Традиции русского чаепития
Ю. Леонов
Под таким названием в Государственном историческом музее 19 декабря открылась выставка, на которой представлены раритеты чаепития двух прошедших веков. Экспозиция размещена в новых залах музея в восстановленных “Воскресенских воротах”. Организаторы мероприятия — Государственный Исторический музей и компания ВВМ. Генеральный спонсор выставки — компания “Орими-Трейд”. Спонсоры выставки — чайная компания “Greenmoz”, ТД “Чай, Кофе и другие колониальные товары”.
Настрой на торжественный лад свидания со стариной глубокой возникает уже при входе в музей, где ратник в атласном русском кафтане с алебардой встречает гостей. И далее в кельях каменных палат не покидает ощущение приобщения к таинствам прошлого.
Его создают не только многочисленные экспонаты прикладного искусства тех лет: изящные чайные сервизы, коллекционные самовары, мастерски исполненные атрибуты быта седой старины. Создателям экспозиции удалось также собрать полотна разных живописцев, которые объединяет одна тема: пристрастие русского человека к чаю.
Запоминается колоритная жанровая сцена гулянья в Марьиной роще, запечатленная художником В.Астаховым (I852 г.). На ней одинокий мужичок за чайным столом с изумлением наблюдает за общим разгульным весельем: “Что колготятся, когда остывает такой чай?”
Из нескольких семейных портретов “в чайном интерьере” выделяется “Чаепитие в Царском селе” И.Дмитриева (конец 1880 гг.).
В центре композиции из старинных самоваров и металлических чайников — знаменитый самовар-петух, завоевавший Золотую медаль на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году. Это своего рода апофеоз сноровки и выдумки русских мастеров: когтистые лапы-подставки, крючковатый клюв-кран, петушиная голова.
Не занимать было выдумки и мастерам Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Изысканностью отделки и гармонией всего ансамбля отличается чайно-кофейный сервиз с бирюзовым покрытием “Тет-а-тет”. Близок ему по манере исполнения (растительный орнамент с позолотой) и чайный сервиз с палевым покрытием. Тонкая, радостная по мироощущению работа. Наверное, пить из таких чашек — одно удовольствие.
Превосходная по качеству посуда для чая создавалась в прошлом веке не только в столице державы. Подтверждением тому могут служить расписной доливной чайник фарфорового завода М.Кузнецова в Дулеве, серебряный, с эмалью чайный сервиз московской фирмы Овчинникова, массивная, с филигранной отделкой деталей серебряная сухарница московской фирмы Сазикова...
Удачно передают атмосферу российского быта прошлого века старинные жестяные коробки для хранения чая. Расписанные жанровыми сценами из народной жизни, они представлены известными в прошлом веке фирмами Высоцкого, Спорова, братьев Расторгуевых, товарищества “Караван ”...
Однако предки наши хранили чай не только в жестяных емкостях. Голубая стеклянная чайница дома Перловых и ныне смотрится весьма современно строгостью своих линий. А вот и совсем необычная для наших дней фактура — внушительных размеров — фунта на три — чайница из папье-маше фабрики Вишнякова расписана в стиле палехских шкатулок. И, что характерно, пережившая трех царей и годы Советской власти, чайница обладает завидным “здоровьем”, по крайней мере, на взгляд. Вероятно, и чай в такой емкости надолго сохранял свои качества.
Любили предки наши пить чай с прибаутками. Свидетельством тому — фарфоровые чашки с блюдцами завода Спрягина середины прошлого века. На каждой из них — своя присказочка, вроде: “Кяхтинский чай и муромский калач — завтракает богач”. Жаль только, что за стеклом витрины не разглядеть всех надписей.
Современное чаепитие представлено на выставке образцами упаковок известных марок чая, таких как Ахмад, Липтон, Милфорд, Твайнингс, “Тот самый со слоном” и многими другими.
В дегустационном зале посетители могут попробовать чай, предлагаемый компаниями-участницами выставки. Поскольку выставка вызвала живой интерес у посетителей музея, было принято решение продлить срок экспозиции до 20 апреля 2001 года.
Другие работы по теме:
Лексика
Лексикология изучает вопросы происхождения и формирования лексики современного русского языка определяет место слова в лексической системе, а также в системе функциональных стилей современного русского.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Движение чаепития
Движение чаепития Чайная партия (англ. Tea Party movement) — популистское[1] консервативно-либертарианское[2][3] политическое движение в США, возникшее в 2009 году как серия протестов, скоординированных на местном и национальном уровне,[4][5] вызванных, в том числе, актом 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации[6][7] и рядом реформ в области медицинского страхования.[8]
История чая
Чай один из самых распространённых в России напитков. Он хорошо снимает утомление и головную боль, повышает умственную и физическую активность, стимулирует работу головного мозга, сердца, дыхания.
Встреча Печорина с Максимом Максимычем
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча — пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется — «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование.
Стихотворение Тютчева Эти бедные селенья
8230 Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
Футуризм 2
Text Одевались очень вызывающе, тем самым привлекая внимание общества. Самым главным для них был жёлтый цвет. Они так же раскрашивали лица, а в некоторых случаях и волосы…Могли одевать пиджак и жёлтые брюки (или жёлтые рубашки)… Одевались очень вызывающе, тем самым привлекая внимание общества.
Тема родины в стихотворениях поэтов русского зарубежья
Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.
Русский язык в современном мире
Автор: Сочинения на свободную тему Из-за дня в день мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без существования русского языка, роль которого имеет огромное значение в жизни многих людей и русского общества.
Образ Родины в Мертвых душах
Автор: Гоголь Н.В. Тема России волновала многих русских поэтов и писателей. Так, Пушкин в своем творчестве воспевал русские народные традиции, призывал людей помнить о родине, ее богатом духовном наследии, отраженном в фольклоре, противопоставляя исконно русское космополитическому- Лермонтов же, “любя Россию странною любовью”, с одной стороны, восхищался ее историческим прошлым, красотой русского духа, силой русского народа, но в то же время обличал социальные проблемы России, критиковал политику государя и жизнь русских людей.
Калашников - носитель национальных черт русского народа
Автор: Лермонтов М.Ю. Находясь в ссылке за стихотворение «Смерть поэта», Михаил Юрьевич Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного, чтобы ответить на вопрос: почему же лучшие люди России погибают? Отвечая на этот вопрос, Лермонтов создает образ Степана Калашникова.
Трудовые традиции моей семьи
Автор: Сочинения на свободную тему Тема сочинения подтолкнула меня к размышлениям о нашей семье. Может быть, я впервые задумалась о том, что нас объединяет , какие семейные традиции выработались з амноги годы, кто в главный в семье.
В чём красота и мудрость русских обрядов
Автор: Сочинения на свободную тему У всех народов есть свои традиции и обычаи. Например, у всех есть обычай отмечать дни рождения, а вот как их отмечают в разных странах - это уже обряд. Есть обряды семейные и календарные. К первым относятся обряды сватовства, свадеб, рождения. Календарные обряды связаны со сменой времён года.
Обломов и обломовщина в романе И. А. Гончарова Обломов
Автор: Гончаров И.А. Одним из выдающихся произведений литературы XIX века является роман И. А. Гончарова “Обломов”. Произведение явилось своеобразным зеркалом своей эпохи. “Обломов” стал для русского общества “книгой итогов”. Именно поэтому Добролюбов приветствовал произведение Гончарова. Роман раскрыл страшную силу традиции, показал такое существование, при котором “норма жизни была готова и преподана... родителями, а те приняли ее, тоже готовые, от дедушки, а дедушка от прадедушки...”.
Обычаи, традиции и обряды
В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Лаковая миниатюра
Поселок Холуй - уголок Ивановской области, воплощение прелести среднерусской природы. Холуй упоминается в исторических источниках как вотчина Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Ефимиева монастыря и с XVI был приспособлен к иконописному делу.
Харьковский отдел Русского Собрания
Харьковский отдел Русского собрания (ХОРС) — первая из монархических организаций Харькова, созданная весной 1903 года группой консервативной интеллигенции города.
Бой у Кобылки
— сражение русского отряда с отрядом польских повстанцев в ходе восстания Костюшко 15 (26) октября 1794 года. Предыстория После поражения под Мацеевицами литовская армия, под командованием генерала Мокроновского, начала отступление в Варшаву. Её преследовал русский корпус генерала Дерфельдена.
Пластун казак
Пласту́н (от пласт, лежать пластом) — изначально пеший казак в кубанском (ранее черноморском) войске в XIX — начале XX вв. из особых подразделений, несших сторожевую и разведывательную службу на Кубани, затем — общее название казаков пеших частей казачьих войск.[1]
Театр Балета на Брайтоне
(англ. Вrighton Ballet Theater) — созданный в 1987 г., русский хореографический центр в Бруклине (Нью-Йорк), — одна из самыx известныx Школ Русского Балета
Русское братство
Ру́сское бра́тство — русская монархическая организация, основанная в Киеве в 1904 году. Выступало против конституционлизма, за самодержавную монархию. Поддержала роспуск Государственной думы в 1906 и послала Государю телеграмму поддержки. В РБ запрещалось членство евреям. Собрания Братства проходили несколько раз в год.
Всероссийский съезд русских людей
— периодические совещательные собрания русских монархических, черносотенных организаций, в период после революции 1905 года в России.[1] Решения Всероссийских Съездов Русских Людей носили только рекомендательный характер.
Латинский союз Древний Рим
Латинский союз — в древности федерация городов Лация (современный Лацио, Италия), возникшая в начале 1-го тыс. до н. э. и насчитывавшая, согласно античной традиции, 30 общин. Члены Латинского союза имели общие религиозные праздники, союзное собрание решало общие вопросы и споры между членами союза.
Конгресс русских американцев
— общественная организация США, объединяет американских граждан русского происхождения отрицающих коммунистическую идеологию. Большинство членов организации придерживается верований Русской Православной Церкви и отрицает какой-либо антагонизм между людьми — расовый, национальный, этнический или религиозный.
Роль русского языка в современном мире
Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.
Гранада (Granada)
Гранада (или Гренада) - небольшой город в Южной Испании, в Андалусии, у северо-западного склона Сьерры-Невады, при слиянии двух рек - Хениль и Дарро. Административный центр провинции Гранада.
Александр Порфирьевич Бородин
Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины.
Одоевский В.Ф.
Русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816-22).