Реферат: Естественная монополия, её характеристика - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Естественная монополия, её характеристика

Рефераты по экономике » Естественная монополия, её характеристика

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Сибирский государственный индустриальный университет


Кафедра основ экономической теории


Реферат


по теме “Естественная монополия”


Выполнил: ст. гр. ЭЭТВ-101

Волошенко Д.А.


Проверила: ст. препод. Михайлова Т.А.


г. Новокузнецк

2010г

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….....3

Понятие «Естественная Монополия»………………………….………………...4

Государственное регулирование естественных монополий…………………..7

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………. 15

Список литературы………………………………………………………………16


Введение.

Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимотсти от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и др. Поэтому постоянное иследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.


Понятие «Естественная монополия».

Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополист, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары. В зависимости от причин и обстоятельств, в силу которых та или иная фирма или группа фирм оказывается в положении монополиста, можно выделить три вида монополии: закрытая, естественная и открытая[6].

В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т.д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.).

Естественная (или полная) монополия возникает тогда, когда минимум издержек, может быть, достигнут, только если одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимально эффективный объем производства равен объему рыночного спроса (или даже превышает его) по цене достаточной для покрытия затрат. В этом случае разделение рынка между несколькими фирмами приведет к тому, что размеры производства каждой фирмы будут неэффективно малы (например, как, если бы в Москве было несколько метрополитенов). К естественным монополиям примыкают и монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.[4,гл. 10] Примеры: коммунальное хозяйство, электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения и связи.

Другими словами, Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на них, в меньшей степени зависит от изменения цены , чем спрос на другие виды товаров.[3, ст. 3]

Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания чая, виноградников). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.

Как уже было отмечено выше, естественная монополия существуют, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.[4, гл. 10]

Наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием.[6]

Правовое понимание естественных монополий предполагает обязательное выявление особенностей субъектного состава участников соответствующих общественных отношений. Одну сторону участников этих отношений представляет субъект естественных монополий, – хозяйствующий субъект, занятый производством и реализацией товаров в условиях естественной монополии. В качестве хозяйствующих субъектов могут быть только юридические лица. Граждане – индивидуальные предприниматели таким правом не располагают. Юридические лица в статусе хозяйствующих субъектов делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Вторая сторона участников общественных отношений в сфере естественных монополий – потребитель. Им может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, приобретающее товар, производимый и реализуемый субъектом естественной монополии.[3, ст. 3]

Таким образом, в сферах естественных монополий прямо функционируют два лица: субъекты естественных монополий и потребители. Назначение государственно-прававого регулирования – соблюдать и уравновешивать баланс их интересов.


Государственное регулирование естественных монополий.

Для регулирования контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Эти органы образуются во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

Задачи органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, существенно отличаются от задач антимонопольных органов при применении Закона о конкуренции. Важнейшая задача антимонопольных органов поощрять и развивать конкуренцию как основу цивилизованной рыночной экономики.

Органы по регулированию деятельности субъектов естественных монополий обладают следующими полномочиями:

полномочия, связанные с прямым регулированием деятельности субъектов естественных монополий;

полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля соблюдения законодательства о естественных монополиях.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1)Ценовое регулирование. Оно осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

2)Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Эти товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Поэтому вмешательство государства вызвано необходимостью защитить интересы всех потребителей, а также обеспечить безопасность государства и охрану природы и культурных ценностей.[3, ст. 6]

Решение о применении методов регулирования принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

-издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

-налоги и другие платежи;

-стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

-прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

-удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

-соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;


-государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

[2, стр 242-244]

Причины экономического регулирования.

Обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемые преприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов).

Определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей.

Стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества облуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.

Создание условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

Органы регулирования выполняют ряд функции, которые определены Федеральным законом. Во-первых, они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования (в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.[4, гл.10]

Органы регулирования деятельности естественных монополий строят свою работу в обстановке широкой гласности. Они обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, о введении, об изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Через средства массовой информации они обязаны сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Что касается решений по делам, связанным с нарушениями этого Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, то они подлежат опубликованию в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.[6]

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий:

1)Федеральная служба по тарифам (определяет (устанавливает) цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии; осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов));

2) Федеральная антимонопольная служба (осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий, об обеспечении доступа на рынки услуг естественных монополий и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях).

Структура ФАС

Основные направления деятельности Федеральной антимонопольной службы России:

контроль за размещением госзаказа, борьба с картелями, контроль на рынке ЖКХ, строительства и природных ресурсов. (А.Ю. Цариковский, статс-секретарь - заместитель руководителя службы)

контроль на рынках ТЭК, электроэнергетики, информационных технологий, транспорта и связи. (А.Н. Голомолзин)

контроль социальной сферы и торговли, промышленности и оборонного комплекса, финансовых рынков и рекламы.( А.Б. Кашеваров)

контроль органов власти и координация деятельности территориальных управлений ФАС России. (П.Т. Субботин)

контроль агропромышленного комплекса и химической промышленности, контроль иностранных инвестиций, международное экономическое сотрудничество.

(А.Г. Цыганов) [7]

Во многих странах регулирование естественных монополий осуществляется на основе нескольких схем:

Регулирование рентабельности

RPI-X регулирование.

Участие в прибыли.

Конкуренция "за рынок" (как замена конкуренции "на рынке").

Данные методы применяются как для регулирования коммунальных предприятий, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, так и по отношению к частным коммунальным предприятиям.

Регулирование рентабельности.

При таком подходе регулируемая цена устанавливается на уровне, позволяющем предприятию покрывать свои операционные издержки и обеспечивать некоторую заданную доходность используемого капитала:

P = C + K * r,

где P - цена, С - издержки, К - капитал, r - рентабельность капитала.

Величина доходности капитала должна быть "справедливой" или "честной", т.е. владельцы предприятия должны получать доходы от использования капитала предприятия на уровне, не меньшем и не большем доходности на капитал для другого предприятия с тем же уровнем рисков.

В рамках данной системы регулирования, если цены перестают покрывать издержки компании, то она имеет право обратиться в регулирующий орган для пересмотра тарифа. Такой подход к регулированию гарантирует, что предприятие сможет покрыть свои издержки, однако не дает ему никаких стимулов для их снижения. При таком способе регулируемая цена обеспечивает предприятию возможность безубыточного функционирования, а инвесторам - возможность получения "справедливого" дохода. Но, пользуясь этим способом регулирования, регулирующего орган, как правило, имеет недостаточно информации о будущих издержках предприятия, в то время как предприятие имеет объективную возможность манипулировать предоставляемой информацией.

Также, следует добавить, у предприятия нет стимулов снижать издержки и повышать производственную эффективность, так как любое снижение затрат будет изъято у предприятия в ходе регулирования, и, наоборот, любое увеличение затрат можно будет переложить на потребителей. Это, пожалуй, самый важный недостаток регулирования рентабельности.


RPI-X регулирование

Этот метод регулирования был специально создан для того, чтобы дать регулируемым предприятиям стимулы для повышения эффективности, с тем, чтобы выгода, получаемая от этого, впоследствии переходила бы к потребителям в виде снижения цен. При данном подходе регулирующий орган устанавливает цену для регулируемого предприятия на определенный период, обычно длящийся 5 лет. Предполагается, что данная цена позволит компании покрыть свои операционные издержки и заработать определенную величину прибыли при условии, если компания будет работать так же эффективно, как образцовая (эталонная) компания.

Регулирующий орган, прежде всего, оценивает экономию, которой компания сумела добиться за счет повышения эффективности своей работы в предыдущий период, и переводит эту экономию в первоначальное снижение цены. Затем регулирующий орган оценивает, каковы были бы потребности "эталонной" компании для покрытия своих операционных издержек, на обновление основных фондов, на расширение и улучшение своих активов. Принимая во внимание эти затраты, регулирующий орган вычисляет величину ежегодного снижения цены в реальном выражении (Х). Данная величина устанавливается таким образом, чтобы дать предприятию возможность получить "справедливую" доходность своих активов. После этого предприятие может ежегодно повышать цены в соответствии с ростом индекса потребительских цен, за вычетом корректирующей величины Х:

P1 = P0 * (RPI - X),

где P0 - цена в базовый период, P1 - цена в отчетный период, RPI - индекс потребительских цен, Х - корректирующий фактор.

Участие в прибыли

Это система регулирования, позволяющая более быстро воспользоваться преимуществами от снижения издержек предприятия. Для установления тарифа регулирующий орган использует прогнозируемые значения издержек фирмы, а после этого осуществляет мониторинг фактических издержек предприятия. Если они оказываются меньше прогнозировавшихся, то тарифы должны снизиться на величину, позволяющую изъять у фирмы часть полученной прибыли. Другими словами, предприятие должно быть готово к тому, что если оно начнет получать прибыль больше, чем прогнозировалось, то тарифы должны снизиться до уровня, при котором компания будет получать только прогнозировавшуюся при установлении тарифа величину прибыли.

Данная система регулирования потребует детального мониторинга фактических затрат и прибыли предприятия и может быть весьма сложна для воплощения. Кроме этого, ослабеют стимулы компании к снижению издержек.

Конкуренция за рынок вместо конкуренции на рынке

Принципиально новое решение проблемы регулирования - замена конкуренции на рынке конкуренцией за рынок. Даже если конкуренция на рынке нецелесообразна (одно предприятие-монополист в состоянии удовлетворить рыночный спрос дешевле, чем несколько конкурентов), в ряде случаев есть возможность провести конкурс на право обслуживать рынок. В этом случае право на обслуживание рынка получает тот конкурент, который предлагает наилучшее соотношение цены и качества обслуживания.[8]

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях.

За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях» виновные несут различную юридическую ответственность.

Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо - субъект гражданского права.

Не освобождаются от гражданско-правовой ответственности и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти. Административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства, могут применять только органы регулирования естественных монополий.

Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии, - в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

неисполнение решения выданного органом регулирования естественной монополии, в размере до 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений – в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда;

непредставление органу регулирования естественной монополии уведомления для предварительного контроля – в размере до 600 минимальных размеров оплаты труда;

непредставление в срок по требованию органа регулирования естественной монополии документов или иной информации необходимой для осуществления его деятельности, - в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.[3,ст 16]

Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:

неисполнение в срок решения соответствующего органа регулирования естественной монополии – в виде предупреждения или штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда;

непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных сведений – в виде предупреждения или штрафа в размере до 8 минимальных размеров оплаты труда.[3, ст 18]

Административная ответственность самих исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в отличие от субъектов естественных монополий, законодательством не предусмотрена. Хозяйствующий субъект, в том числе естественный монополист, платит штраф из своей прибыли, что весьма для него ощутимо, органы же государственной власти и местного самоуправления – из средств соответствующих бюджетов. Суммы штрафов направляются в доход федерального бюджета. Взыскание штрафов с государственных органов нередко означало бы «перекачку» денег из федерального бюджета в федеральный же бюджет.

Должностные лица органов регулирования естественных монополий за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате чего было принято неправильное решение.[3, cт 19]


Заключение.

Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.


Список литературы.

Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. - М., ТЕИС, 2002.

Королькова Е.И. Естественная мополия: регулирование и конкуренция//Экномический журнал.2000.

Закон РФ "О естественных монополиях" от 17.08. 1995 г. № 147-ФЗ.

Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М., 1998.

Интернет-ресурсы

businesspravo/Docum/DocumShow_DocumID_34259.html

polbu/akulov_torganizat/ch23_all.html

fas.gov/about/overview/

Мировой опыт регулирования естественных монополий

urbaneconomics/publications/?mat_id=26