Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени
соответствует основным принципам организации рыночной экономики, “чистому”, немодифицированному рынку. Основные черты рынка совершенной конкуренции:
- Множество относительно мелких фирм, производящих данный продукт на конкретном рынке;
- Отсутствие контроля над ценами (объемы производства и предложения отдельного
производителя составляют столь незначительную долю в совокупном объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену, она приспосабливается к рыночной цене, является ценополучателем, т. е. соглашается с предложенной рынком ценой);
- Высокая степень однородности (гомогенности) производимой продукции (нет монополии по дифференциации продуктов);
- Полная информация для всех участников рынка, т.е. совершенное знание рынка
потребителями и производителями (транспарентность рынка);
- Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива ресурсов (совершенная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в длительном периоде);
Кривая спроса для отдельной фирмы имеет вид прямой, параллельной горизонтальной оси.
Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения –
положительный. Пересечение кривой спроса и предложения дает точку рыночного равновесия, которой соответствует рыночная цена и равновесный объем продаж. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции.
При соблюдении этих условий возникает действительно равноправное положение всех
участников рынка. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий. На рынке свободной конкуренции
производитель может увеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства.
Рынок с такими чертами называют “идеальным” или “свободным”. В реальной жизни каждый
из этих признаков рынка может нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены, между продавцами заключаются соглашения с целью давления на покупателей, наличие
коммерческой тайны препятствует получению полной информации и т. п.
Конкуренция является благом для общества в целом, так как именно конкуренция заставляет
производителей учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать издержки производств, внедрять достижения НТП и т.д.
В то же время для производителей конкуренция – зло, предприниматели стараются ее
избежать (тайные соглашения, слияния фирм и т.п.).
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, вобравшая в себя ряд свойств совершенной конкуренции в сочетании с элементами монополизма. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурируют между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей. Монополистическая конкуренция широко представлена на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, в розничной торговле. На рынке такого типа имеется множество продавцов, предлагающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. А множественность продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции – товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.
Монополистическая конкуренция монополистична в том смысле, что каждый продавец
обладает монополией над своим продуктом, и конкурентна, так как существуют многочисленные конкуренты, которые продают подобные товары.
Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие
пусть ограниченной, но монопольной власти, возможность воздействия на цены снижают
эффективность использования ресурсов общества. Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.
Интересна проблема воздействия рекламы на конкурентность рынка монополистической
конкуренции. Такое воздействие неоднозначно. С одной стороны, реклама формирует лояльность к марке товара и делает потребителя менее чувствительным к цене, что позволяет фирме завышать цену. Значительные расходы на рекламу также не допускают в отрасль фирму-новичка. Все это снижает конкурентность рынка. С другой стороны, реклама информирует потребителя о товарах и их ценах. Средняя цена, которую платит потребитель, снижается. Рынок монополистической конкуренции менее эффективен, чем рынок совершенной конкуренции. Однако это упрощенная оценка монополистической конкуренции. Данная рыночная структура, предоставляя дифференцированный продукт, расширяет потребительский выбор. Более высокие, чем при совершенной конкуренции, средние издержки и цена – своего рода плата за возможность потреблять широкий ассортимент продукта. Условия, приближенные к монополистической конкуренции, существуют в машиностроении, производстве программного обеспечения, винно-водочной промышленности, производстве одежды, деревообработке и т.д.
Другие работы по теме:
Конкуренция в современном мире
Конкуренция представляет собой один из четырех базовых типов отношений между экономическими субъектами в экономической науке и в реальном мире, наряду с коопераций, координацией и коэволюцией. В странах с рыночной экономикой конкуренция издавна рассматривается как наилучшее средство регулирования человеческой деятельности и социально-экономических отношений.
Невидимая рука А.Смита (Магический шестиугольник)
“Невидимая рука” А. Смита. (Магический 6-ти угольник). Включает в себя 6 эл-тов Колебание массы и норм прибыли. (Эти колебания управляют р.э.). Те сферы бизнеса, кот. В данный момент производятся в данной прибыли и достигаются большей нормой прибыли и туда переливаются эк. ресурсы. Т.к. каждый субъект р.э. хочет получать большую массу прибыли, тогда этот субъект со своими рес-сами устремляется в те сферы бизнеса, в кот. это обеспечивается.
Конкуренция и рынок, виды конкуренции
Конкуренция и рынок, виды конкуренции Говоря о элементах рыночного механизма надо иметь в виду, что потребитель и производитель должны иметь экономическую свободу.
Сущность совершенной конкуренции
Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
Монополистическая конкуренция на конкретном примере
Семёновой Екатерины, ФК 1-7 Рынок монополистической конкуренции в России на конкретном примере. Рынок шампуней Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба эти термина.
Субъективная сущность стоимости товаров
Предельно упрощенное и предельно краткое описание теории автосоизмеряющихся стоимостей. Описание процесса формирования эквивалентного обмена с позиции современного бухучета. Конкуренция между разновидовыми производителями, особенности и характеристика.
Философское понимание конкуренции
Феномены конкуренции и рынка в современном российском обществе, которые выступают важными характеристиками социальной реальности, поскольку конкуренция является одним из неотъемлемых атрибутов рыночного общества.
Типы рыночных структур совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олиг
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Совершенная конкуренция
Сущность и функции конкуренции в рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства. Характерные черты и свойства совершенной конкуренции. Особенности поведения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Общая характеристика рыночного хозяйства
Честная и недобросовестная конкуренция. Виды рынков. Макроэкономическая нестабильность. Неравенство в доходах. Монополистическая конкуренция. Усиление роли научно-технического прогресса, роли государства и социальных групп. Расширение границ рынка.
Конкуренция и монополия
Понятие и история возникновения конкуренции, ее положительные и негативные последствия. Концентрация и централизация капитала как основные причины появления монополий. Виды объединений предприятий - картели, синдикаты, тресты, концерны и конгломераты.
Особенности формирования тарифов в топливно-энергетическом комплексе
смотреть на рефераты похожие на "Особенности формирования тарифов в топливно-энергетическом комплексе" Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов, совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков.
Экономический рост и его движущие силы
Противоречие между производством и потреблнием ,потребности и интересы как движущие силы эконом.прогресса. Состязательность и конкуренция как движущие силы эконом.прогресса.
Билеты по политэкономии с ответами
Неоклассическая теория рынка Альфреда Маршала (1842-1924). Совершенная конкуренция. Формы несовершенной конкуренции. Теория монополистической конкуренции.
Пищевые взаимоотношения в экоистемах
Все организмы населяющие нашу планету живут в той или иной экосистеме. Разнообразие экосистем огромно. Экосистемой является пруд, река, море, залив, отмель, горный склон, пойма, луг, березовая роща, сосновый бор, таежный лес и т.д. но все экосистемы. Ученые выделяют даже группы экосистем: пресноводные, морские, пустынные, лесные, степные, тундровые...Как бы экосистемы не были непохожи одна на другую, все они имеют следующие общие свойства.
Ценовые и неценовые формы конкуренции
В настоящее время наряду с монополиями-гигантами в конкурентную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы, что является результатом интернационализации хозяйственной жизни. Свободная конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, стимулирует инновационные процессы и появление новой высококачественной продукции.
Недобросовестная конкуренция 5
Конкуренция субъектов предпринимательства – это процесс, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном или финансовом рынке.
Монополия
Конкурентная борьба, как и всякая борьба, заканчивается чьим-то поражением и чьей-то победой. Капитал более слабого капиталиста переходит к более сильному, и предложение капитала концентрируется в руках меньшего количества его собственников.
Восприятие информации интернет ресурсы
Интернет ресурсы являются для современного человека незаменимым информатором. Каждый день в виртуальном мире появляются сотни новых людей и создаются сотни новых сайтов по различной тематике. Посмотреть погоду, курсы валют, послушать любимую музыку, посмотреть фильм, поиграть в онлайн игру и другое, все это возможно за считанные секунды.
Недобросовестная конкуренция
Одним из элементов промышленной собственности является право на пресечение недобросовестной конкуренции, т.е. таких актов конкуренции, которые противоречат честной промышленной или торговой практике.
Документ является демонстрационной версией
Поэтому, планируя объем продукционного выпуска или устанавливая ее цену, фирма всегда должна исходить из особенностей конкурентной среды. Отдельные отрасли относятся к разным типам рыночных структур
Менеджмент на страже производительности
Судя по результатам многих исследований, проведенных McKinsey Global Institute, чем сильнее конкуренция в отдельной отрасли, тем выше производительность в компаниях, которые в ней работают.
Особенности конкуренции в инновационном менеджменте
Конкуренция в инновационном менеджменте Понятие конкуренции Конкуренция – свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.
Идентификация понятий конкуренция и конкурентная борьба
Определение содержания понятий "конкуренция" и "конкурентная борьба". Сущность конкуренции как типа структуры рынка. Определение видов конкуренции. Сущность конкурентной борьбы, ее виды. Монополистическая конкуренция и конкурентное преимущество товара.
Мелания песчаная
Введение 1 Внешний вид 2 Экология и особенности поведения 3 Особенности размножения 4 Прикладное значение 4.1 Естественный резервуар паразитов 4.2 Конкуренция с местной фауной
Значение полиграфии в развитии бизнеса
За последние годы сильно выросла конкуренция на рынке товаров и услуг. Выделиться, выиграть в этой борьбе невозможно без использования эффективных способов рекламы, одним из которых и является полиграфия.
Основные понятия маркетинга 2
1.1. Основные понятия маркетига Термин "маркетинг" от английского marketing - торговля, продажа, сбыт, который в свою очередь является производным от market и означает рынок, базар, а в более широком современном значении - рыночная деятельность. Маркетинг как экономическая категория обладает очень емким содержанием.
Тест по Стратегическому управлению
Министерство образования и науки Украины Бердянский университет менеджмента и бизнеса Тесты по дисциплине: «Стратегическое управление» Выполнила: