………………………….13


Методика и практика исчисления и уплаты транспортного налога.


Основные положения транспортного налога

Практически любое бюджетное учреждение имеет на балансе транспортные средства, зарегистрированные в определенном законодательством порядке. Налоговым законодательством установлен транспортный налог, уплата которого производится организацией, в том числе и бюджетным учреждением, имеющим транспортное средство. Для правильного исчисления и уплаты транспортного налога, прежде всего следует руководствоваться требованиями гл. 28 НК РФ, указаниями и разъяснениями Минфина и ФНС.

Поскольку в соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, то есть устанавливается и вводится в действие не только НК РФ, но и законами субъектов РФ о налоге, а также обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ, необходимо ознакомиться с нормативной базой субъекта РФ по транспортному налогу. Законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок, сроки его уплаты и налоговые льготы.

Плательщиком налога является то бюджетное учреждение, на которое зарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Признанием налогоплательщиком транспортного налога является именно регистрация, а не постановка на учет транспортных средств или их приобретение, и даже не приобретение права собственности на объект.


Объект налогообложения

Пунктом 1 ст. 358 НК РФ относятся к объектам налогообложения автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Все перечисленные группы транспортных средств являются объектом обложения транспортным налогом в случае их регистрации в установленном порядке.

Так, государственную регистрацию наземных транспортных средств на территории России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" осуществляют (Письмо ФНС России от 06.07.2007 N 18-0-09/0204):
- в отношении автомобилей легковых и грузовых, автобусов и мотоциклов и иных автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования - подразделения ГИБДД;

- в отношении самоходных ТС, снегоходов, мотосаней и иных ТС, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники в РФ.

Государственную регистрацию водных транспортных средств осуществляют подразделения Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранспорта, Федеральное агентство по рыболовству, Минсельхоза, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС, Федеральное агентство по физической культуре и спорту.

Государственную регистрацию гражданских воздушных транспортных средств на территории РФ осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта Минтранспорта.

При установлении принадлежности транспортных средств к объектам налогообложения следует учитывать положения п. 2 ст. 358 НК РФ, а именно перечень транспорта, не являющегося объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
В зависимости от специфики деятельности, например, в отношении федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, бюджетные учреждения могут иметь зарегистрированные ТС, которые не признаются объектом обложения транспортным налогом.

Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ, не имеют статуса федеральных органов исполнительной власти, вследствие этого являются плательщиком транспортного налога.

Кроме того, при определения объекта налогообложения следует учитывать положения Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), согласно которому автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются как здания и оборудование. Таким образом, перечисленные выше объекты основных средств не являются объектом налогообложения транспортным налогом.



Налоговая база по транспортному налогу

В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется:
1. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Согласно п. 33 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах или киловаттах указывается в паспорте ТС.
Если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л. с.) *(1). При пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

2. В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

3. В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее ТС и указывается в регистрационных документах.
4. В отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, - как единица транспортного средства. В данном случае налоговая база определяется отдельно.

К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице ТС, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.
Если сведения, предоставленные государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, расходятся с данными, содержащимися в технической документации на ТС, принимаются данные, содержащиеся в этой документации. При отсутствии в ней данных о мощности двигателя (валовой вместимости) для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

В отношении транспортных средств, указанных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому ТС.
При определении налоговой базы нужно обратить внимание на правильность отнесения ТС к группам, перечисленным выше. Учреждения для этого используют ОКОФ, в котором основные средства, в том числе ТС, сгруппированы определенным образом. При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и ГОСТ Р 51709-2001, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 N 47-ст.


Налоговый период и ставки налога

При исчисления и уплаты транспортного налога налоговым законодательством предусмотрены:

- налоговый период - календарный год;

- отчетные периоды - I, II, III квартал.

Налоговые ставки, установленные для исчисления транспортного налога, являются твердыми, то есть имеют стоимостное выражение на единицу налоговой базы ТС.


Расчет авансовых платежей

Сумма авансовых платежей по налогу исчисляется по истечении каждого отчетного периода по формуле:


Сумма авансовых платежей = 1/4 х Налоговая база х Налоговая ставка


По итогам налогового периода (календарного года) сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства следующим образом:
Сумма налога = Налоговая база х Налоговая ставка


Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется так:


Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками = Сумма по налогу исчисленная - Сумма авансовых платежей уплаченных налога в течение налогового периода

Таким образом, правильность определения транспортного налога устанавливается проверкой правильности исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу.

Отдельное внимание следует уделить транспортным средствам, приобретенным и зарегистрированным и (или) снятым с регистрационного учета в течение налогового (отчетного) периода.

В случае регистрации ТС исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации принимается за полный месяц.

Аналогично при снятии с учета или исключения из государственного судового реестра и других в течение налогового (отчетного) периода сумма налога (авансового платежа по налогу) определяется с учетом коэффициента, определяемого так же, как и в случае постановки на учет. А месяц снятия ТС с регистрации принимается за полный месяц.

В случае замены двигателя и (или) изменения его мощности исчисление транспортного налога производится с учетом указанных изменений в месяце такого изменения.


Своевременность и полнота уплаты налога в бюджет

После правильности исчисления налога требуется своевременность и полнота уплаты налога в бюджет, руководствуясь ст. 363 НК РФ, устанавливающей порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Согласно вышеуказанной статье уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и в сроки, определенные законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока подачи налоговой декларации, а именно не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а сроки уплаты авансовых платежей по налогу - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Местом нахождения при постановке на налоговый учет согласно ст. 83 НК РФ для морских, речных и воздушных транспортных средств признается место (порт) приписки, а при отсутствии такого - место государственной регистрации, а при отсутствии и места приписки, и места государственной регистрации - место нахождения собственника (правообладателя) имущества.
Учитывая, что в регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие "место (порт) приписки" используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, местом нахождения воздушных судов является место нахождения их правообладателя (бюджетные учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения). Поэтому уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по месту нахождения правообладателя воздушного судна.

Данная точка зрения высказана Минфином в Письме от 10.12.2007 N 03-05-05-04/07 "О транспортном налоге и налоге на имущество организаций" в отношении налоговых периодов, начиная с 1 января 2008 года.
Своевременность уплаты налога и авансовых платежей по налогу подтверждается датой платежных поручений на уплату налога.
Своевременность подачи декларации и расчета авансовых платежей устанавливается отметкой налогового органа на копии декларации в принятии отчетных документов по налогу на них в случае подачи деклараций на бумажных носителях нарочным, либо почтовым документом, подтверждающим отправку документа почтой, либо отметкой на экземпляре декларации или расчета авансового платежа отдела, производящего отправку документов в электронном виде, об отправке электронного варианта декларации в налоговый орган.


Пример.
Исчисления и уплаты транспортного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2009,

На балансе бюджетного учреждения числятся следующие транспортные средства:
- с 2001 г. - ГАЗ-3102 - мощность двигателя ЗМЗ-402 100 л. с. (2001 года выпуска);
- с 2005 г. - ГАЗ-3110 - мощность двигателя ЗМЗ-4062 150 л. с. (2003 года выпуска);
- с июля 2009 г. - ВАЗ-2110 - мощность двигателя 105 л. с. (2008 года выпуска).
Все транспортные средства зарегистрированы в установленном порядке.
Ставки налога установлены субъектом РФ на основании ст. 361 НК РФ Кроме того, субъектом РТ, на территории которого зарегистрированы ТС учреждения, установлены отчетные периоды - I, II, III квартал. Представление расчета авансовых платежей по налогу и их уплата установлены не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Определим сумму налога, подлежащую уплате за II квартал 2008 года.

- ГАЗ-3102: 100 л. с. х 1/4 х 35 руб. = 875 руб.;

- ГАЗ-3110: 150 л. с. х 1/4 х 50 руб. = 1875 руб.;

- ВАЗ-2110: 105 л. с. х 1/4 х 35 руб. х (1 мес. / 3 мес.) = 306,25 руб.

Итого сумма авансового платежа по налогу равна 3056,25 руб.


│ Содержание операции │ Дебет │ Кредит │Сумма, руб.│
_____________________________________________________________________________________________

│ Начислен авансовый платеж по транспортному│ 1 401 01 290 │ 1 303 05 730 │ 3056,25 │
│ налогу, подлежащий к уплате по итогам отчетного

Годового периода - 2009 г.


Заключение.

В заключение отметим, что контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога и ведение карточки лицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения транспортных средств в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ. В отношении воздушных транспортных средств контроль за полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога в бюджет и ведение карточек лицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения.


Литература.


-М. Волчкова, эксперт журнала "Бюджетные учреждения: ревизии и
проверки финансово-хозяйственной деятельности"

-"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 7, 8, июль, август 2008 г.

-*(1) Физические величины: Справочник / А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский и др.; Под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. - М.: Энергоатомиздат, 1991

- Налоговый кодекс (гл. 28, ч. 2).

-Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации).

-Письма ФНС РФ от 22.11.2007 N 11-0-09/1357 "О транспортном налоге", от 06.07.2007 N 18-0-09/0204, от 07.06.2007 N 04-3-04/000649 "О транспортном налоге", от 19.09.2006 N 21-4-04/384@, от 18.07.2006 N 21-5-05/61@.
- Письма Минфина РФ от 29.11.2006 N 03-06-01-02/48, от 06.05.2006 N 03-06-04-04/15