Осуществление экономической реформы 1965 г., называемой иногда «косыгинской реформой», началось с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность.
Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).
Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были: попытка перевода предприятий на хозрасчет; оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли; создание из части прибыли (10-12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства); внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.
Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. В период 1966-1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное производство увеличилось на 50 % в целом по стране. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения.
Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:
- непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;
- некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;
- слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;
- противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставить под сомнение сущность социалистического строя;
- чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.
Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.
Другие работы по теме:
Второй Ватиканский собор 2
План Введение 1 Цель собора 2 Богослужебная реформа 3 Итоговые документы Введение Второй Ватиканский собор — последний из Соборов Католической церкви, XXI Вселенский Собор по её счёту, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года (за это время папа сменился, собор закрылся уже при папе Павле VI).
Тема Кол-во страниц история
Городская реформа как второй этап проведения реформ местного самоуправления. Подготовка и проведение реформы
Столыпинская аграрная реформа 7
Сельское общество и столыпинская аграрная реформа Премьер-министр П. А. Столыпин считал преобразование сельского общества важной составной частью проводимой его правительством широкой аграрной реформы. По первоначальному плану реформы, составленному в 1906 году, предполагалось разделить сельское общество на два общества.
Торрихос, Омар
Введение 1 Биография 2 Внутренняя политика 3 Потомки Список литературы Введение Ома́р Эфраи́н Торри́хос Эрре́ра (исп. Omar Efraнn Torrijos Herrera, 13 февраля 1929, Сантьяго, провинция Верагас — 1 августа 1981, гора Марта) — государственный и военный деятель Панамы; бригадный генерал (1969).
Административно-территориальная реформа в Казахстане 1997
Административно-территориальная реформа в Казахстане (22 апреля 1997 г.) прошла по инициативе президента РК Назарбаева. Закон "О мерах по оптимизации административно-территориальной устройства Республики Казахстан" привёл к следующ. изменениям: Талды-Курганская область вошла в состав Алматинской с центром в г.
Полтинник
Введение 1 История 1.1 Древнерусский период 1.2 Реформа Алексея Михайловича 1.3 Реформа Петра I 1.4 Серебряный полтинник 1.5 Золотая полтина 1.6 Медная полтина
Возвращение земель и населения Императору
Введение 1 История Список литературы Введение Возвращение земель и населения Императору (яп. 版籍奉還, はんせきほうかん хансэки хо:кан?) — административно-политическая реформа Императорского правительства Японии времён реставрации Мэйдзи, ставившая целью централизацию и унитаризацию страны.
В чем суть реформы Сервия Туллия
01.02.2011 Бочарова Ольга Олеговна №50091, тел. 89147000803 Предмет: История бухгалтерского учета Вопрос: В чем суть реформы Сервия Туллия Сервий Туллий – шестой царь Древнего Рима в 578-535 г. до н.э. С его именем римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т.н.
Ликвидация ханов и основание префектур
Введение 1 История Список литературы Введение Ликвидация ханов и основание префектур (яп. 廃藩置県, はいはんちけん хайхан тикэн?) — административно-политическая реформа Императорского правительства времён реставрации Мэйдзи в Японии.
Крестьянская реформа 1861 3
Государство и право в России во второй половине XIX Века. -период буржуазных реформ, которые положили начало превращению монархии феодальной в монархию буржуазную.
Суд мостовой
(по-латышски закрепилось аналогичное название «Bruģu tiesa») — специальная судебная инстанция, учреждённая шведским генерал-губернатором Класом Окесоном Тоттом в 1671 году для Рижского уезда.
Экономическая реформа 1965 года
Введение 1 Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов 2 Основные положения реформы 3 Реализация реформы. «Золотая пятилетка» 4 Развитие реформы
Административная реформа в Российской Федерации 2
Введение 1 Этапы административной реформы 1.1 Первый этап (2003–2005) 1.2 Второй этап (2006-2008) Список литературы Введение Администрати́вная рефо́рма в Российской Федерации — реформа системы государственного управления.
Административная реформа Юстиниана I
Введение 1 Предпосылки 2 Ход реформы 2.1 8-я новелла 2.2 Провинциальные новеллы 3 Законодательные акты Введение Административная реформа Юстиниана I, направленная на унификацию и повышение эффективности государственного управления Византийской империи была проведена под руководством и непосредственном участии императора Юстиниана I в 535 - 538 годах.
Имперская реформа
Имперская реформа (нем. Reichsreform) — совокупность мероприятий, направленных на реформирование системы управления Священной Римской империи, утверждённая общеимперским рейхстагом в Вормсе в 1495 году и дополненная Аугсбургским рейхстагом в 1500 году. В основу реформы легли предложения императора Максимилиана I.
Вторая парламентская реформа Великобритании
Парламентская реформа 1867 г. (или вторая парламентская реформа) в Великобритании предоставляла право голоса владельцам или съёмщикам отдельных домов либо квартир, либо комнат, если арендная плата составляла не меньше 10 ф.ст. в год. Примерно в таких условиях и жила в то время высокооплачиваемая категория рабочих.
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Цели реформ Петра 1
Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Столыпинская аграрная реформа 5
Столыпинская аграрная реформа, буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России. Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени председателя Совета министров П. А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы.
Правление Елены Глинской и бояр
В 1533г. после смерти Василия III Великим князем Московским стал его трехлетний сын Иван VI, регентшей при нем состояла его мать Елена Глинская. Современники считали ее женщиной умной и решительной. Но годы ее правления не были ни легкими, ни мирными: в отсутствии взрослого князя нашлось слишком много желающих занять его место как со стороны родственников Василия III, так и Глинских.
Реформи адміністративно-політичного управління 60-70-х років XIX ст
Мета: визначити, в чому полягала необхідність проведення реформ адміністративно-політичного управління в Російській імперії, а також з'ясувати суть та значення проведених перетворень; розвивати в учнів уміння встановлювати причинно-наслідкові зв'язки, з'ясовувати суть історичних подій та явищ, робити висновки, розвивати навички самостійної роботи з джерелами інформації; сприяти правовому вихованню учнів.
Александр II 4
Александр II - Император Bcepoccийский, приходился старшим сыном Императору Николаю Павловичу и Государыне Императрице Александре Федоровне, родился он в Москве 17 апреля 1818г.
Павел 1 и масорны
“Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее”. Император Павел. План Введение Личность, образование, среда. Император Павел-реформатор или самодур.
Губернская реформа
1775 Реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков.
Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?
Эссе на тему «Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?» Реформы, проведенные Патриархом Никоном, носили достаточно умеренный характер; они лишь в некоторой мере пытались приблизить духовную жизнь России к духовной жизни Европы. Однако Большой московский церковный собор 1666-1667 гг. признал, что необходимо разделить светскую и духовную сферы деятельности, отделить церковь от государства.
Билеты по Истории 1 курс МТЭТ РГТЭУ
Правление Павла 1. Внутренняя политика Правление Павла 1. Внешняя политика. Первые преобразования Александра 1. (1801-1803) Преобразовательная деятельность Сперанского.
Али-Паша
Али-Паша (1815–1871), государственный деятель Османской империи, один из лидеров движения реформ в 19 в., известного как танзимат.