Реферат: Теневая экономика Украины 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Теневая экономика Украины 2

Рефераты по экономической теории » Теневая экономика Украины 2

Введение


Теневая экономика - одна из самых сложных проблем современной Украины и всего мира, т.к. это социальное явление свойственно всем странам независимо от их модели и уровня социально-экономического развития. Экономическое положение Украины на протяжении последних лет характеризуется значительным расширением масштабов теневой экономики и усиления её влияния на социально-экономическую жизнь общества.

Теневая экономика является трудным и актуальным предметом для исследования; это явление, которое относительно легко определить, но невозможно точно измерить, потому как информация такого рода не подлежит разглашению.

Теневая экономика не только составляет заметную часть экономической деятельности, но и продолжает неуклонно возрастать. В Украине - это не отдельное явление, а результат системного кризиса экономики. При переходе от социалистических форм организации экономики к рыночным состоялась реструктуризация теневого сектора экономики, произошло его масштабное развитие и его приспособление к новым условиям социального существования. Теневая экономика в Украине имеет существенное распространение на все сферы экономической деятельности.

Целью данной работы является исследование и раскрытие сущности теневой экономики как экономико-социального явления. В работе были поставлены следующие задачи: исследовать и проанализировать проявления теневого сектора, выявить его функционирование и разработать методы его ликвидации.

Объектом исследования является система экономических отношений, которая сформировалась в неофициальном секторе экономики и представляет собой теневую экономику.

Предметом исследования является непосредственно теневая экономика в Украине, её причины, последствия и методы ликвидации.


1. Сущность и структура теневой экономики


1.1. Определение понятия теневой экономики


Существует немало определений теневой экономики. Специалисты сходятся на том, что к ней следует отнести те виды деятельности, которые не поддаются прямому контролю и наблюдению. Теневая экономика представляет собой:

1) Виды экономической деятельности, которые скрываются их участниками в связи с нежеланием афишировать её, а с ним - и получение при этом прибыли, с целью сокрытия последней от налогообложения.

2) Совокупность легальных, но не выявленных открытыми проверочными методами финансово-хозяйственных операций.

3) Противозаконная криминогенная деятельность, направленная на личное обогащение.

4) Неформальная экономика, в которой официальный учёт деятельности является усложненным в связи с её непостоянным характером и малым объёмом, а также с отсутствием объективных показателей.

В литературе отсутствует чёткое, общепринятое определение теневой экономики, тем не менее, существует множество её характеристик: „подпольная”, „неучтённая”, „нерегламентированная”, „неофициальная” и т.д.

Некоторые авторы относят сюда же "фиктивную экономику" - приписки, спекулятивные сделки, взяточничество, мошенничество, связанное с денежным оборотом, а также деятельность, направленную на получение субъектами хозяйствования необоснованных выгод и льгот, которые добиваются на основе подкупа должностных лиц.

Как экономическая категория теневая экономика определяется как совокупность специфических экономических отношений, связанных с деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг, скрытых от государственного контроля с целью получения доходов и личного обогащения.

Некоторые авторы предлагают собственные определения теневой экономики:

Ламанова Т.:

Теневая экономика – совокупность отношений между отдельными индивидами, группами индивидов, индивидами и институциональными единицами, отдельными институциональными единицами относительно производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, результаты которых по тем или иным причинам не учитывает официальная статистика и объём которой не включается в макроэкономические показатели.

Попович В:

Теневая экономика включает всю экономическую деятельность, которая по каким-либо причинам не учитывается официальной статистикой и не попадает в валовой национальный продукт (ВНП).

Головач В.:

Теневая экономика – неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг; скрытые от органов государственного управления и общества социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию имущества в личных или групповых интересах.

Каждое из указанных определений по-своему правильно и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу.


1.2. Характеристика видов теневой экономики и закономерности их развития


Теневая экономика распадается на три крупных блока:

1.Неофициальная экономика («вторая») – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» (официальной) экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего состава. С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: получаемую от «второй» теневой экономики выгоду используют одни люди за счет потерь, которые несут другие люди. В статье "Условия возникновения и функционирования теневой экономики", И. И. Мазур отмечает, что в современных условиях неформальную экономику относят к самому большому сектору теневой экономики. Субъектами неформальной деятельности автор считает лиц, противостоящих государству, уклоняясь от правительственного контроля. [1]

«Вторая» теневая экономика представляет собой своего рода «изнанку» легальной экономической деятельности. Хотя главными субъектами здесь являются хозяйственные руководители, участниками этой теневой экономики могут становиться и рядовые граждане, без молчаливого согласия которых систематические хозяйственные нарушения были бы невозможны.

Представление о командной экономике советского типа как о системе тотального учета и контроля во многом ошибочно. Хотя государство требовало всеохватывающей регламентации, реальный хозяйственный механизм включал многочисленные неформальные компоненты. По мнению исследователей в него входили:

- экономика неформальных традиций – общепринятые социально-экономические взаимоотношения, не зафиксированные в нормативных документах, но хорошо известные практически всем гражданам (примерами могут быть негласный обмен дефицитными материалами между предприятиями по личным договоренностям их руководителей, негласная дополнительная оплата «шабашников» и работников сферы услуг);

- экономика приписок (фиктивная экономика) – искажение экономической информации, представляемой низовыми подразделениями контролирующим организациям (завышение количества и качества произведенной продукции, утаивание ресурсов);

- экономика личных злоупотреблений (экономика взяток) – коррумпированность лиц, ответственных за распределение редких ресурсов (производственного сырья, рабочих мест, жилья и т. д.).

Глубокое и всестороннее развитие «второй» теневой экономики в «социалистических» странах в 1970–1980-х породило ряд концепций, отвергающих мнение о советском тоталитаризме. Открыв широчайшую распространенность теневой экономической деятельности при «социализме» (практически каждое советское предприятие занималось в той или иной степени незаконной деятельностью), западные советологи пришли к выводу, что экономика СССР эпохи «застоя» уже была своеобразной модификацией смешанной экономики – под ширмой тотального планирования скрывались теневые рыночные отношения.

Советская теневая экономика, как и легальная, развивалась по принципам административно-командной системы. В постсоветской странах «клановый социализм» трансформировался в «клановый капитализм»: успех и безопасность в мире бизнеса по-прежнему в большей степени зависит от благосклонности власть имущих, чем от профессиональной квалификации. Одним из результатов такой организации бизнеса стало широкое распространение коммерческих экономических правонарушений (например, недобор налогов в середине 1990-х достигал, по некоторым оценкам, 40%). И как следствие увеличение масштабов теневой экономики.

Хотя «вторая» теневая экономика наиболее бурно разрастается в условиях разлагающейся командной экономики, государственный сектор рыночного хозяйства тоже не свободен от нее. Например, коррупция является бичом практически всех стран мира. Кроме того, в коммерческом секторе рыночного хозяйства существуют такие виды теневой экономической деятельности, которых не могло быть в государственном секторе.

Еще в 1949 американский криминолог Эдвин Сатерленд сформулировал концепцию «преступности среди людей в белых воротничках», согласно которой скрытая, противоправная деятельность фактически является неотъемлемым компонентом повседневной деловой практики «большого бизнеса». И сделал парадоксальный вывод, что крупные фирмы являются своего рода «идеальными преступниками»: они преднамеренно, организованно и систематически (подобно рецидивистам) нарушают в широких масштабах правовые нормы, что не мешает им сохранять престиж в деловом мире.

Последующее изучение теневых сторон бизнеса в развитых странах подтвердило относительную зыбкость границ между преступным и законопослушным поведением. Специалисты выделяют шесть основных видов экономической преступности:

- нарушение правил конкуренции – коммерческие взятки, нарушения антимонопольного законодательства, промышленный шпионаж;

- нарушение прав потребителей – ложная реклама, выпуск недоброкачественных товаров;

- нарушение прав наемных работников – невыполнение трудовых контрактов, несоблюдение норм техники безопасности;

- нарушения прав кредиторов – злоупотребления заемным капиталом (ложные банкротства, мошенничество с субсидиями и др.);

- нарушение прав государства – укрывательство доходов от налогов, экологические преступления.

Многие из этих нарушений становятся настолько обыденными, что, по сути, перестают восприниматься как отклонение от нормы. Тонкая грань между законным поведением и правонарушением возникает при уплате налогов: различают «избегание налогов», когда налогоплательщик законно использует недостатки законодательных норм, чтобы уменьшить налоговые платежи, и уголовно наказуемый «уклонение от налогов», когда налогоплательщик просто скрывает истинную величину своих доходов.

2. Фиктивная экономика («серая») - разрешенная законом, но нерегистрируемая экономическая деятельность (преимущественно, мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. В отличие от «второй» теневой экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» теневая экономика функционирует более автономно.

В этом секторе теневой экономики самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов и т.п., либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.

Неформальный сектор экономики был открыт исследователями «третьего» мира в конце 1960-х; позже схожие явления были обнаружены сначала в развитых странах Запада, а затем в социалистических и постсоциалистических государствах. Во всех современных обществах «серая» теневая экономика имеет некоторые общие черты.

Неформальное производство основано на применении не капитало -, а трудоемких технологий: для приобретения сложной техники необходим доступ к кредиту, а, самое главное, ее почти невозможно применять скрытно от глаз государственных чиновников. Занятые в неформальном секторе обладают в основном одним капиталом – «человеческим»; поэтому их производство концентрируется главным образом в сфере услуг, а также в производственной сфере с простыми технологиями. Например, в Италии 1980-х «неформалы» производили более 33% коммерческих услуг (в т. ч. 65 % услуг в гостиничном деле и коммунальной сфере, 50% ремонтно-восстановительных работ), но лишь немногим более 10% промышленного производства. [2]

Для неформального сектора характерна раздробленность, высокая степень конкурентности. В этой сфере могут существовать и подпольные мастерские и даже мини-фабрики, но основную долю «фирм» составляют предприятия чисто семейного бизнеса или индивидуальная занятость (например, «левые» такси). Концентрация в неформальном бизнесе затруднена – в силу не столько технологических факторов, сколько из-за быстрого увеличения трансакционных издержек (прежде всего, необходимости откупаться от блюстителей порядка).

Неформальный бизнес характеризуется также высокой степенью уязвимости: нет стабильных заказов, невозможно страхование, защита прав собственности. Поэтому занятые в этой сфере получают довольно нерегулярные и часто весьма низкие доходы.

Наряду с общими чертами следует выделить особенности, характерные для качественно различных обществ.

Наиболее масштабно неформальный сектор представлен в развивающихся странах, где теневая занятость часто становится основной стратегией выживания бедных слоев населения, причем ее рост обгоняет рост легальной занятости. Неквалифицированные работники обеспечивают производство и реализацию дешевых товаров и услуг первой необходимости для нужд столь же небогатых покупателей.

В развитых странах «гнет законов» также толкает многих предпринимателей на организацию подпольного производства обычных товаров и услуг, где трудятся в основном нелегальные эмигранты и безработные. В целом величина теневой экономики довольно стабильна с некоторой тенденцией к росту.

Когда в странах социалистического лагеря началась рыночная модернизация, то резкое снижение среднего уровня доходов и их дифференциации привело к столь же резкому разбуханию «теневой» занятости («челноки», тиражирование «пиратских» аудио- и видеокассет, торговля без лицензий и др.), а некоторые успехи в экономическом развитии после кризиса 1998 года привели к ее сокращению. Видимо, динамика «серой» теневой экономики может служить своеобразным индикатором удачи или неудачи реформ.

3. Подпольная экономика («черная») – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая» теневая экономика. «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников .

Хотя преступность известна со времен рождения цивилизации, организованная преступность окончательно сложилась только к 20 веку. Современная организованная преступность – это, прежде всего, деятельность по «социальному заказу», «преступления без жертв». С появлением устойчивого спроса на запрещенные товары и услуги, преступность частично трансформируется в специфическую разновидность бизнеса, когда для минимизации трансакционных издержек становится выгодным создание стабильных «фирм» – преступных группировок.

Мафиозный бизнес, как и легальный, обычно является многопрофильным. Пока правовая защита предпринимательства слаба, мафия специализируется на рэкете – нелегальной правоохранительной деятельности (занимающиеся легальным бизнесом вынуждены за обеспечение безопасности платить регулярную дань контролирующей данную территорию группировке); когда же правовые институты упрочиваются, организованная преступность уходит в основном в сферу наркобизнеса. Хотя наркотики обеспечивают примерно половину доходов организованной преступности в мировом масштабе, тем не менее, современные преступные организации сохраняют позиции и в контроле над азартными играми, и в порнобизнесе, и в подпольном ростовщичестве, и в иных криминальных промыслах.

Экономика организованной преступности олигополистична по форме и монополистична по существу. В большинстве стран, как правило, действует несколько мафиозных организаций (кланов), занимающихся схожими промыслами. Как и в легальном бизнесе, олигополистическая конкуренция в «черной» экономике заведомо неэффективна. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной борьбы, контролируемые территории делятся на районы, закрепленные за отдельными мафиозными группами. Центральное руководство гангстерского сообщества, если оно есть, выполняет координирующие функции (аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях). Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию относительно самостоятельных, часто враждующих организаций. На своем «участке» каждая мафиозная группа действует монопольно, однако время от времени происходит силовой передел территорий (часто в ходе мафиозных «разборок»).

Мафиозный бизнес высокоприбылен, причем средняя норма прибыли отличается от нормальной средней нормы прибыли на несколько порядков. В легальном бизнесе 10% годовых считаются очень высоким показателем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в одной торговой сделке может превышать 1000%. В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских рисков, которые достаточно высоки (при транспортировке наркотиков правоохранительные органы перехватывают примерно 10% всех грузов). Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный – и свою жизнь. В силу этих причин средний уровень чистой прибыли членов преступных организаций не так уж велик, а ее легальное использование затруднено.

Итак, теневая экономика проявляется в трех формах: неофициальной, фиктивной и черной. Надо отметить то, что в реальной жизни бывает сложно отнести какое-то явление к конкретной форме.


1.3. Историческое развитие теневой экономики


Теневая экономика как явление повсеместна и все исторична. Коррупция разного рода зафиксирована летописцами и литераторами древности в Китае, Египте, Элладе, Персии, Риме и Индии. Много позже коррупция туземных верхов сделала возможным образование Европейских колониальных империй.

С дальнейшим формированием государств теневая экономика приобретала более разносторонние формы. Прежде всего, теневая экономика стала развиваться в сфере торговли и в некоторых видах высокоприбыльного производства. Морские страны (Англия, Франция, Голландия и др.) вводили жёсткое законодательство против контрабандистов, но контрабанда процветала. Уже тогда проявились признаки сращения теневой экономики с властью: контрабандисты могли выжить только благодаря щедрым взяткам портовым чиновникам и охране.

На территории современной Украины первой крупной отраслью, которая ушла в „тень”, стала водочная промышленность (с 16 столетия). Государство, которое зарабатывало на водочной монополии, нещадно преследовало производителей самогона, но их количество не уменьшалось. И на данный момент ликёро-водочная промышленность продолжает оставаться одной из самых „теневых” в Украине.

Настояний расцвет теневой экономики царская Россия пережила с развитием капиталистических отношений. При чем, в „тени” делали деньги и верхи (дворянство), и низы (купцы, промышленники). Уже тогда было ясно, что бюджетные деньги – наиболее лакомый кусок для теневых операций. „Теневое” имущество делалось на поставках в армию, закупках для нужд царского окружения, на многочисленных государственных программах.

Особенно показательным состояние экономики было в первые годы после Октябрьской революции. Государство потеряло контроль над экономикой. Распространилось повальное уклонение от уплаты налогов; был характерен упадок тяжёлой промышленности и одновременное существование нескольких видов денег.

В Советском Союзе „тень” была загнанна в узкие рамки, но всё так существовала. Она носила географический и отраслевой характер.

Уже в послевоенное время стало использоваться производство дефицитных товаров народного потребления в подпольных цехах или путем сверхурочной работы на неучтенном ("левом") сырье в цехах государственных предприятий. Возник клан так называемых "цеховиков". Именно снизу стала формироваться практика раздачи взяток вверх и по горизонтали заинтересованным лицам, обеспечивающим оборот нелегального капитала.

В начале 1960-х годов объем теневой экономики находился на уровне 3-5 млрд. руб. в год (в текущих ценах). Первые ростки коррупции укреплялись, расширялись границы и сферы нелегальных промыслов. В 1970-е годы правоохранительными органами уже фиксировались более масштабные операции.

Произошел всплеск корыстной ориентации в широких слоях общества.

Приток нефтедолларов в 1970-е годы способствовал росту импорта качественных западных потребительских товаров, в том числе и по нелегальным каналам. На внутреннем рынке быстро расширялось нелегальное предложение услуг.

Под все больший контроль теневой экономики попадали должности, связанные с распределением дефицита. Широко стали использоваться приемы искусственного создания дефицита, переброски в спекулятивных целях крупных оптовых партий товаров из столицы на периферию.

К началу 1980-х годов сформировалось шесть основных каналов распределения теневых доходов и капиталов. Первый и второй каналы связаны с созданием условий для функционирования (обеспечение материально-технической базы - помещения, транспорт, фондодержатели, товароведы, грузчики и пр.; финансового капитала - как правило, в виде "черной кассы", "черного нала"). Третий канал - защита от нежелательных ревизий и проверок. Четвертый - сверхпотребление. Пятый - тезаврация, т.е. превращение денег в сокровища или ценную недвижимость. И, наконец, шестой канал - сбережение теневых капиталов (рублей) в "чулках" в домашних условиях.

После развала Советского Союза масштабы теневой экономики напоминали постреволюционное время. В 1992-1994 гг. Сказочные богатства делались на всём – на бензине, сахаре, металлах. Со временем началась приватизация. Государство если и принимало участие в распределение этих прибылей, то самую малость.

В наше время проблемы теневой экономики заявили о себе в полную силу, особенно в постсоциалистических странах. Реформирование социально-экономических отношений привело лишь к смене структуры, форм и методов теневой экономической деятельности.

История показала, что теневая экономика в своём первоначальном виде зародилась давно, существует и проявляется в разнообразных формах до наших дней.


2. Исследование развития теневой экономики


2.1. Теневая экономика в мире.


В условиях мирового финансово-экономического кризиса во всем мире расширяется сектор теневой экономики. В постсоветских странах все не так однозначно. Одни эксперты говорят, что компании слишком долго шли к «белой» экономике и поэтому резко в тень уйти не могут. Другие же заверяют, что в «серую» и так работали почти все.

По мнению экономического эксперта Организации экономического сотрудничества и развития Фридриха Шнейдера, прирост теневого сектора экономики 14 крупнейших стран Европейского союза в 2009 году составил около 0,9%. Сравнительно немного, однако «серость» в Европе выросла впервые за последние 15 лет. Растущая безработица на фоне высоких налогов вызвала рост числа нелегально занятых. Экономисты также отмечают рост коррупции. [3]

Сейчас объем теневой экономики в целом по Европе оценивается на уровне 35% ВВП. Объем теневой экономики Великобритании эксперты оценивают в 10% от ВВП, Германии – 14%, Франции – 16%. Самый большой объем теневой экономики в ВВП в Нигерии – 76% ВВП – цифра ошеломляющая. Самый низкий показатель в Швейцарии – всего 8%. В Грузии – 68%, в Узбекистане – 37,2%. ВВП В скандинавских странах серый сектор составляет 9–15% ВВП. В Италии и Испании «серый» сектор оценивается в 25% ВВП, а в Греции – 30–35%. Самая сложная ситуация в постсоциалистических странах: в целом по Восточной Европе – до 40% ВВП, в Российской федерации 49% ВВП, а на Украине – около 50%. [4]

Однако, по словам других экономистов, «серость» расползлась повсюду. Ею в украинской экономике в той или иной степени охвачены 77% экономических агентов. Это и не вполне «белые» зарплаты, и не всегда прозрачные схемы приобретения материалов и оборудования, и перевод средств в оффшоры.

В оценках последствий кризиса для непрозрачного сектора мнения экспертов также расходятся. По словам руководителя группы анализа стран СНГ Института «Центр развития» Оксаны Осиповой, обратное движение к «серым» зарплатам, если и будет, то незначительным и не резким. Предпосылок для роста их объемов нет, поскольку налоги пока не повышаются. Возможен лишь перевод на частичный наем небольшого числа сотрудников, в пределах 5–6% от фонда оплаты труда предприятия. «Массово компании не будут этим заниматься. Они долго добивались нормальных отношений с властями, и будут дорожить этим. Плюс не все люди согласятся получать деньги в конверте. Роста «серого» импорта я тоже не ожидаю. Сейчас трудно получить доход от него, потому что рынок насыщен, товар трудно сбыть. Для «теневой экономики» остается ниша в строительстве. Рост «серых» схем в этом секторе возможен за счет мигрантов в первую очередь. Но все будет зависеть от объемов строительства, которые сейчас не растут. Еще остается «бытовой серый сектор» – наем рабочих для подсобных работ, педагогов, репетиторов – но это было всегда», – сказала Оксана Осипова. [5]

Никита Кричевский, в свою очередь, уверен, что «серость» в этом году разыграется всеми своими оттенками. «Удельный вес «серых» зарплат резко возрастёт. Бюджет недополучит до 60% налогов. Часть компаний просто прекратят работать, поскольку усиливается административный гнет. Налоговики не берут взятки, но заставляют платить, выполняя свой план по сборам. Другая часть компаний перейдет на «серые» схемы: каждый месяц платишь куда нужно, и работаешь спокойно. С другой стороны, «серая» экономика дает неформальные рабочие места многим людям. Борьба с «теневым сектором» грозит тяжелыми социальными последствиями, поэтому власти капитулировали перед ним», – сказал экономист. [5]


2.2. Развитие теневой экономики как процесса

Доминирующими причинами усиления теневого сектора экономики на разных этапах развития государства является заинтересованность в этом процессе представителей управляющего режима и сужение мотивации у физических и юридических лиц к устранению тотального контроля за всеми гражданами, свойственного коммунистическому режиму, что привело к хаотичному, неконтролируемому, взрывному росту масштабов и влияния теневого сектора экономики. Реструктуризация теневой экономики и отсутствие реальных механизмов, способных ограничить её возрастание и проникновение во все сферы государства, не изменила самой сути этого явления. Теневая экономика остаётся альтернативной экономике официальной, и усиление первой может осуществляться только за счёт послабления другой. Последствием этого стала безрезультатность численных попыток стабилизации экономики государства, которые сводились лишь к разным попыткам влияния на её официальную составляющую.

Официальный сектор экономики быстро разрушался, обуславливая нарастание социально-экономической дестабилизации. Вместе с разрушением экономики разрушалась правовая и морально-этическая почва общественного пренебрежения законами, криминализици экономических и социально-политических отношений стала нормой функционирования молодого государства.

Тотальная тенезация стала угрожать не только приближением экономической катастрофы, но и расколом нации, потерей государственной независимости. В Украине при переходе от социалистических форм организации экономики к рыночным произошла реструктуризация теневого сектора экономики, произошло его масштабное развитие и его приспособление к новым условиям социального существования.

На первом этапе становления Украины независимым государством (1991-1993 гг.) в экономике страны полностью доминировал госсектор. На внутреннем и внешнем рынке широкого распространения наблюдались такие механизмы получения теневых доходов:

- передача помещений и технологического оборудования в аренду на льготных условиях негосударственными предприятиями. При этом предприниматель-арендатор контролировался руководством арендатора (реальным собственником) через доверенных лиц или руководство арендодателя, получало большое одноразовое вознаграждение (взятку) или принимали постоянное участие в распределение прибыли;

- передача помещений и технологического оборудования фонду новосозданных малых и общих предприятий (схема, аналогичная аренде);

- приватизация в виде выкупа за бесценок объектов и технических средств, реальная стоимость которых во много раз превышала цену продаж.

В современных условиях хозяйствования одним из способов тенизации является отклонение от налогообложения, которое проявляется:

- в специальном снижении в отчётности суммы заработной платы, которая фактически выплачена. 90-100% сотрудников предпринимательских структур получают часть зарплаты по ведомости, а остальную – без оформления бухгалтерской документации. Распространённый способ, когда заработная плата выдаётся по двум ведомостям (например, на выплату аванса или получки), а в дальнейшем одна из этих ведомостей или скрывается от учёта, или вообще уничтожается. Почти 100% исполнителей временных работ не заключают договор найма и получают зарплату без оформления. В целом в предпринимательских структурах зарплата, которая пробивается по бухгалтерскому учёту, составляет не более 30% от фактически выплаченной;

- скрытые выручки. Введение на предприятиях розничной торговли кассовых аппаратов усложнило, но никак не ликвидировало возможности скрытия выручки от реализации товаров. Изготовлено множество путей обхода учёта и отчётности. В больших магазинах деньги от покупателей принимаются через кассовые аппараты, но в магазины их ставят несколько, 1-2 из которых соответственным образом не регистрируются должным образом, что позволяет бесконтрольно изымать выручку. Практически все большие магазины применяют так называемую выносную торговлю через ларьки, лотки и так далее. Размеры скрытия выручки зависят от номенклатуры товаров, которые реализуются, и их поставщиков. Анализ статистической отчётности позволяет выявить со значительной вероятностью товары, реализация которых в той или иной пропорции изготавливается через теневой рынок. В главную очередь это самый первоочередный продукт – хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, в том числе кисломолочная, растительное масло;

- заниженные суммы прибыли при экспортно-импортных операциях. При импорте товаров и продукции из-за границы практикуется использование промежуточной оффшорной фирмы, которая как будто бы покупает товар у заграничного производителя и потом поставляет украинскому партнеру. В зависимости от видов товара или продукции их «цена» на этой операции падает от 20 до 60%. Аналогичный метод используется и при экспертных операциях для скрытия разницы между ценами на продукцию на внутреннем и международном рынках;

- скрываемые вывозы за границу прибыли общих предприятий. Скрытые объёмы вывоза прибыли общих предприятий осуществляются при помощи применения систем трансфертов. Обследование специалистами предприятий показали, что в уставных документах многих из них содержаться положения про проведение расчётов со своими заграничными партнёрами по «трансфертным», «прейскурантным», «специальным» ценам. Несоответствие их мировым ценам на аналогичную продукцию достигает в отдельных случаях 40-50%. Контроль со стороны украинских властных структур по применению расчётных цен общими предприятиями, которые совершают внешнеэкономическую деятельность, отсутствует;

- бартерные операции должны осуществляться на базе эквивалента стоимости товаров или продукции, которые обменивают. Фактическая цена товаров и продукции, которые поставляются предпринимателями государственным предприятиям и организациям, превышается на 50-300%. До 70% продукции, которую получает предприниматель по бартеру, реализуется по ценам ниже цен завода-производителя. Многоразовое повышение цен продукцию, которая поставляется предприятиями по бартеру государственным предприятиям, стало одной из причин возрастания материальных затрат в себестоимости продукции многих отраслей экономики;

- бесприбыльных «операциях». Используется множество способов искусственного повышения зытрат и скрытия полученной прибыли. Существует большой список продукции, вены на которую меняются в зависимости от сезона, упаковки, способа транпортировки;

- безнадёжных долгах. По сговору с руководителями государственных предприятий создаются так называемые «фирмы-хлопалки» - мелкие частные предприятия с ограниченной ответственностью, которые создают от имени умерших лиц, удостоверения которых были сданы в установленном порядке, или так называемых бомжей, у которых есть прописка, но нет постоянного мечта проживания. Используются также потерянные, украденные и фальшивые удостоверения. На такие фирмы перекладывается большое количество денег в качестве предоплаты на исполнение каких-либо работ, которые обналичиваются и присваиваются. Через три месяца фирма закрывается;

- подпольных кассах ссуды. Получение кредитов в банке связано с большими трудностями и высокими ставками налогооблажения. Существует сеть фирм, которые специализируются на выдаче кредитов, не фиксированных в отчётности. Механизм следующий: создаётся сеть предприятий, которые задерживают счета с контролерами, а деньги переводят фирме-банкроту. «Банкир», в свою очередь, выдаёт кредиты под большой процент. По общему правилу такие фирмы организовываются криминальными структурами с мощным аппаратом для принуждения к соблюдению обязательств договора;

- не скрытом уклонении от оплаты налогов. Практически повсеместно имеет место уклонения от оплаты налогов по результатам деятельности. В бухгалтерских документах результаты деятельности перекручиваются или даже и соответствуют действительности, но суммы, которые подлежат налогооблажению, произвольно уменьшаются. Взаимопонимание с проверяющими достигается при помощи взяток.


3. Теневой сектор Украины

3.1. Формирование теневого сектора в Украине


Теневая экономика прошла два этапа развития: сначала на отраслевом уровне, от министерств до предприятий, затем - на территориальном, где создавалась организационная связь руководства регионов, региональных силовых структур, налоговых служб, а также других подразделений госаппарата и зависимых от них предприятий и органов с криминалитетом. Если в государстве разработанное законодательное поле обусловливает решение этой проблемы, то противостояние легальной и теневой экономик сводится к минимуму, а уровень тенезации стремится к таким величинам, которые не оказывают столь высокого отрицательного влияния. Дело в том, что чем ниже уровень развития экономики, чем значимее ее спад, тем больше возрастает налоговое давление на предприятие или мелкого, индивидуального производителя.

В Украине и Верховный Совет, и Правительство переступили границу оптимальности, ибо сегодня все предприниматели вынуждены отдавать в виде налогов 70-80% своего дохода и еще плюс к ним начисления на заработную плату и себестоимость продукции, что в итоге значительно превышает объем суммарного дохода. А это отрицательно сказывается на создании одного из основных элементов функционирования предприятия - прибыльности, что только и может обеспечить его развитие. В результате усиливаются неплатежи, происходят задержки с выплатой зарплаты, резко увеличиваются бартерные операции. Такие перекосы в экономике не могут происходить бесследно как для предпринимателей, так и для государства, тем более что именно законодательная основа государства, прежде всего и провоцирует стремление большинства налогоплательщиков уходить в тень от непомерных поборов. Анализ формирования ВВП раскрывает существенные недостатки этого процесса, ибо с увеличением налоговой нагрузки в прямой зависимости уменьшаются налоговая составная наполнения бюджета, что свидетельствует о нарушении уровня оптимальности.

Еще одним характерным явлением украинской экономической политики стало предоставление незаконных льгот приближенным к власти коммерческим структурам.

Приватизация государственных предприятий, как таковая, фактически началась в Украине не в июне 1992 года, как указывают в официальных материалах, а с момента образования в 1987 году, так называемых малых кооперативов, большинство из которых организовывались при государственных промышленных предприятиях. Создание малых кооперативов оказалось очень удобной формой перекачивания государственных средств в частные руки.

До начала июня 1994 года в Украине было приватизировано около 70% всех предприятий промышленности и сферы услуг. Многими реформаторами настолько высокие темпы расцениваются как колоссальный успех реформ. Однако вместе с количественными показателями необходимо указать и качественные изменения.

С самого начала массовая приватизация в Украине представляла собой колоссальную спекулятивную операцию, приведшую к криминализации экономики, невиданному социальному расслоению и появлению враждующих социальных групп. Криминализация - с одной стороны, отображение социально-экономической и политической ситуации в стране, с другой стороны – тесно связана с моделью приватизации.

Известно, что, начиная с 1993 года, цены в стране растут значительно быстрее, чем официальная заработная плата: минимальная и даже средняя по стране заработная плата сегодня не обеспечивает необходимого прожиточного минимума. Однако на сегодняшний день социальная ситуация в стране не достигла критической точки; банковские счета населения растут; число вновь созданных на предпринимательской основе хозяйственных организаций увеличивается – несмотря на то, что каждая третья из вновь созданных мелких и средних фирм оказывается убыточной. Есть все основания полагать, что и проблема выживания, и проблема первоначального накопления капитала решается сегодня в Украине путем активного включения населения в различные процессы, которые разворачиваются в рамках теневой экономики. Мотивы, механизмы и результаты такого участия для разных групп населения разные.

Современное украинское общество можно разделить на три основные категории, каждая из которых, в свою очередь подразделена на группы:

Новые собственники, высшие руководители, работники высшего и среднего звена, зачастую наемные работники низшего звена корпоратизированного сектора, где образуются огромные сверхприбыли. Для этой категории лиц характерно стремление получить и максимально увести от налогообложения свою прибыль и другие доходы, что возможно только путем прямых нарушений законодательства и установления особых «доверительных» отношений с бюрократией.

Группы, которые имеют реальную возможность участвовать в перераспределении сверхприбыли; среди них, в первую очередь бюрократия и криминальные элементы.

Большая часть населения, выведенная за рамки корпоративного сектора и не допущенная к его доходам.

Средняя заработная плата квалифицированного украинского работника в 125 раз меньше, чем у американского, хотя стоимость потребительской корзины уже составляет более 40% от американского уровня.

Чтобы выжить, население обязано адаптироваться к новым условиям, участвуя в разных формах «теневой экономики». По данным социологических опросов, дополнительный доход работников промышленных предприятий от разных видов побочной деятельности достигает 80% совокупного семейного дохода.

Таким образом, у большей части населения существует объективная необходимость активизации своего участия в теневой экономике, что укрепляет фундамент взяточничества «теневой деятельности» и криминальной активности.


3.2. Масштабы теневой экономики в Украине


Очень сложным является сравнительный анализ уровней теневой экономики в разных государствах в связи с тем, что некоторые виды нелегальной деятельности, включенные в теневую экономику и запрещенные в одних странах, являются официально разрешенными и легальными в других. За расчетами русских экспертов, вообще в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов.

Во второй половине 90-х гг. прошлого века в развитых государствах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в государствах с переходной экономикой – 23%, а в государствах, которые развиваются, – 39% ВВП. В целом в государствах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост экономической „тени”. Государством с высшей судьбой теневого сектору является Греция. К государствам с большой „тенью” относятся Италия, Испания и Бельгия. Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия. Наиболее низкие показатели судьбы теневого сектора имеют Австрия, США и Швейцария. [4]

Существует множество форм проявлений теневой экономики в Украине, однако механизмы ее распространения достаточно унифицированы и сводятся главным образом к формированию условий: протекционизму, приоритетности, капиталообразования в отдельных сферах экономики, злоупотребления служебным положением, и тому подобное. Распространению теневой экономики способствует неурегулированность отношений собственности на землю, капитал, средства производства и рабочую силу. По расчетам Мирового банка на неофициальный сектор украинской экономики приходится 47% ВВП и больше.

Авторы программы "Украина - 2010", опираясь на оценки отечественных и зарубежных экспертов, считают, что она составляет около 50% ВВП. По данным журнала „Бизнес” в 2002 году в теневой экономике изготовлялось 40-50% ВВП, что в абсолютном отношении составляет приблизительно 88-110 млрд. грн. То есть критический уровень, который, за западными оценками составляет 30-35% ВВП, в нашей стране уже превзойден. [6]

Как свидетельствуют проведенные исследования, в зрелых рыночных экономиках существует прямая связь между уровнем налогообложения, частью государственных доходов в ВВП и размерами теневой экономики: чем выше налоги, тем выше доходы государства и тем больше размеры теневой экономики. В переходных экономиках все наоборот: чем ниже уровень государственных прибылей (и чем больше он снизил за последние годы), тем больше объем теневой экономики.

Фактически в переходных экономиках наблюдается эффект вытеснения государства подпольным бизнесом "друг к другу": на каждый процентный пункт падения части государственных доходов в ВВП приходится в среднем увеличение части теневой экономики в ВВП также на один процентный пункт. Следовательно, можно утверждать, что удельный вес финансовых ресурсов, которые находятся под контролем "теневиков" и имеют неофициальное обращение в сфере торгово-посреднических и кредитных операций, достиг 50% ВВП.

По данным официальной статистики, в небанковском обороте вращается около 40% всей денежной массы Украины. Упомянутые ресурсы также главным образом обслуживают экономику и являются одним из параметров неофициальной экономической деятельности в Украине. В то же время нужно учитывать, что огромное количество теневых товарно-денежных операций осуществляется в Украине с использованием валюты других государств, и прежде всего - это доллары США наличностью. Ежегодный отток капитала за пределы Украины составляет несколько миллиардов долларов. [6]

По некоторым оценками, за рубежом находится до 20 млрд. дол., неофициально экспортированных из Украины. По другим источникам, за 5 лет из Украины вывезено 15 млрд. долларов, тогда как сумма кредитов, полученных ею за тот же период, составляла 9 млрд. долларов. При таких масштабах влияние анализируемого феномена на все стороны общественной жизни является исключительно высоким, а роль его в экономике трудно переоценить.


3.3. Последствия функционирования и особенности

теневой экономики в Украине


Одним из главных последствий тенизации экономики является деформация налоговой системы. Она проявляется в неравномерности отраслевой налоговой нагрузки и сокращении расходов бюджета. Уклонение от уплаты налогов приводит к росту налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков. В результате часть их уходит в „тень”. А дальше замкнутый круг: рост налоговой нагрузки на оставшихся снова уводит их в „тень”. Общий объем производства товаров и услуг не меняется, но его официальная часть уменьшается (см. приложение 2).

Теневая экономика значительно уменьшает эффективность макроэкономической регуляции. Отсутствие определенных данных о масштабах и структуре развития „тени” не позволяет правительству принимать адекватные экономические решения. Например, если правительство не знает, что темпы роста теневого сектора опережают темпы роста легальной экономики, оно ошибочно может продолжать стимулировать экономический рост.

Тогда традиционный в этом случае рост денежной массы, рост государственных расходов, и смягчение кредитно-денежной политики могут „перегрызть” экономику и вызвать рост инфляции. Если товары и услуги, производимые в „тени” дешевле легальных, правительство может переоценить темпы инфляции. Кроме того, если официальная статистика не учитывает цену нелегального рынка, темпы инфляции могут быть занижены, как это происходит в Украине. Возможные ошибки и в политике занятости.

Работники теневой экономики могут быть учтены как безработные. Недооценка параметров тени может также привести к перекручиванию платежного баланса и к завышению показателей налогового давления, прибыли населения и государственных расходов. Если темпы роста теневых прибылей опережают темпы роста официального ВВП, правительство может недооценить реальные потребности экономики в деньгах.

„Тень” способна значительно перекрутить структуру экономики. Она вызывает рост инвестиционных рисков, снижение инвестиционной активности, уменьшение спроса на инвестиционные ресурсы. Теневая деятельность ограничивает возможности привлечения предпринимателями инвестиционных ресурсов, особенно иностранных. Расширение теневого сектора стимулирует рост спекулятивных финансовых и торговых соглашений во вред развития реального производства.

Тенизация экономики вызывает деформацию структуры потребления. Стимул к развитию получают те секторы, которые обслуживают лица, владеющие сверхприбылью. В обществе устанавливается высокий спрос на предметы роскоши. Импульс к развитию получают и специфические виды деятельности, которые удовлетворяют деструктивные потребности, – наркобизнес, проституция, нелегальный игровой бизнес.

Таким образом, негативное влияние теневой экономики заключается в общей криминализации государства и общества, а также в сокращении налоговых поступлений и невозможности государства обеспечить реализацию социально-экономических программ и развитие экономики в целом.

Социально-политическими причинами живучести теневой экономики являются: во-первых, нестабильность политической ситуации в Украине, во-вторых, недооценка общественной опасности существования теневой экономики, в-третьих, неадекватность форм и методов деятельности правоохранительных органов качественным изменениям в теневой экономике, в частности в экономической преступности.

“Вход в тень” повлек структурные изменения в экономике Украины. Еще к повышению ставок налогообложения начался отток капиталов из производственной сферы в торговлю. Причина в том, что производственный процесс при необходимости поддается контролю, что позволяет с известным приближением просчитать затраты и обнаружить факт укрывательства предпринимателем обложенной налогом прибыли, а в торговле, особенно в первые годы реформ, когда в стране недоставало кассовых аппаратов и соответствующих нормативных документов, скрывать прибыль было значительно легче. Уменьшение платёжеспособного спроса нуждалось в некотором снижении цен на продукцию, а сделать это при растущих ставках налога было невозможно. Непомерно высокое налогообложение толкает предпринимателя на поиски обходных путей обеспечения рентабельности производства.

В процессе развития теневой экономики, формируется ряд качественных признаков, свидетельствующих о ее существовании. Эти признаки присущи практически всем странам, пережившим или переживающим глубокий экономический кризис, тем не менее, они в каждой стране имеет свои особенности, а теневая экономика различается как масштабами распространения, так и формами проявления.

Основные особенности теневой экономики в Украине:

1. Значительное сращивание властных структур с теневыми. Подобное "сотрудничество" осуществляется на следующей основе: привлечение фирмами в собственный штат в виде "консультантов" - должностных лиц высокого и наивысшего ранга с целью лоббирования своих интересов в государственных инстанциях;

2. Установление льготных условий функционирования отдельных субъектов;

3. Использование государственного имущества и организационных структур для получения неофициального частного дохода государственными чиновниками и управленцами; осуществление в составе больших государственных предприятий теневых операций (полуофициально);

4. Неограниченное нормативно-правовое поле в государственном законодательстве и значительное количество механизмов относительно осуществления теневых операций;

5. Отсутствие четкой границы между официальной и теневой деятельностью;

6. Приоритетность теневой сферы, которая, не уплачивая налогов, пользуется социальными услугами, подготовкой рабочей силы, государственными субсидиями и другими негосударственными бесплатными услугами;

7. Коррумпированность государственных служащих различных властных структур и, прежде всего, контрольных служб: налоговой, санэпидемконтроля, пожарной безопасности и других;

8. Служебные злоупотребления, установление с нарушением Конституции Украины сборов и таможенных пошлин за услуги, которые входят в обязательное выполнение соответствующими ведомствами. Кроме того, стоимость выполнения некоторых услуг значительно превышает их установленный норматив, фактически становится дополнительной таможенной пошлиной. Процесс лицензирования и выдачи различного рода разрешений становится наиболее желательным для министерств и ведомств, поскольку на его основе могут быть полученные значительные поступления, в том числе и на пополнение частного, не учитываемого официально дохода.

При этом теневая экономика имеет и позитивную роль, которая заключается в том, что она создает рабочие места, которые не должны возможности существовать в условиях официальной экономики, а также является средством выживания и улучшения условий жизни большинства граждан. Также „тень” в некотором смысле стимулирует рост прибылей и налоговых платежей в смежных с теневыми отраслях. Теневая деятельность через использование легальных благ стимулирует легальный бизнес, и тем самым увеличивает ВВП.


Методы ликвидации теневой экономики в Украине

Для противодействия теневой экономической деятельности и ее локализации целесообразно было бы разработать специальную комплексную программу, в основе которой должны быть глубокая либерализация и оптимизация экологического режима, внедрения лишь объективно вынужденных ограничений и требований, со стороны государства. При этом либерализация включает либерализацию налогов, кредита, заработной платы, цен, экономической и внешнеэкономической деятельности. Решение отмеченного задания должно сосредоточиваться на таких основных направлениях.

Во-первых, необходимо создать соответствующую законодательную базу, а именно:

• разработать и принять пакет законодательных актов, которые бы усиливали защиту частной собственности, коммерческой и банковской тайны, обеспечивали правовую защищенность. В частности, целесообразно разработать на основании Конституции Украины и принять Закон Украины “О частной собственности”;

• осуществить комплексную налоговую реформу, которая предусматривала бы расширение обложенной налогом базы с однозначным сокращением номинальных объемов налоговых ставок, внедрения принципов системности и стабильности, в налоговой политике;

• принять Закон Украины “О лицензировании предпринимательской деятельности”, какой бы упорядочил, определил, а главное, упростил организационно-правовые ограничения предпринимательской деятельности;

• внести соответствующие изменения и дополнение к Законам Украины “О предпринимательстве”, “О предприятиях в Украине”, которые бы упростили процедуру регистрации субъектов предпринимательской деятельности, упорядочили процедуру их ликвидации и тому подобное.

Во-вторых, нуждаются в решении вопроса организационно-правового обеспечения, а именно:

• принятие и реализация программы легализации теневых капиталов, которые не имеют криминального происхождения, включая гарантии амнистии для капиталов, возвращенных из-за границы;

• внедрение единственной региональной в общих чертах компьютерной сети регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности;

• реформирование национальной системы учета и отчетности с целью ее упрощения и унификации;

• создание привлекательных, чем в других государствах, условий для инвестирования и привлечения финансовых ресурсов;

• сосредоточение работы правоохранительного аппарата на локализации организованной преступности и криминальных промыслов, а также на защите собственности, экономических прав и жизни предпринимателей, и граждан.

В-третьих, учитывая социально-психологические факторы, в первую очередь необходимо:

• разработать, а главное – реализовать более четкую идеологию в проведении необходимых правовых, организационных и экономических мер относительно противодействия теневой экономической деятельности;

• организовать подготовку и переподготовку кадров для предпринимательской деятельности через систему бизнес-центров, технопарков, и тому подобное;

• провести необходимые меры, направленные на формирование соответствующего общественного мнения относительно теневой экономической деятельности;

• создать за счет государственного финансирования мобильные научно-практические группы для исследования теневой экономики, оценки ее масштабов, путей ограничения, и тому подобное.

Реализация этих и других мероприятий позволит в известной мере локализовать теневую экономическую деятельность, повернуть хотя бы наименее криминогенную часть теневой экономики в русло нормального развития. Все это в значительной мере будет способствовать формированию позитивного имиджа нашего государства в глазах мирового содружества, и будет влиять на поток иностранных инвестиций, очень необходимых для структурной перестройки хозяйственного комплекса и экономического роста в Украине.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, теневая экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, являющееся предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.

Теневой сектор в европейских республиках СНГ возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. К моменту распада СССР теневая экономика стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества. Напротив, распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил ему возможности для дальнейшего развития, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ.

Итак, в Украине параллельно легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования.

По данным Минэкономики в Украине показатель объема теневой экономики колеблется в рамках 50-60%.

В данной работе были рассмотрены особенности проявления теневого сектора в Украине и методы борьбы с теневой экономикой, основными из которых являются: внесение определённых коррективов и пересмотрение некоторых предложенных законов Украины, реформирование национальной системы учета и отчетности, осуществление комплексной налоговой реформы.

Таким образом, негативное влияние теневой экономики заключается в общей криминализации государства и общества, а также в сокращении налоговых поступлений и невозможности государства обеспечить реализацию социально-экономических программ и развитие экономики в целом.

При этом теневая экономика имеет и позитивную роль, которая заключается в том, что она создает рабочие места, которые не имели возможности существовать в условиях официальной экономики, а также является средством выживания и улучшения условий жизни большинства граждан.


Приложение 1


Масштабы теневой экономики в постсоциалистических странах.


Страны Советского Союза 1989 год 1992 год 1995 год
Азербайджан 12,0 39,2 60,6
Белоруссия 12,0 13,2 19,3
Болгария 22,8 25,0 36,2
Венгрия 27,0 30,6 29,0
Грузия 12,0 52,3 62,6
Казахстан 12,0 24,9 34,3
Латвия 12,0 34,3 35,3
Литва 12,0 39,2 21,6
Молдова 12,0 37,3 35,7
Польша 15,7 19,7 12,6
Румыния 22,3 18,0 19,1
Россия 12,0 32,8 41,6
Словакия 6,0 17,6 5,8
Украина 12,0 33,6 48,9
Узбекистан 12,0 11,7 6,5
Чехия 6,0 16,9 11,3
Эстония 12,0 25,4 11,8


Приложение 2




Список использованной литературы


Мазур І.І. Детінізація економіки в контексті глобалізації // Вісник КНУ ім.. Шевченка. Економіка. – 2005. - № 73. – С. 30-32.

Ореховский П. «Статистические показатели и теневая экономика» / РЭЖ, №4, 2008.

Бабанина Н., Вовченко А. Тень, закрывающая солнце.//Бизнес. – 2003. – №22. – С.36-46.

«О развитии теневой экономики в мире».// БИКИ. - 2006 г. - № 21 с.4.

Долгих А. Во всем мире расширяется теневой сектор экономики. [Электронный ресурс] / Новые Известия. – 2009. – Режим доступа: gomel-agency/news/29.09.2009/554.html

nbuv.gov.ua/Articles/Kultnar/knp80/knp80_119-122.pdf

И. И. Мазур "Вісник Київського національного університету ім.Т.Шевченка. Економіка", 2008, №66-67 (с.109-112),

Варналій З. С. – Тіньова економічна діяльність підприємницьких структур: суть, оцінка масштабів та шляхів її легалізації. – К., 2006. – С. 26-32.

Николаев И.А. Теневая экономика: причины, последствия перспективы.// Общество и экономика. - 2007 г. - № 6 с. 31- 49.

Проект “Тіньова економіка: соціальні проблеми неофіційної економічної діяльності в Україні”. – К., 2007. – С. 12.

Мамутов В.К. и др. – «Детенизация экономики: опыт экономико-правового и экономико-математического исследования»: Сб. науч. тр. НАН Украины. – Донецк, 2008.

С.М. Ечмаков – «Теневая экономика. Анализ и моделирование». – Москва, 2004.

Яковлев А.А., Воронцова О.А. – Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота//Вопросы экономики №9, 2007 г.


Латов Ю. Длинные «тени» общества «светлого будущего»: два опыта интерпретации.//Вопросы экономики. – 2006 - №10 – с.131-145.

Попов А.И. экономическая теория: учеб./ А.И. Попов; под ред. Л.С. Тарасевича. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2007 – 464 с.

«Макроекономічні чинники фінансової кризи.»// Фінанси України. 2008. № 8. С. 153 - 156.

39