Реферат: Значение информационного аспекта процесса принятия решений - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Значение информационного аспекта процесса принятия решений

Рефераты по экономике » Значение информационного аспекта процесса принятия решений

К.В.Крумина, Омский государственный технический университет, кафедра маркетинга и предпринимательства

Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития любых фирм. Одно из приоритетных направлений - это определение основных теоретических и практических позиций применения менеджмента. Существует несколько точек зрения на определение менеджмента. Менеджмент рассматривается как управление персоналом, как функция организации производства и как система принятия решений.

В основе подхода к менеджменту как к процессу управления персоналом лежит тезис о том, что повышение эффективности организации достигается в результате повышения ее человеческих ресурсов. Этот подход характеризуется более выраженным социологическим и психологическим уклоном, который подразумевает сотрудничество между рабочими и управленческим персоналом. Подробнее эта тема рассмотрена в монографии А.В.Попова [3], в книге Г Кунца и О' Доннела [2], в статье И. Маусова [4].

К числу рассматривающих менеджмент как функцию организации в общем можно отнести П. Драккера, который делает "попытку разработать технологизированную точку зрения, концепции и подходы к вопросу о том, что следует сделать и как за это взяться" [5].

По мнению автора, наиболее актуален для повышения эффективностин подход, рассматривающий менеджмент с точки зрения процесса принятия решений. Сложность заключается в том, что, с одной стороны, принятие решений - это как бы инструмент для достижения поставленных целей (например, по управлению персоналом), а с другой - стороны сам является сложной системой. Таким образом, процесс принятия решений является инструментом для понимания управления в самом широком смысле слова, но и само принятие решений является исследуемой системой.

Дело в том, что рассмотрение менеджмента и как управления персоналом, и как функции организации производства является попыткой отдельного рассмотрения, без сомнения, наиболее важных сторон деятельности. Стоит отметить, что принятие решений так или иначе "пронизывает" и работу с персоналом, и, конечно же, выполнение общих (планирование, организация, мотивация, координация, контроль) и частных функций управления (анализ состояния объекта управления, прогнозирование тенденций его развития и так далее). Следовательно, процесс принятия решения выполняет особую роль - он является составной частью любой управленческой деятельности, необходимой для достижения этой деятельностью своих целей.

Процесс принятия решений многогранен. Он включает его психологический, социально-политический, организационно-технологический и информационный аспекты. Рассмотрим подробнее последний пункт.

Необходимость исследований в области информационного обеспечения обусловливается, на наш взгляд, следующими причинами: наличием растущих объемов информации, которую надо обработать в кратчайшие сроки; отсутствием эффективных методов подготовки качественной и наиболее ценной информации; необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив); разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации и методов ее анализа.

"Из-за неудовлетворительного информационного обеспечения процессов управления эффективность использования ресурсов не соответствует требованиям реальности, а часть их утрачивается безвозвратно" [1].

Отражая графически многогранность процесса принятия решений получаем следующую схему. (Стоит отметить, что приведенная схема является упрощенным вариантом, так как каждый из аспектов многомерен и на плоскости вряд ли можно отразить реальную картину).

Независимо от различного содержания каждого из перечисленных аспектов (заштрихованная часть) форма отображения для ЛПР (лица, принимающего решение) одинакова - это поступившая для обработки информация. Таким образом, можно говорить о "проецировании" любой из граней принятия решения на его информационную грань и определенному представлению с точки зрения информации других аспектов. Естественно, что при разных решаемых проблемах величина проекции каждой из сторон многоугольника будет варьироваться.

Поскольку можно говорить о некотором информационном единстве отображения различных по содержанию аспектов принятия решения, то именно это единство и обеспечивает возможность связи между ними (незаштрихованная часть на схеме).

Теперь обратимся к тому, кто обрабатывает любыми методами поступившую информацию и принимает решение, т.е. человеку. Мне очень близка точка зрения ученых, которые считают основу человека энерго-информационной матрицей, т.е. сущность человека предстает детерминированной информацией, записанной определенным образом.

В специальной литературе строятся информационные модели человека. Например, в [6] рассматривается информационная модель индивида, ставящего и решающего социально-экономическую задачу (модель отражает результаты социально-психологических исследований). Интересна статья "Информационно-энергетическая концепция управления экономикой " [7]. В ней все происходящие процессы (в том числе экономические) рассматриваются как процессы, имеющие информационно-энергетическую основу и развивающиеся по общим законам.

Таким образом, рассматривая процесс принятия решений как процесс информационного обмена, можно говорить о сборе и обработке как о некоторой информационно-энергетической системе (т.е. ЛПР) определенного набора данных для получения качественно новой информации.

Список литературы

Афоничкин А.И., Панфилов С.А. Качество информационного обеспечения в процессах управления / Под ред. А.А. Денисова. Саранск: Изд-во Сарат. ун -та. Саран. фил., 1988.

Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М.: Изд-во МГУ, 1991.

Маусов И. Менеджмент персонала - ключевое звено внутриферменного управления // Проблемы теории и практики управления. 1995. N 6. С.108.

Питер Ф. Драккер Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - 200 с.

Вилкас Э.Й., Майминас Е.З. Решения: теория, информация, моделирование. М.: Радио и связь, 1981.

Галиахметов Р., Фотин И., Юсупов И. Информаионно-энергетическая концепция управления экономикой // Проблемы теории и практики управления. 1995 N 5. C.40.