Полезность блага.
Полезность
блага – это способность блага
удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Существует
закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают
убывающей полезностью для потребителя. При этом полагается, что вкусы
потребителя постоянны, а функция потребителя непрерывна (и, следовательно,
дифференцируема в каждой точке).
Это означает, что
любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует
прирост общей полезности (total utility) – TU.
Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает,
предельная полезность (marginal utility) – MU –
каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум
удовлетворения общей полезности достигается тогда, когда предельная полезность
равно нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Функция полезности.
Согласно
теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя
определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезности – это
функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его
количества:
d(TU)
MU=
dQ
где MU –
предельная полезность, равная частной производной общей полезности данного
блага.
TU
q1 q2
q3 qn
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию
полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (
денежного дохода).
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный
доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (
рубль, марка, франк и т. д.), затраченный на приобретение любого блага,
приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности
позволяет сделать ряд выводов.
Действительно, если
MU1
MU2
MUn ,то и
= =...=
P1 P2
Pn
MU1
P1 MU1 P1
= ; …
; = и т. д.
MU2 P2
MUn Pn
Следовательно, соотношение между предельными полезностями
любых n благ равно соотношению их цен, то есть
MU1 : MU2 : … : MUn
= P1 : P2 : … : Pn
Обозначим взвешенную предельную полезность через:
MU1 MU2
MUn
= =...=
= l
P1
P2 Pn
где l - предельная полезность денег.
Таким
образом, в равновесии предельной полезности денежных единиц при разных
вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
MUi = Pil
Это
означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам
потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только
предполагает сопоставление дополнительных выгод ( МВ ) и дополнительных затрат
( МС ), но и равенство между ними: МВ = МС
Равновесие потребителя: сущность и объяснение с
ординалистских позиций.
Ординалисты – направление,
которое считает измерение полезности невозможным и предлагают порядковый
принцип сравнения полезности, на основе которого базируется выбор потребителя.
Для
этого вводят понятия: а) кривая равнодушия; б) линия бюджетного ограничения. Кривая
равнодушия – это кривая, каждая точка которой характеризует
потребительский выбор в виде определенного набора товаров или услуг, которая
приносит потребителю одинаковое удовлетворение.
Линия бюджетного ограничения – показывает все возможные комбинации товаров, которые
может приобрести потребитель в границах своего дохода.
рис. Кривая равнодушия
Равновесие потребителя отвечает такой комбинации товаров, которая
максимизирует полезность при данных бюджетных ограничениях. Равновесомую можно
определить зная равновесомую в точке соприкосновения(D) высочайшего кривого
равнодушия(U2) к данной бюджетной линии(B). Такая равновесомая предусматривает,
что как только потребитель получит данный набор товаров у него
исчезает стимул менять этот набор на другой.
Потребитель,
согласный отказаться от определенной категории блага Х ради дополнительной
единицы блага В при условии неизменности уровня полезности от набора благ – предельная
норма замещения MRSxy=(-DY)/DX или
MUx/MUy. Бюджетная
линия – прямая: В=РхХ+РуУ . Наклон бюджетной
линии Qy/Qx=Px/Py. В точке равновесия(D), наклоны кривой
равнодушия и бюджетной линии совпадают, поэтому MRSxy= Px/Py или MUx/MUy=Px/Py
или MUx/ Px= MUy/Py.
Это
означает, что потребитель в состоянии равновесия распределяет свой бюджет таким
образом, чтобы последняя денежная единица, израсходованная на каждое благо,
давала такую самую предельную полезность. Выведен еквимаржинальный принцип
равенства взвешенных предельных полезностей, что есть общим для
кардиналистского и для ординалистского подходов.
Список использованной литературы
1. Р. М.
Нуреев, «Курс микроэкономики», издательство НОРМА, Москва, 2000.
2.
Экономическая теория ( политэкономия ), под ред. В. И. Ведяпина и Г. П.
Журавлевой, ИНФРА-М, 1999
Другие работы по теме:
Методы микроэкономического анализа 2
Минский Институт Управления Управляемая самостоятельная работа по дисциплине «Микроэкономика» студента группы №80501с Курьяновича Станислава Анатольевича
Деньги, виды денег
Деньги - это товар, который является всеобщим эквивалентом и обладает абсолютной ликвидностью. Товар - единство потребительной и меновой стоимости, а
Задача анализа поведения потребителя
Реферат №2 по Экономико-Математическому Моделированию Студент группы М-2-4 Иванников Сергей Научный руководитель Бабешко Л.О. Москва 1996 Вариант № 8
Модель Стоуна
Решение задачи Стоуна для случая двух товаров. Условия минимизации расходов потребителя: обратная задача. Задачи Стоуна для случая трех товаров. Максимизация доходов и точка оптимума потребителя. Функция полезности и бюджетные ограничения полезности.
Методы анализа эффекивности деятельности предприятия
Экономический анализ — это метод исследования и познания объективного действия экономических законов. Метод экономического анализа базируется на диалектическом материализме, что означает изучение материалистической диалектики в единстве анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Паутинообразная модель рынка
ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.
Теория потребительского поведения 8
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Теория предельной полезности 10
Содержание. 1. Введение…………………………………………………………………..2 2.Поведение потребителя в рыночной экономике………..……………4 2.1.Общая и предельная полезность………………………………………4
Количественная теория полезности
Анализ поведения потребителя на основе количественной и порядковой теории полезности, их общие черты. Принцип убывающей предельной полезности ("первый закон Госсена"). Понятие "полезность" и монополистическая конкуренция. Доводы в пользу и против рекламы.
Маржиналистская теория ценности и ее значение
Научное направление, именуемое маржинализмом. Степень конкретной полезности благ для различных потребителей. Теория изучения интересов и мотивов действия потребителей. Интенсивность желания. Понятие полезности в теории цены. Маржиналистский анализ.
Ординалистская теория поведения потребителя
Ординалистская (порядковая) теория полезности. Кривая и карта безразличия. Уменьшающаяся предельная норма замещения. Бюджетное ограничение потребителя. Равновесие потребителя. Теоретики политической экономии: Эджуорт, Фишер, Аллен. Построение графиков.
Ординалистская теория поведения
Анализ бюджетного ограничения как фактора потребительского выбора. Определение правила максимизации полезности. Характеристика ординалисткой теории предельной полезности. Изучение эффектов дохода и замещения на примерах их практического применения.
Маржинализм
Маржинальная теория. Представители маржинальной школы, как австрийцы К. Менгер, Э. Бем-Баверк, англичанин У. Джевонс, американец Дж. Б. Кларк, швейцарец В. Парето.
Контрольные билеты по алгебре
Алгебра и начала анализа. 11 класс. Билет №1. Функция y = sin x, ее свойства и график. Показательная функция, ее свойства для случая, когда основание больше единицы (доказательство одного из свойств по желанию ученика).
Оптимизация выбора потребителя
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники РЕФЕРАТ
Теория поведения потребителя
Сущность теории поведения потребителя, проблема потребительского выбора в рыночной экономике, экономическое значение потребностей. Подходы к теории полезности, сущность ординалистской теории полезности, упорядочение наборов благ по степени предпочтения.
Экономических учений
Термин «маржиналистская революция» обычно используется в связи с почти одновременными, но абсолютно независимыми открытиями в начале 70-х годов XVII в. Джевонсом, Менгером и Вальрасом принципа снижающейся предельной полезности как фундаментального элемента при построении нового типа статической микроэкономики.
Экономических учений
Термин «маржиналистская революция» обычно используется в связи с почти одновременными, но абсолютно независимыми открытиями в начале 70-х годов XVII в. Джевонсом, Менгером и Вальрасом принципа снижающейся предельной полезности как фундаментального элемента при построении нового типа статической микроэкономики.