Реферат: Правовые и организационные основы аудиторской деятельности - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Правовые и организационные основы аудиторской деятельности

Рефераты по экономике » Правовые и организационные основы аудиторской деятельности

Московский Энергетический Институт

(Технический Университет)


Реферат


Дисциплина: Аудит


Тема: “Правовые и организационные основы аудиторской деятельности ”.


.


г. Москва, 2007 год


Содержание:


Правовые основы аудиторской деятельности…………………… 3

ФЗ «об аудиторской деятельности» №183 от 3.11.2006г……….. 7

Рынок аудиторских услуг в РФ…………………………………… 9


Правовые основы аудиторской деятельности

Становление аудита в России началось в конце 80-х начале 90-х годов. За этот период принят ряд нормативных докумен­тов по правовому регулированию аудиторской деятельности.

К основным нормативным документам относятся:

1. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об ауди­торской деятельности в Российской Федерации".

2. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федера­ции от 22 декабря 1993 г. № 2263.

3. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.

Президенте Российской Федерации. Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1994 г.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 6мая 1994 г. № 482 "Об утверждении нормативных документов по регули­рованию аудиторской деятельности в Российской Федерации".

6. Порядок проведения аттестации на право осуществления ау­диторской деятельности. Утвержден Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482,

7. Порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Утвержден Постановлением Правительства Россий­ской Федерацииот 6 мая 1994 г. № 482.

8. Порядок проведения квалификационных экзаменовна право осуществления аудиторской деятельности. Утвержден Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России 5 июня 1994 г.

9. О создании Центральной аттестационно-лицензионной ауди­торской комиссии Центрального банка Российской Федерации. Приказ Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 1994 г. №02—102.

10. Об основных критериях (системе показателей) деятельно­сти экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной ауди­торской проверке. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. No 1355 (в ред. Поста­новления Правительства РФ от 25.04,95 г. № 408).

11. Порядок составления аудиторского заключения о бухгал­терской отчетности (Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Протокол 1 от 9 февраля 1996 г.)

12. О сроках проведения мероприятий по регулированию ауди­торской деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 15)

Из приведенных нормативных документов видно, что в них сосредоточены нормативные положения как по организации аудиторской деятельности и России (см. п. 1, 2, 10, 11, 12), так и по проверке квалификации аудиторов (п. 4. 6, 8, 9) и лицен­зировании фирм, занимающихся аудитом (п. 7).

Предпринимались в нашей стране и попытки принять Закон об аудите. Первая из таких попыток сопровождалась противостоя­нием двух проектов - от Государственной Думы РФ и от Адми­нистрации Президента РФ. В результате такого противостояния закон принят не был, но были изданы «Временные правила ауди­торской деятельности в РФ», утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г, № 2263, которые являются базовым нор­мативным документом.

В развитие этого документа в последующие два года было издано несколько постановлений, регламентирующих различ­ные аспекты аудиторской деятельности в России.

Временные правила аудиторской деятельности в РФ опре­деляют правовые основы осуществления в РФ аудиторской дея­тельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита — проверка деятельности экономических субъектов, а также его цели.

Временные правила вводят, помимо добровольной (инициа­тивной) аудиторской проверки, понятие проверки обязательной.

В соответствии с этими правилами аудиторской деятельно­стью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы.

Временными правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности, права и обязанности ауди­торские фирм и их взаимодействие с заказчиками. Приведены правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения,

Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом-аудитором и процедуру лицензирова­ния — на право аудиторской деятельности. Порядок проведе­ния аттестации на право осуществления аудиторской деятель­ности в РФ определены в (п. 6).

Квалификационные аттестаты и лицензии предусмотрены по следующим направлениям аудиторской деятельности:

• банковский аудит;

• аудит страховых организаций;

• аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных Институтов;

• общий аудит (аудит других экономических объектов).

Организация проведения аттестации возлагается на Министер­ство финансов России (аудит бирж, внебюджетных фондов и ин­вестиционных институтов; общин аудит, аудит страховых организаций), Центральный банк России (банковский аудит) и для чего этими органами созданы соответствующие центральные ат­тестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

Во Временных правилах определен порядок выдачи лицен­зий, а также порядок их аннулирования. Предусмотрены серь­езные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускаю­щих ошибки, просчеты, небрежность в работе.

Временные правила сыграли свою положительную роль в становлении аудита и позволили определить все основные по­ложения, которые будут отражены в законе об аудите.

На основе вышерассмотренных нормативных документов можно сделать вывод, что в России система аудиторской дея­тельности включает три основных уровня.

Первый (верхний) уровень Закон об аудиторской деятельности. До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот закон будет определять место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и рав­ноправного элемента. Для России это особенно важно, по­скольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позво­лит считать, что становление аудита в России состоялось.

Второй уровень системы нормативного регулирования ауди­торской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

Стандарты аудита, разрабатываемые в России, подразделя­ются на четыре вида: общесистемные; организационно-техно­логические; стандарты отчетности; специфические стандарты для отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Часть стандартов разработана, другие находятся в стадии разработки.

Третий уровень — документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности. Отношения аудиторских служб (фирм или индивидуальных аудиторов), с одной стороны, и клиентов (аудируемых органи­заций) с другой стороны, строятся на договорной основе в со­ответствии с гражданским законодательством Российской Фе­дерации.

Договор на оказание аудиторских услуг включает предмет, место оказания услуг, размер и порядок оплаты, ответствен­ность сторон. Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Указа Президента Россий­ской Федерации "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физи­ческие лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе ино­странные и созданные совместно с иностранными юридиче­скими и физическими лицами.


ФЗ «об аудиторской деятельности» №183 от 3.11.2006г.

Закон имеет 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности.

Статья 1. Понятие аудиторской деятельности. Рассматривает понятие аудиторской деятельности, ее цели, аудиторские услуги (12 видов).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности. Регулирование отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности.

Статья 3. Аудитор. Понятие, право осуществления аудиторской деятельности.

Статья 4. Аудиторская организация. Понятие, осуществление деятельности.

Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

Статья 7. Обязательный аудит. Понятие, случаи проведения обязательного аудита.

Статья 8. Аудиторская тайна. Даны обязанности аудиторов по сохранению конфиденциальности информации.

Статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Характеристика правил (стандартов) аудиторской деятельности

Статья 10. Аудиторское заключение. Понятие, форма, содержание.

Статья 11. Заведомо ложное аудиторское заключение. Степень ответственности за выдачу заведомо ложного заключения.

Статья 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Указаны случаи, которые запрещают аудиторам аудиторскую деятельность в аудиторских организациях, где независимость запрещена.

Статья 13. Страхование при проведении обязательного аудита. при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Установка и соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых проверок, последствия при уклонении от проведения внешней проверки качества работы, выявление фактов систематического нарушения.

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Понятие, обязательные требования на получение аттестата.

Статья 16. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора. Случаи аннулирования.

Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности. Лицензирование, порядок и дата выдачи.

Статья 18. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Функции уполномоченного федерального органа.

Статья 19. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Действия совета по аудиторской деятельности.

Статья 20. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. Статус аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, их права.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.

Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.


Рынок аудиторских услуг в РФ.

Аудит – это сфера деятельности, которая опирается на использование большого опыта ввиду необходимости интуиции, которая нарабатывается годами. Однако отечественный аудит отличается относительной молодостью, поскольку пришел в Россию менее двадцати лет назад, что не могло не отразиться на состоянии российского рынка аудиторских услуг.

Рынок аудиторских услуг в РФ складывался постепенно, начиная с 1987 г. «Интераудит» была первой аудиторской фирмой в России. Затем на рынке появились иностранные аудиторские фирмы, на долю которых сегодня приходится ѕ рынка мирового аудита.

Основными организационно-правовыми формами являются закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг функционирует несколько основных групп компаний: основной объем работ по пока­зателю выручки по аудиту приходится на крупнейшие международные компании «большой четверки» и различные зарубежные аудиторские фирмы. Далее следуют крупнейшие российские аудиторские организации, а затем средние российские фирмы и небольшие. Ясно, чтобы исправить положение и повысить авторитет и представительство российских аудиторских организаций в этом виде деятельности, необходима серьезная работа самих российских аудиторов, поддержка законодательной и исполнительной власти РФ, Федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, крупных аудируемых организаций.

Развитие рынка аудиторских услуг в России является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Одновременно увеличивается и претерпевает значительные изменения рынок аудиторских услуг в России.

Российский аудит развивается по особым федеральным законам. Поэтому главной положительной тенденцией явилось появление и развитие законодательной базы аудиторской деятельности, принятие новых аудиторских стандартов. Вторая положительная тенденция - это устойчивый рост рынка аудиторских услуг. Значительно выросло доверие к советам аудиторов со стороны крупного, среднего и малого бизнеса. Рынок потребовал укрупнения и универсальности аудиторских организаций. Сейчас значительная часть юридических лиц проходит ежегодную аудиторскую проверку, а потому формируется устойчивая тенденция к расширению клиентской базы. Вместе с тем в законодательстве остались и белые пятна. Перечень отрицательных тенденций возглавляет замечание по недостаточно четко «прописанным» в законодательстве процедурам проведения конкурсов. Второй отрицательной тенденцией аудиторы назвали желание заказчика во чтобы то ни стало получить подпись аудитора с минимальными для себя финансовыми потерями. По прежнему аудиторов волнует недобросовестная конкуренция, бурная деятельность «карманных» аудиторов, демпинг, но главное – «черный аудит». Недавно появилась тенденция к переделу рынка профессиональными аудиторскими объединениями. Но, несмотря на это спрос на аудиторские услуги неуклонно растет. Однако хозяевами российского рынка аудиторских услуг являются те организации, которые имеют опыт в данной сфере деятельности. Это иностранные фирмы и компании «большой четверки».

Развитие рынка аудиторских услуг в России идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно, российские аудиторы набирают опыт, нарабатывают так необходимую интуицию, а, соответственно, растет и доля прогрессивных российских аудиторских фирм на рынке.


Список использованной литературы:


Демьяненко Э.Ю. Аудит. Экспресс справочник для студентов вузов. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002 – 208с.

ФЗ «об аудиторской деятельности» №183 от 3 ноября 2006 года

www.interfax, www.gaap, www.raexpert, www.yandex