Альтернативные пути выхода из кризиса РФ

Рефераты по экономической теории » Альтернативные пути выхода из кризиса РФ

 

1. Введение................................................ 3

2. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике................ 3

3. Экономические реформы в России............................... 9

3.1 Кредитно-денежная политика.......................... 9

3.2 Налоговая система в России......................... 11

3.3 Приватизация в России.............................. 13

3.4 Структурный кризис в российской экономике.......... 14

3.4.1 Проблема организации рынка..................... 16

3.4.2 Общая нехватка платежных средств............... 17

3.4.3 Отрыв финансового рынка от реального сектора экономики.   17

3.4.4 Межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен.     17

3.4.5 Утрата предприятиями оборотных средств......... 18

4. Альтернативные пути выхода из кризиса......................... 19

5. Нотложные меры по выходу из финансово-экономического кризиса....... 23

5.1 Концептуальные предложения......................... 23

5.2 Меры по стабилизации ситуации...................... 24

5.2.1 Обеспечение устойчивости рубля:................ 24

5.2.2 Регулирование цен:............................. 25

5.2.3 Преодоление бюджетного кризиса и жизнеобеспечение:.. 25

5.2.4 Расширение системы государственных закупок в целях натурального обеспечения соответствующих направлений бюджетных расходов.     26

5.2.5 Национализация неплатежеспособных предприятий и банков имеющих стратегическое значение для экономики страны......... 26

5.3 Оживление производства и инвестиционной активности преодоление платежного кризиса................................................ 26

5.3.1. В бюджетно-налоговой сфере:................... 26

5.3.2. В сфере управления государственными активами:. 26

5.3.3. В денежно-кредитной политике:................. 27

5.3.4. Во внешней торговле:.......................... 27

5.3.5. Переход к активной промышленной и научно-технической политике. 27

6. Заключение.............................................. 30

7. Список используемой литературы:............................. 31


1.  Введение

Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать что во всех бедах виноваты демократы развалившие «хорошую» социалистичес­кую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. С начала 80-х годов было ясно что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было приняв разумные меры перестроить плановую экономику поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства инфляции снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней» например).

История сложилась иначе и руководству России пришлось не перестраивать экономику а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайно сложной задачей: СССР представлял собой единый экономический организм а хозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административными методами экономику ужу было невозможно а новых механизмов еще не было. В этих условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический либерализм а в качестве конкретной программы действий – концепцию мoнетаристов. По прошествии семи лет с начала реформ представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы какие действия дали положительный эффект какие провалились из-за искажения их в российских условиях и что было ошибочным с самого начала.[3.c 133-157; 7. C 3-11]

2. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике.

 

Под переходной экономикой понимается процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Особен­ностью переходной экономики является то что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование приватизацию и структурные реформы.[1 c18-38]

Независимо от программы проведения рыночных преобразова­ний они не могут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики. Она заключается в поддержании объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения не допускать перегрева экономики или глубокого спада.

Это однако характерно для стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой. В странах переходящих к рынку или восстанавливающих его функционирование под макроэкономической стабилизацией понимается прежде всего преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое ее проявление  - высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция). Во всех странах переходящих к рынку – в России странах СНГ государствах  Восточной Европы а также Чили Мексике Бразилии – наблюдается (или наблюдалось) сильнейшее расстройство финансовой системы обесценение национальной валюты и спад производства. Причина таких явлений – гипертрофия государственного вмешательства в экономику.

Часто можно встретиться с утверждением что финансовая и кредитно-денежная система СССР была сбалансированной а инфляция – это результат начатой в 1992 г. реформы. Однако инфляция может проявляться как в открытом явном росте цен так и быть подавленной. Подавленная инфляция выражается в дефиците ухудшении качества товаров очередях. Из-за постоянного дефицита товаров у населения появляются вынужденные сбережения ввиду невозможности потратить деньги. Это способствует образования денежного навеса - избыточной денежной массы что способствует инфляции. Таким образом в январе 1992 г. в связи с либерализацией цен инфляция в России перешла из подавленной формы в открытую.[11 c133-140]

При разнообразии теоретических подходов и программ экономической стабилизации можно выделить два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный.

Ортодоксальный сценарий стабилизации – совокупность макроэкономических мероприятий включающих минимизацию бюджетного дефицита проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся быстро то они называются «шоковой терапией».

Согласно этому сценарию данные меры должны не растяги­ваться на много лет а проводиться за 1-2 года чтобы не дать сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Во-вторых предполагается устранение или минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только сам дефицит но и инфляционные методы его финансирования. Этот подход предполагает отказ от эмиссион­ного покрытия дефицита. В-третьих предполагается проведение жесткой кредитно-денежной политики контроль над объемом денежного предложения прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых предполагается вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального «якоря». Номинальный «якорь» – это макроэкономический показатель который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ. В качестве «якоря» могут фиксироваться обменный курс валюты предложение денег «номинальная денежная масса» номинальная заработная плата.

Однако ортодоксальный подход далеко не всегда оказывается эффективным. Это зависит от экономических особенностей стран. В связи с этим необходимо рассмотреть другой сценарий макроэкономической стабилизации.

Неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизац­ии – это жесткая кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария но она дополняется контролем над заработной платой и ценами т.е. использование зарплатного «якоря» (фиксируется уровень номинальной заработной платы).

При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией и структурными реформами важнейшим элементом является приватизация – переход государственного имущества в частный сектор экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в случае кризиса государственного сектора экономики т.е. неэффективного распределения ресурсов при помощи государственного вмешательства. Привати­зация Проходит только в тех секторах экономики где после перехода собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (так неразумно например приватизировать железнодорожный транспорт).

В бывших социалистических странах иная ситуация. Здесь речь идет даже не о государственном секторе а о монополизме государственной собственности – тотальном огосударствлении всех сторон хозяйственной жизни. Вот следствия этого явления:

-      затратный характер материального производства;

-      снижение или отсутствие стимулов к повышению производительности труда;

-      застой в развитии техники и технологии;

-      иждивенчество патернализм как в сфере производствен­ной деятельности так и на уровне домашних хозяйств;

-      разрастание теневой экономики.

Таким образом приватизация в переходной экономике служит реализации нескольких целей:

1.  Экономической (повышение эффективности функционирова­ния хозяйства)

2.  Фискальной (увеличение доходов госбюджета за счет продажи государственных предприятий в частные руки)

3.  Социальной (обеспечение социального мира особенно когда идет речь о бесплатной приватизации)

При проведении приватизации в России выделяют два основных подхода: платная и бесплатная приватизация.

Бесплатная приватизация. Практическая реализация ее состоит в том что каждый гражданин страны наделяются приватизационными чеками – «ваучерами».

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Главная идея – продажа государственного имущества на аукционах за деньги.

В экономике России за годы господства командно-админист­ративной системы Советского Союза произошли серьезные структурные деформации:

-      практически полная монополизация всех отраслей предприятиями государственного сектора вследствие чего многие из них неэффективны;

-      милитаризация промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии;

-      отсутствие ценовых и прочих рыночных индикаторов сделавших невозможным процесс саморегуляции уровней спроса и предложение;

-      административная система распределения инвестиционных и прочих ресурсов: застой сельского хозяйства неразвитые сфера услуг и социальная инфраструктура.

Таким образом реформирование экономики осуществляется с целью ликвидации этих дисбалансов. Основные разногласия возникают когда идет речь о методах реформирования. Есть два подхода: в первом упор делается на сформировавшиеся рыночные механизмы которые и без государственного вмешательства определят направление структурных реформ. Этот подход критикуют за то что рыночные механизмы в переходной экономике весьма слабые и часто искажены пережитками командно-административной системы. Поэтому если пустить на самотек процессы переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг демилитаризацию повышение эффективности использования ресурсов формирование новой экспортной базы то это может привести к катастрофическим последствиям: глубокому спаду производства массовой безработице потере страной научного потенциала криминализации общества. В конечном итоге это приведет к консервации еще недоразвитой рыночной структуры и свертыванию реформ.

Согласно второму подходу государство должно принимать активное участие в проведении структурных реформ. Оно должно взять на себя разработку и решительное проведение в жизнь мер по приданию рыночным процессам направленного характера. Являясь единственным мощным институтом в постсоветском обществе государство должно принять ответственность по выполнению следующих задач:

1.  поддержание производства на жизнеспособных предприяти­ях при этом одновременно должны свертываться заведомо нежизнеспособные предприятия;

2.  антимонопольное регулирование и содействие предпринимательству;

3.  стимулирование экономически прогрессивных структурных сдвигов в экономике;

4.  поддержание частных инвестиций и банковского инвести­ционного кредита;

5.  содействие формированию внутренних инвесторов и привлечение иностранных инвестиций

6.  организация эффективного использования иностранных кредитов;

7.  постепенное сближение структуры мировых и внутренних цен а также активное продвижение отечественной продукции на мировой рынок;

8.  сохранение научно-технического потенциала и закладывание основ дальнейшего экономического роста.

Таким образом государство должно проводить весьма жесткую политику для последующего  осуществления рыночных преобразований. [1 c74-265; 7 c3-11; 14]

3.Экономические реформы в России.

 3.1 Кредитно-денежная политика.

Беспрекословное следование монетаристским концепциям привели к неправильному пониманию многих идей.

Позиция о том что эмиссия денег неизбежно ведет к инфляции а сокращение денежной массы позволяет остановить инфляцию и добиться противоположного эффекта привело к тому что реформаторы стали рассматривать любое сокращение денежной массы как абсолютное благо. Это справедливо когда существует избыточная денежная масса дальнейшее сокращение денежной массы ведет к возникновению дефицита платежных средств появлению денежных суррогатов бартера. Возникает рынок без денег а это в свою очередь ведет к распаду самого рынка. Производители лишаются экономических ориентиров без денег начинает неправильно работать система ценообра­зования: предприниматели руководствуются не доходами спросом на товары а инфляционными ожиданиями неэкономическими мотивами.

Вторая причина провала кредитно-денежной политики реформаторов – монополизм системы в которой проводится либерализация цен. Рыночная экономика не существует без либерализма цен но она не существует и без конкуренции. В экономике России в то время были и такие сферы где уже существовала конкуренция и где достаточно было освободить от контроля цены. В других отраслях демонополизация требовала месяцев только после ее проведения было допустимо снятие контроля над ценами. В отраслях где демонополизация растягивалась на годы или была вообще вредной (естествен­ные монополии) следовало сохранять контроль над ценами или вводить налог на сверхприбыль.

Правительство эти факторы не учитывало и похоже проводило либерализацию цен ради ее самой как самоцель. В меморандуме российского правительства об экономической политике за 92 г. провозглашалось: «Важно немедленно осуществить либерализацию цен на энергоносители» то есть позволить естественным монополиям устанавливать цены.

Что произошло в результате? Предприятия-монополисты на которых в то время не хватало специалистов разбирающихся в рыночной экономике повысили цены в несколько раз и заняли выжидательную позицию не зная как отреагирует рынок. [16 c20-35]

Накопление кризисного потенциала происходило постепенно параллельно с кажущейся стабилизацией. Борьба с инфляцией путем ограничения денежной массы привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота: монетаризация экономики составила всего 10% ВВП (для развитых стран 70-75% ВВП).

Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных расходов и роста «отсроченной инфляции» (девальвации неплатежей внутреннего и внешнего долга и т.д.)

В России рост отсроченной инфляции происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения их собираемости. Вследствие непродуманной фискальной политики все большее число предприятий переходило в теневую экономику.

В 1997 г. около 40% экономики оказалось в теневом секторе. Вывоз капитала за рубеж составил 10-12 млрд. долларов ежегодно.

Все это время баланс бюджета поддерживался за счет роста «отсроченной инфляции». Каждый задержанный рубль бюджетных выплат оборачивался в 5-6 рублей неплатежей. Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более 1 4 трлн. руб. Только 16% российских предприятий платят налоги полностью. 70% сделок осуществляется через бартер и взаимозачеты.

Высокие ставки ГКО-ОФЗ рост фондового индекса быстрыми темпами (в 8 раз за 96-97 гг.) привели к тому что инвестиции вытеснялись из реального сектора экономики и направлялись в финансовый сектор который существовал независимо от производства.

Искусственное поддержание курса рубля способствовало неадекватному соотношению экспорта и импорта. Цены на экспорт оказывались завышенными что мешало притоку валюты в Россию. Цены на импорт наоборот были заниженными что подрывало конкурентноспособность российских товаров.[5 c26-32;16 c20-35]

 3.2  Налоговая система в России.

В реализации курса на реформирование экономике России правительство уделяло большое внимание бюджетно-налоговой политике. Правительство с одной стороны действовало монетарными методами удержания инфляции с другой стороны ему приходилось проводить меры по остановке спада производства.

Налоговые поступления являются важнейшей статьей доходной части бюджета России и их значение возрастало. Если в 1992 г. налоги составили 40% доходной части бюджета то в 1994 г. – 90% доходной части.

В ноябре 1991 г. был принят закон «Об основах налоговой реформы в Российской федерации» налоговая система в России стала приобретать черты присущие рыночной экономике (при командно-административной системе государство получает доходы не за счет явных налогов а за счет контроля над ценами заработной платой и пр.).

К началу 1996 г. пять основных налогов обеспечивают налоговые поступления в бюджет: НДС налог на прибыль подоходный налог акцизы таможенные пошлины. Налоги разделены на федеральные; республиканские краевые областные; местные. Основные федеральные налоги: налог на прибыль с предприятий 32% (позднее повышена до 38%) и  налог на добавленную стоимость 20%. Эти налоги пропорциональны. Подоходный налог с физических лиц носил прогрессивный характер. Лица с доходами до 5(потом 12) млн. руб. в год уплачивали налог по ставке 12% лица с доходами свыше – по возрастающей ставке до 30%.

В принципе налоги в России (% от ВВП) далеко не самые высокие в мире:

Однако в России самые высокие налоги на прибыль предпри­ятий что не стимулирует инвестиции. Кроме
того в России  налог включает в себя так  называемый бюрократический налог мафиозный налог и инфляционный налог. Учитывая эти три скрытые составляющие приостанавливается период роста налоговых поступлений и налоговые поступления – сокращаться. Это искажает информацию ведет к неправильному ценообразованию не только на конечный продукт но и на факторы производства.

Также статистика легального налога в % ВВП еще не говорит о реальном положении предприятий. Платеже­способные предприятия вынуждены платить налоги за всю остальную экономику. В виде легальных и скрытых налогов в среднем изымается 75-90% прибыли а по некоторым видам деятельности 100% и больше(!).

В результате капитал который устремляется в области наиболее эффективного применения будет выбирать наименее налогооблагаемые сферы которых становится все меньше. Это приводит к следующим явлениям:

-      отток капитала за границу (10-12 млрд.

Страницы: 1 2 3