Реферат: Совокупный спрос и совокупное предложение 8 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Совокупный спрос и совокупное предложение 8

Рефераты по экономической теории » Совокупный спрос и совокупное предложение 8


Совокупный спрос и совокупное предложение

1. Совокупный спрос

Вопрос об учете совокупного спроса и совокупного предложения имеет большое социально-экономическое значение, поскольку ответ на этот вопрос характеризует состояние экономического развития данной страны на данный отрезок времени. Речь в данном случае идет о характеристике воспроизводства общественного капитала, общественного воспроизводства материальных благ, удовлетворяющих потребности самых различных слоев населения, самых различных отраслей производства, предъявляющих спрос на инвестиционные товары, т.е. на средства производства.

Для определения уровня совокупного спроса и совокупного предложения необходимо все данные о совокупном спросе объединить в одном показателе, тоже самое нужно сделать и в отношении определения уровня предлагаемого товара к потреблению.

Объединение всех цен товаров, реализованных в процессе продажи товаров и услуг в фактический объем национального производства, называется агрегированием. Объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называется совокупностями (агрегатами).

Совокупный спрос - это объем товаров и услуг, который потребители, предприятия, правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

На состояние совокупного спроса оказывает влияние множество факторов, одним из основных по значению является уровень цен на товары и услуги.

Чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства. Среди причин объясняющих такого рода состояния совокупного спроса следует указать на так называемый эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки заключается в том, что при повышении цен, процентные ставки повышаются. Это ведет к тому, что потребитель сокращает спрос на потребление товара, сокращаются также инвестиции из-за дороговизны кредита.

Эффект богатства свидетельствует о том, что при высоком уровне цен реальные покупательные способности, накопленных финансовых средств, находящихся у населения, уменьшается. В этом случае население в целом станет беднее, и поэтому следует ожидать, что оно в целом сократит свои покупки.

Эффект импортных закупок. Если в стране имеет рост цен и государство вынуждено по тем или иным причинам закупать импортные товары, которые к тому же являются и более дешевыми, то это приводит к уменьшению совокупного спроса на товары отечественного производства.

Чтобы наиболее полно ответить на вопрос, какие причины порождают изменения в объеме национального продукта, следует отличить изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен от изменений в совокупном спросе, вызванных факторами неценового характера.

Глубокий и всесторонний анализ перечисленных выше факторов в их влиянии на изменение совокупного спроса дает возможность целенаправленно корректировать экономическую политику как на отраслевом, так и на государственном уровне.

К примеру, рост благосостояния и снижения личных налогов вызовет увеличение потребительских расходов и, как следствие, увеличение совокупного спроса. Ожидание повышения темпов инфляции приведет к таким же последствиям, потребители постараются купить товары теперь, а не после повышения цен, вызванных инфляцией.

Если у потребителей образовался высокий уровень задолженности, возникший в результате прежних закупок в кредит, то в последующий период будет наблюдаться сокращение расходов, чтобы выплатить имеющиеся долги. Следствием всего этого будет сокращение потребительских расходов.

Уменьшение процентных ставок, возможности более эффективного использования кредита, большие инвестиции и ожидание больших прибылей, внедрение новых технологий, отсутствие избыточных производственных мощностей - все эти факторы приводят к увеличению инвестиционных расходов м увеличению совокупного спроса.

Рост государственных закупок национального продукта при определенном, неизменном уровне цен ведет к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.

Национальных доход страны ввозящей товары оказывает огромное влияние на спрос импортируемых товаров.

Если этот доход сокращается, то и сокращается спрос на импортирующую продукцию, поскольку у страны сокращаются возможности приобретения заграничного товара. К аналогичному результату приведет увеличение курса национальной валюты к иностранным валютам, так как подобное изменение курса эквивалентно удорожанию продукции страны ввозящей товары из вне, тоже можно сказать и о последствиях сокращения спроса на товары импортного производства при девальвации местной валюты по отношению к валюте страны-экспортера товаров.

2. Совокупное предложение

Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства.

Конечно, факт снижения издержек производства на единицу производимой продукции для объяснения изменений в росте производства не вызывает сомнений. Однако за этим фактом скрывается огромная творческая работа на самых различных уровнях экономической жизни страны. Снижение издержек возможно только при росте общественной производительности труда, что в свою очередь предполагает использование более совершенной технологии производства, организации и управления бизнесом, существование рациональной отраслевой производственной структуры, гармоничное взаимодействие производственной и внепроизводственной сфер деятельности, стабильное социально-экономическое положение в стране.

Когда издержки производства на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, все фирмы вместе взятые пытаются использовать эти факторы для наращивания производства. Так происходит, например, при увеличении предложения внутренних ресурсов за счет открытия месторождений полезных ископаемых с меньшими затратами на их извлечение, роста рабочей силы за счет привлечения женского труда, и т.д. и т.п. К аналогичному результату приводит снижение цен на импортные ресурсы. Господство монопольных структур и сильных профсоюзов может привести к установлению на ресурсном рынке цен, уровень которых выше конкурентных (средних), что в дальнейшем определяет увеличение издержек производства и сокращение совокупного предложения товаров и услуг.

После второй мировой войны темпы роста реального ВНП в США составлял 3 %, реальный ВНП в расчете на душу населения возрастал на 2 % в год. Темпы роста производительности труда в 70-е гг и в начале 80-х гг. упали. В этих условиях замедлился рост уровня жизни населения. В 80-е годы темпы роста производительности труда несколько повысились, но они не достигли темпов роста 60-х годов.

Представляет большой теоретический и практический интерес знания основных причин, породивших упомянутые факты в росте и замедлении темпов роста производительности труда в США.

Одной из причин снижения темпов роста производительности труда в 80-е годы явилось снижение инвестиций в развитие производства. Причем США за этот период имели темпы роста производительности труда ниже, чем в других странах Запада.

В конце 60-х и начале 70-х гг. численность рабочей силы возрастала значительно большими темпами, чем рост объема капитала, что вело к снижению фондовооруженности труда.

Таким образом, фондовооруженность имеет самое непосредственное отношение в объяснении того или иного состояния с темпами роста производительности труда. Это вторая по значимости причина, влияющая на рост производительности труда после инвестиций в производство.

Следующей причиной, вызывающей изменение в темпах роста производительности труда является состояние качества труда, меры со стороны общества по линии повышения профессионализма у работающих. В США численность в конце 60-х гг. возрастала, однако качество труда совокупного работника было недостаточно высоким. Это объясняется увеличением в структуре трудовых ресурсов доли молодежи и женщин, не получивших достаточного образования в той или иной сфере деятельности.

Степень использования достижений науки и техники в производственном процессе является важной причиной состояния производительности труда в обществе. Сам технический прогресс определяется такими экономическими показателями, как расходование средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Доля этих расходов применительно рассматриваемого нами периода в США сократилась.

И последний фактор, имеющий важное влияние на состояние производительности труда, является социально-экономическая стабильность в обществе. Идеи социального партнерства превращаются в ощутимую материальную силу, когда общество избегает социальных потрясений, забастовочного движения, открытого противостояния работодателей и наемных работников.

Для США характерен незначительный антагонизм между управленческим аппаратом и рядовыми работникам. Эта незначительность антагонизма объясняется тем фактом, что предприниматели, совершенствуя систему оплаты труда и организации производства в целом, стремятся не допускать снижения заработной платы рабочих, регулируют отношения с профсоюзами на основе коллективных договоров, других соглашений, способствующих решать экономические вопросы с позиций взаимных интересов. Идеология социального партнерства, существующая в странах с рыночной экономикой, во многом поучительна и эффективна, она является альтернативной идеологии классовой борьбы и показала свою жизнеспособность. Этот вопрос экономической политики государства будет рассмотрен специально.

3. Циклический характер производства и экономический рост производства.

Возможности экономического развития получают полный простор для своей реализации, если снимаются ограничения в наращивании спроса, предложения и распределения материальных благ в обществе. Но поскольку в отечественной действительности существует множество ограничений в использовании основных факторов производства, необходимо так использовать производственный потенциал, чтобы все ограничения в спросе и предложении, в использовании экономических ресурсов находились в состоянии возможного равновесия. Имеется в виду, что прирост производственного потенциала реализуется в том случае, если совокупные расходы увеличиваются в такой степени, чтобы поддерживать состояние полной занятости рабочей силы в обществе, а дополнительные ресурсы, вводимые в оборот должны использоваться наиболее эффективно, что выражается в увеличении выпуска дополнительной продукции с меньшими издержками. В этом случае цены на товары и услуги будут доступны для потребителей, что создает условия для повышения спроса и роста объемов производства.

Экономический рост можно определить как рост реального национального продукта или как рост реального национального продукта на душу населения. Экономический рост определяется следующими факторами:

1) ростом количества и качества природных ресурсов страны,
2)количеством и качеством трудовых ресурсов,
3) ростом капитальных вложений,
4) передовой технологией.

Факторы предложения и спроса, влияющие на экономический рост, взаимосвязаны. К примеру, безработица замедляет темпы накопления капитала, поскольку снижается объем производства из-за низкой покупательной способности населения. Снижение накопления капитала, в свою очередь, ограничивает возможность предприятий иметь достаточные средства на исследовательские работы. И наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и капиталовложений могут стать основной причиной роста безработицы.

Однако среди всех факторов и условий, обеспечивающих экономический рост, главное место занимает рост производительности труда. Под производительностью труды обычно понимается количество материальных благ и услуг произведенных в определенный отрезок времени, или обратный покупатель, - количество общественного времени, потраченного на единицу произведенного товара или услуг.

Исходя из указанного, увеличение реального продукта и дохода в обществе может осуществляться двумя основными способами: путем вовлечения большего объема ресурсов и путем более производительного их использования. Если этот процесс рассматривать с позиций трудозатрат, то можно сказать, что реальный ВНП в любое время определяется как трудозатраты (в человеко-часах), умноженные на количество выработанных товаров на одного занятого работника по формуле ВНП=число отработанных человеко-часов х производительность труда (количество произведенных товаров в течение одного часа в денежном выражении). Конечно, здесь речь идет о средних величинах числа отработанных человеко-часов и ценах товаров, произведенных в течение часа одним человеком.

Сама производительность труда находится под влиянием таких факторов, как технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы и эффективность распределения сил на производстве в сочетании с научной организацией и управлением хозяйственной деятельностью.

Укоренившиеся взгляды на роль и значение производительности труда как главного условия прогрессивного развития общества в последнее время подвергаются сомнению и критике.

Это сомнение и критика в первую очередь характерна для экономистов и политиков стран, где достигнут высокий уровень благосостояния народа.

В основе этих сомнений лежит ряд серьезных аргументов. Против экономического роста выдвигаются следующие возражения: загрязнение окружающей среды, расслоение населения и стран на богатых и бедных, проблемы распределения богатства среди бедствующих слоев населения. Экономический рост в одних странах и отсталость в развитии других стран создает антагонистические противоречия в плане хищнического использования сырьевых ресурсов стран с отсталой экономикой и т.д. Общечеловеческие моральные принципы подвергаются ударам, результаты которых становятся непредсказуемыми, так как среди людей растет беспокойство, неуверенность, разочарование “неверие в политические декларации господствующих элит в богатых” и бедных странах.

На все эти возражения следует ответить исходя из объективных реалий, из объективных требований экономического развития, из объективной значимости экономического роста и его основы, каковой является производительность труда.

Человеческая цивилизация и культура потому и существует, что общество в своем развитии находило возможности создавать все более и более благоприятные условия для творчества народных масс, посредством изменения технического и экономического уклада жизни. Сама культура является материализацией творчества людей в самых различных областях общественной жизни. Люди могут заниматься самым различным видом деятельности благодаря тому, что в обществе созданы соответствующие предпосылки экономического свойства, т.е. при более высоком уровне производительных сил в обществе человек может отдавать производству только часть своего времени, другую часть он может иметь в своем распоряжении только в том случае, если время труда во имя добычи, производства средств существования не будет поглощать все его время активной жизнедеятельности. В этом случае возникают условия для образования, приобретения знаний, которые развивают потенциальные его способности. Кроме этого, высокий уровень производительности труда в сферах материального производства становится условием развития сфер услуг в части дальнейшего более производительного труда по основному виду профессиональной деятельности, до приобщения к другим видом творческой жизнедеятельности.

Но коль скоро экономический рост желателен с одной стороны, и нежелателен с точки зрения других сторон, о которых было сказано раньше, возникает вопрос: каким образом государство может регулировать эти процессы, стимулировать одни тенденции и глушить другие.

Конечно, осуществление необходимой политики стимулирования экономического роста нуждается в соответствующем теоретическом обосновании направлений мер, необходимых для решения поставленных задач.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост с позиций действия законов спроса и предложений. Низкие темпы роста объясняются неадекватным уровнем совокупности расходов, что сдерживает необходимый прирост ВНП. Для стимулирования спроса, по их мнению, правительство должно обеспечивать соответствующие закупки товаров общественных потребностей, рост инвестиций. При этом высокий уровень капиталовложений не должен превышать роста инфляции, то есть при определенных условиях должны вступать в силу ограничения правительственных расходов и потребления.

В противоположность Кейнсианской существует теория, основанная на идее предложения, то есть делается упор на факторы, повышающих потенциал данной экономической системы. Для решения проблем предлагается снижать налоги на прибыль, что позволяет предпринимателям увеличивать инвестиции. В этом же направлении обосновываются требования стимулировать трудовые усилия мелких и средних бизнесменов по развитию своего производства.

Есть и другие направления экономической теории, связанные в основном с раскрытием особой экономической роли государства, как фактора влияющего на совершенствование отраслевой структуры. Правительство, по их мнению, могло бы принять меры, способствующие развитию высокопроизводительных отраслей, с высокой наукоемкой продукцией, что обеспечило бы перемещение ресурсов из низко производительной отрасли в высокопроизводительные. В самых различных вариантах предлагаются варианты идеи связанные со стимулом повышения научно-технического прогресса, повышение образования и качества рабочей силы.

4. Экономический рост в свете теорий занятости

Ведущие экономисты XIX века, к числу которых мы в первую очередь относим классиков буржуазной политической экономики, считали, что рыночная система сама может обеспечивать полное использование ресурсов в экономике, обеспечивать полное использование ресурсов в экономике обеспечивая поступательное и прогрессивное развитие общества. При этом классики экономической теории допускали возможность обострений экономического положения вызываемых войнами, политическими переворотами, биржевыми кризисами, спадом производства т.п. Но при этом доказывалось, что все неблагоприятные обстоятельства в экономическом развитии преодолеваются автоматически силами саморегулирования, присущими рыночной экономике. При этом частный капитализм, по их мнению, способен обеспечить постоянную и полною занятость. Этот вывод основывается на законе эластичности цен и заработной платы, то есть если растут доходы, то и увеличивается потребление товаров. А сам доход соответствует в равной величине стоимости произведенных товаров.

Коль скоро возникает спрос на товары вследствие роста доходов, то производство будет постоянно развиваться по восходящей линии и перепроизводство невозможно. Положение дел не ухудшалось и тогда, когда доход превращался в сбережения, то есть спрос откладывался на определенное время, когда полученные средства в виде дохода (заработная плата, прибыль) накоплялись в банках на специальных счетах. В этом случае денежный рынок автоматически приводит к снижению процента ставки, что создает более благоприятные условие для заимствования средств с целью их инвестирования.

Согласно этой теории занятости, даже если и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано стимулом цен и заработной платы, так как реальный объем производства, занятости и реальный доход не снизятся. В этих условиях само вмешательство государства в экономические процессы может нанести вред. Логика рассуждений подобного вида обосновала экономическую политику невмешательства в дела предпринимателей.

Кейнсианская теория занятости отвергает положение о том, что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции, поскольку считается, что субъекты сбережений и инвесторы представляют совершенно разные группы, осуществляющие сбережения и инвестиции. И эти процессы часто не имеют отношения к величине ставки процента. Кроме того, вследствие изменений в величине денег на руках у населения и ссудах, предоставляемых банками и другими финансовыми учреждениями, предложение средств может превысить или быть меньше текущих сбережений, в связи с тем, что сбережения и инвестиции не равны.

Центральный пункт системы взглядов Кейнса — так называемый принцип эффективного спроса, с которым Кейнс связывает сущность своей теории. Кейнс исходит из того, что ключевой проблемой капиталистического воспроизводства является емкость рынка, возможность его расширения в соответствии с увеличением производства товаров. Такая постановка вопроса тесно связана с критикой ранее обозначенных взглядов экономистов о том, что рынок сам регулирует производство и спрос (теория Сэя). Кейнс утверждает, что капитализм автоматически не восстанавливает равновесие, отсюда делается верный вывод о необходимости государственного регулирования, о чем было сказано в предыдущем параграфе данного учебного пособия.

Сущность кейнсианского принципа эффективного спроса сводится к провозглашению необходимости всемерного увеличения неограниченного спроса в современных условиях господства системы монопольных цен, что равнозначно поискам путей расширения рынка при непременном условии обеспечения монопольно высоких прибылей бизнесменов, то есть той прибыли, которая превосходит так называемую нормальную прибыль по терминологии экономистов стран с развитой экономикой.

Только при допущении такой предпосылки спрос становится по настоящему эффективным для крупного капитала. В теориях экономистов Запада категории "спроса" и "дохода" отождествляются, что с практической точки зрения делает более понятной логику объяснения взаимодействия доходов и спроса на данную величину цен соответствующих товаров.

Недостаток, "эффективного спроса", то есть его отсутствие ведут к сокращению производства, появлению кризисных явлений, безработицы, низких темпов роста производства и т.п. Среди этих последствий вопрос безработицы, то есть проблемы занятости занимает важное место в теории Кейнса. Он писал: "Конечная цель нашего анализа — установить, чем определяется уровень занятости. Уровень занятости устанавливается предпринимателем под влиянием стремления довести до максимума его нынешнюю и будущую прибыль" (см. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М. 1948 с. 74)

Проблема полной занятости интересует экономистов Запада с двух сторон: во-первых, определить путь наиболее эффективного функционирования капиталистического производства, во-вторых, обосновать конечную социальную перспективу между предпринимателем и рабочими.

Под полной занятостью в кейнских работах понимается так называемая безработица, уровень которой колеблется между 3% – 6% от общего числа занятых. Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в работах представителей левого кейнсианства и других направлениях экономической теории стран с рыночной экономикой.

Список литературы

1. Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. М. Высшая школа. 1996.

2. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Микроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994.

3. Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. М. Наука. 1996.

4. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с анг. Общая редакция В.А. Исаева. М. Инфра-М. 1996.

5. Долан, Эдвин Дж., Линдсей, Девид Е. Макроэкономика. Пер. с англ. С-Пб. 1994.

6. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М. Дело. 1996.

7. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 1994.

8. Политическая экономия. Под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. М. Издательство МГУ. 1994. часть 2.

9. Эдвин Дж. Доллан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.

10. Современный бизнес. т. 1, 2. Москва "Республика". 1995 г.

11. Е.Ф. Борисов, Ф.И. Волков. Основы экономической теории. "Высшая школа". М., 1993 г.

12. А. Хоскинг. Курс предпринимательства. Москва. "Международные отношения". 1993 г.

13. Рохлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. М. "Наука", 1996 г.

14. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 1996 г.

15. Раймон Барр. Политическая экономия. т. 1, 2. Москва. "Международные отношения" 1995 г.

16. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 1998 - 1999 годы. "Российская газета" 26 февраля 1998 г.