А. А. Коромыслов
Риск – событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском [1]. Ущерб определяется как ухудшение или потеря свойств объекта. Потеря свойств имущества выражается в его разрушении, ухудшении потребительских свойств, потере стоимости. Ущерб может быть выражен в натуральном виде (физический) или в стоимостном выражении (экономический).
Транспортно-коммерческий риск (ТКР) – риск потери стоимости товара по причине задержи доставки.
То есть, можно сказать, что при осуществлении перевозки наряду с окончательными, безвозвратными имеют место и временные финансовые потери, обусловленные нечеткой организацией логистических процессов.
Прямая оценка таких потерь осуществляется в единицах времени запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо определить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени.
Место транспортно-коммерческого риска в структуре экономических рисков представлено на рис.
Для обоснования методов управления транспортно-коммерческих рисками необходимо раскрыть их сущность и выявить причины возникновения.
1. Причины возникновения транспортно-коммерческих рисков.
Транспортировка для фирмы во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками, степень влияния которых на результаты деятельности фирмы достаточно высока. Риски, сопутствующие процессу транспортировки материальных ценностей для фирмы, выделяются в особую группу рисков, которые носят название «транспортно-коммерческих рисков»[2]. Транспортно-коммерческие риски для многих фирм играют наиболее значимую роль в общем портфеле рисков фирмы. Наиболее показательно влияние ТКР при использовании авиационного транспорта для транспортировки продукции. Это объясняется тем, что время на непосредственное перемещение груза оказывается значительно меньше, чем возможная задержка в отправке.
Транспортно-коммерческие риски имеют объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к участникам процесса. Внешняя среда включает в себя объективные экономические и социальные условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Неопределенность внешней среды предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью.
Рис. Структурированная классификация экономических рисков
Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса – предложения на товары, факторы производства, транспортировку, из многовариантности организации перевозки, из ограниченности информации и многих других обстоятельств. Таким образом, объективность транспортно-коммерческих рисков связана с наличием факторов, существование которых, в конечном счете, не зависит от деятельности фирмы.
С другой стороны, транспортно-коммерческие риски имеют и субъективную основу, поскольку всегда реализуются через человека. Действительно, ведь именно менеджер оценивает рисковую ситуацию, формирует множество возможных исходов и делает выбор из множества альтернатив. Кроме этого, восприятие риска зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими особенностями, уровнем знаний и опыта в области его деятельности.
Транспортно-коммерческие риски – это, с одной стороны, опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов, с другой стороны, это вероятность получения дополнительного объема прибыли, связанного с риском. Таким образом, транспортно-коммерческие риски относятся к группе спекулятивных рисков, которые в результате возникновения могут привезти как к потерям, так и к выигрышам.
2. Основные группы транспортно-коммерческих рисков.
Транспортно-коммерческие риски возникают в связи с движением материального потока по транспортным коридорам и появляются на рынке предоставления транспортных услуг. Данные риски характеризуются большим многообразием и субъективностью причин возникновения.
Как и многие виды рисков. Транспортно-коммерческий имеет степени по уровню потерь: допустимый риск, критический риск, катастрофический риск.
Риски всей цепи поставок в целом включают в себя комплекс ТКР, которые могут возникнуть при прохождении грузом всей цепи перевозки. Данные риски зависят от выбранной схемы поставки и ее участников, от правильности понимания характера груза в части срочности перевозки и других факторов. Например, одной из причин возникновения ТКР является неинформированность отправителя и логистического оператора о потребности данного груза со стороны получателя.
Список литературы
1. Коромыслов А.А. «Логистика сегодня», №4(16), стр. 246-255.
2. Хохлов Н.В. Управление риском / Н.В. Хохлов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта transmap/
Другие работы по теме:
Экспедиционные услуги
Экспедиционные услуги могут оказывать как различные транспортные организации, так и организации-посредники. Для всех этих организаций они являются одной из важнейших операций.
Коммерческий риск
План Введение 2 Понятие и основные причины возникновения 2 коммерческих рисков Классификация коммерческих рисков 3 Анализ коммерческих рисков 4 Страхование коммерческих рисков 5
Техника безопасности на АТП
1. Краткая характеристика АТП Автотранспортное предприятие осуществляет перевозку грузов и простейшие транспортно-экспидиционные услуги, хранение, техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, обеспечение необходимыми эксплуатационными и ремонтными и запасными частями.
Сертификация услуг на транспорте
Понятие сертификации. Основные цели и принципы Сертификация - это процедура, посредствам которой третья сторона письменно удостоверяет, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям. Термин «сертификация» в переводе с латыни – «сделано верно».
Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность транспорта
1.5. , взаимоотношения видов транспорта между собой и с потребителями. Транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, и основные его положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора перевозки, с подачей транспортных средств, ответственностью за их неиспользование, утрату, повреждение грузов, предъявлением претензий и т.д., продолжают оставаться неизменными уже многие годы.
Автомобильный транспорт Республики Беларусь
Автомобильный транспорт Республики Беларусь ИСТОЧНИК: МИД РБ СПРАВКА LIBRARY.BY Относительно небольшая протяженность территории республики с севера на юг и с запада на восток способствует развитию автомобильного транспорта. Его доля в общем объеме перевозок грузов в 2000 г. составляла 75,2%, грузообороте - 22,6%.
Организация перевозок на автотранспорте
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сибирский государственный индустриальный университет»
Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом
Анализ факторов, оказывающих влияние на выбор транспорта в целях обеспечения оптимальных перевозок. Преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом.
Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте
Перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Перечень сведений о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности автотранспортных средствах, представляемых в лицензирующий орган. Бланк лицензионной карточки на автотранспортное средство.
Международный сектор в аэропорту
Основные функциональные задачи деятельности международного сектора в аэропорту, который предназначен для обеспечения безопасности полетов и организации перевозок. Служба организации международных пассажирских перевозок (международный сектор) аэропорта.
Транспортно-экспедиционная деятельность
Расчет маятникового и кольцевого маршрутов. Плановое время на маршруте. Время, затрачиваемое на оборот. Количество оборотов автомобиля за сутки по маршруту. Суточный грузооборот автомобиля. Общий и груженый пробег автомобилей за расчетный период.
Международное воздушное право
Понятие международного воздушного права.. Свобода полетов в международном воздушном пространстве. Юрисдикция государства в своем воздушном пространстве.
На основании изучения а
Кочерга Н. В. Логистизация транспортно-распределительной системы ресурсного обеспечения мегаполиса
Экспедиторские операции
Виды Одной из экспедиторских операций является хранение груза на складе. В последние годы складское хранение приобрело значение обязательного элемента логистики, в том числе и транспортной. Экспедитор может приня ть на хранение груз для накопления в отправительскую (например, маршрутную) или транспортную (судовую, вагонную и т.д.) отправки.
Анализ состояния рынка логистических услуг и пути его развития
Логистика как основа экономической деятельности государства. Регулирование логистической деятельности, формирование механизмов ценообразования услуг по сквозному материальному потоку. Сильные и слабые стороны логистики, направления развития ее рынка.
Транспортировка товаров в магазин
Система товароснабжения, экономические, организационно-правовые отношения между поставщиками и предприятиями. Грузовые перевозки, мероприятия по снижению транспортных издержек. Информация о компаниях, предоставляющих транспортно-экспедиционные услуги.
Воздухоплавание
В июне 1783 г. французы — братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар — аэростат.
Разработка модели выбора маршрута железнодорожным транспортом
Разработка модели выбора маршрута железнодорожным транспортом. Анализируются причины потерь качества транспортировки грузов ж/д транспортом. Рассмотрены ранее предложенные алгоритмы. Критерий качества перевозочного процесса является приоритетным в выборе маршрута. Предложен в качестве метода решения муравьиный алгоритм.
Управление коммуникациями 2
Содержание. Введение. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом……………………………………………………………....стр.3-6 Органы государственного управления связью…………......................стр.6-7
Договор транспортной экспедиции 4
Тема 18. Договор транспортной экспедиции. Практическое задание: При согласовании проекта договора торговой фирмой со специализированным объединением автотранспорта на транспортно-экспедиционное обслуживание возникли разногласия по ряду его пунктов.
Меры безопасности при перевозке опасных грузов
Подавляющее большинство опасных грузов по территории Российской Федерации перевозится автомобильным и железнодорожным транспортом (около 95% всех перевозок опасных грузов). Гораздо меньшая доля выпадает на водный и воздушный транспорт.
Договір експедирування
Цивільне та сімейне право України Договір експедирування ЗМІСТ І. Вступ ІІ. Договір транспортного експедирування 1. Поняття договору транспортого експедирування
Обязательное страхование пассажиров
Закон "Об обязательном личном страховании пассажиров". Законодательство по отдельным видам личного страхования. Программа обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении.