Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг.
Государственный долг является суммой задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам и процентам по ним. Государственный долг не следует рассматривать как отрицательное явление, он изучается в тесной связи с государственным бюджетом.
Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. [5, с.73]
В отношении Беларуси, долг центрального правительства представляет собой совокупность долговых обязательств, возникших в результате государственных заимствований Республикой Беларусь как заемщиком, эмитентом ценной бумаги или гарантом. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь составляют займы в форме кредитов Национального банка Республики Беларусь, ценные бумаги (ценные бумаги Правительства), другие долговые обязательства и долг, гарантированный центральным правительством. [10]
Основополагающими документами в отношении методологии определения и исчисления государственного долга Республики Беларусь являются:
Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993 года №2328-XII «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь»;
Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 года №170-З «О внешнем государственном долге Республики Беларусь»;
Закон о бюджете на очередной финансовый год.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. [9, с.343-345]
Рассмотрим показатели и динамику погашения государственного долга Республики Беларусь.
Внешний государственный долг Республики Беларусь за июнь 2005 года сократился на 3,8% и составил на 1 июля 1341,2 млрд. рублей (около 324 млн. долларов США) при утвержденном лимите 2 млрд. долларов.
При этом задолженность, гарантированная правительством, составляет 511,5 млрд. рублей, или 38,1% всего внешнего долга. Долг центрального правительства равен 829,7 млрд. рублей, или 61,9%, причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами, отметили в Минфине. Данные показатели за июнь сократились соответственно на 5,6% и 2,7%. [11]
В 2005 году Беларусь планирует привлечь более 350 млн. долларов внешних заимствований для финансирования дефицита бюджета.
По данным Минфина, внутренний государственный долг за июнь 2005 года увеличился на 2,7% и составил на начало июля 3009 млрд. рублей. В том числе задолженность, гарантированная правительством, сократилась на 5,5% до 477,3 млрд. рублей и составила 15,9% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства составила 3361,4 млрд. рублей, увеличившись за июнь на 2,6%.
Общий уровень задолженности за июнь увеличился на 0,6% и к началу июля был равен 4350,2 млрд. рублей. [11]
Управление государственным долгом - это совокупность действий государства, направленных на изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуск новых займов. Сюда же относятся выработка условий выплаты процента по ранее выпущенным займам и государственному кредиту, проведение конверсии и консолидации займов, погашение ранее выпущенных займов.
Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования, то есть выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого образца.
Государство вправе проводить конверсию и консолидацию займов. Конверсия - это изменение условий доходности займов. Изменение условий займа, касающиеся его сроков, называется консолидацией государственного долга. Например, превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные.
Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20-25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Отметим несколько возможных путей.
1. Традиционный путь - выплата долгов за счет золотовалютных резервов; для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.
2. Реструктуризация (консолидация) внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.
3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. [8, с.412-414]
Таким образом, государственный долг является суммой задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам и процентам по ним.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внешний государственный долг Республики Беларусь за июнь 2005 года сократился на 3,8% и составил на 1 июля 1341,2 млрд. рублей, внутренний государственный долг за июнь 2005 года увеличился на 2,7% и составил на начало июля 3009 млрд. рублей.
Управление государственным долгом - это совокупность действий государства, направленных на изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуск новых займов. Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования.
Другие работы по теме:
Финансовая наука 3
Введение Финансовая наука, исследуя денежные отношения, ставит перед собой задачу решения вопросов, наиболее эффективного управления ограниченными денежными ресурсами на протяжении определенного периода времени. Это связано с тем, что формирование доходов и необходимость их использования чаще всего не совпадают по времени.
Дефицит государственного бюджета
Министерство общего и профессионального образования РФ ТИУиЭ Реферат По учебной дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Дефицит государственного бюджета»
Финансовая математика 2
Задание 1 Правило торговца. Кредит в Z = 15 000 руб. выдан на N = 10 месяцев под i = 10% годовых. Договор предусматривает погашение двумя промежуточными платежами. Первая выплата в сумме R1 = 600 руб. производится через n1 = 6 месяцев, вторая выплата в сумме R2 = 9 000 руб. - через n2 = 9 месяцев. Найти выплату в конце срока кредита.
Внешний долг РФ
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Ценные бумаги
Различие цессии и индосамента. Казначейские обязательства. Государственный внутренний выигрышный займ.
Внешний долг Казахстана
Дефицит бюджета в Казахстане фактически достиг уровня в 25%. В стране сложилась ситуация, которая говорит о том, что свободных денег нет. По мнению директора Института развития Казахстана Магбата Спанова, страна так не научилась работать в условиях кризиса. Но самое главное, в результате действий кабинета министров, внешний долг Казахстана должен был сократиться.
Бюджет продаж
Таблица 1 Бюджет продаж Виды продукции Единицы (кг) Цена за кг, руб. Объем продаж, руб. «Песочная полоска» 9 600 2 256 000 «Ракушка» 9 000 2 340 000 ВСЕГО 4 596 000
Внутренний долг 2
Внутренний долг Внутренний долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Государственный долг Республики Казахстан
В соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года: Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.
Государственный долг понятие, сущность, классификация
57. Государственный долг: понятие, сущность, классификация. Государственный долг - это совокупность дефицитов госуд-ного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение госуд-ного долга. В БК РФ дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юр. и физ. лицами, иностранными госуд-вами, международными орг-ми и иными субъектами международного права.
Управление государственным кредитом 2
Управление государственным кредитом.Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Государственный муниципальный долг
Содержание Введение…………………………………………………………………………..2 Экономическое содержание государственного долга…………………...3 Формы государственного долга…………………………………………...4
Финансовые ресурсы организаций
Вопрос 1. Финансовые ресурсы: понятие, источники формирования, направления использования, факторы роста. План: Определение понятия финансовые ресурсы.
Понятие государственного кредита
Отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности и возвратности; деятельность государства в качестве заемщика, кредитора, гаранта. Методы управления государственным долгом; инвестиционный налоговый кредит.
Финансовое право
Понятие государственного кредита. Правовые основы государственного кредита. Основы классификации государственных займов.
Береги честь смолоду
(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Повесть «Капитанская дочка» — одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее.
Нравственные категории в рассказе Толстого После бала
Нравственные категории: честь, долг, совесть – имеют огромное значение в духовной жизни человека. С их помощью человек определяет соответствие или несоответствие своей жизни общепринятым моральным нормам, а следовательно, и оценивает ее итог.
Искусство классицизма
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
Долг служения Отечеству
Автор: Сочинения на свободную тему Моё Отечество! Огромное и сильное, терпеливое и непредсказуемое, неповторимое и самобытное, темноглазое и светлоокое! Ты – удивительное смешение Запада и Востока. Твои Уральские горы, как поясок какого-то невероятного платья, разделяют нас на европейцев и азиатов, но в конечном итоге, мы одно целое, как крона дерева, ветви которого гармонично и странно переплели в себе разные культуры и религии.
Банк Северной Америки
(англ. Bank of North America) — американский банк, просуществовавший с 1781 по 1783 годы. Весной 1781 г. в Конгрессе был представлен законопроект Роберта Морриса о создании первого коммерческого и одновременно центрального банка США. Банк по структуре был похож на Банк Англии, возглавил его сам Моррис.
Государственный долг США
Введение 1 Краткая история долга 2 Повышение планки госдолга 3 Страны-кредиторы США 4 Счётчики долга Введение Государственный долг США (англ. The United States government debt), национальный долг США (англ. national debt) — деньги, которые федеральное правительство США должно своим кредиторам. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем.
Вторжение в Кувейт
План Введение 1 Начало конфликта 2 Причины и последствия конфликта Список литературы Вторжение в Кувейт Введение Вторжение в Кувейт (Ирако-Кувейтская война) — военный конфликт между Ираком и Кувейтом, который длился 7 месяцев и привёл к интервенции американских вооруженных сил в Ирак и к войне в Персидском заливе.
Внутренний и внешний долги США
Содержание 1 Внешний долг США 2 Долг федерального правительства США 2.1 Кредиторы 3 Внутренние долги США 4 Управление федеральным долгом США 5 Счётчик долга
Правовое регулирование государственных займов
Государственный заем как составная часть финансовой системы государства. Осуществление заимствований местными бюджетами. Основные черты государственного займа, его внутренняя и внешняя формы, учет и обслуживание. Методы управления государственным долгом.
Учет расчетов по рискам, принятым в перестрахование
Перестрахование как деятельность по защите одним страховщиком имущественных интересов другого страховщика, ее причины и процедура реализации. Основные операции перестрахователя по переданным в перестрахование рискам, порядок и закономерности их учета.
Задачи по Банковскому делу
Наращение по простым процентам. Задача: определить проценты и сумму накопленного долга, если ссуда равна 450 тысяч рублей, сроком на 6 лет и простые проценты по ставке составляют 16% годовых.
Основы кредитования
Распределение погасительного платежа на процентный платеж и амортизацию основной суммы. Соотношение между процентами и погашением основной суммы долга в разовом платеже. Погашение долга единовременным платежом. Проценты, присоединяемые к основной сумме.