Реферат: Традиции русского чаепития - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Традиции русского чаепития

Рефераты по этике » Традиции русского чаепития

Традиции русского чаепития


Ю. Леонов


Под таким названием в Государственном историческом музее 19 декабря открылась выставка, на которой представлены раритеты чаепития двух прошедших веков. Экспозиция размещена в новых залах музея в восстановленных “Воскресенских воротах”. Организаторы мероприятия — Государственный Исторический музей и компания ВВМ. Генеральный спонсор выставки — компания “Орими-Трейд”. Спонсоры выставки — чайная компания “Greenmoz”, ТД “Чай, Кофе и другие колониальные товары”.


Настрой на торжественный лад свидания со стариной глубокой возникает уже при входе в музей, где ратник в атласном русском кафтане с алебардой встречает гостей. И далее в кельях каменных палат не покидает ощущение приобщения к таинствам прошлого.


Его создают не только многочисленные экспонаты прикладного искусства тех лет: изящные чайные сервизы, коллекционные самовары, мастерски исполненные атрибуты быта седой старины. Создателям экспозиции удалось также собрать полотна разных живописцев, которые объединяет одна тема: пристрастие русского человека к чаю.


Запоминается колоритная жанровая сцена гулянья в Марьиной роще, запечатленная художником В.Астаховым (I852 г.). На ней одинокий мужичок за чайным столом с изумлением наблюдает за общим разгульным весельем: “Что колготятся, когда остывает такой чай?”


Из нескольких семейных портретов “в чайном интерьере” выделяется “Чаепитие в Царском селе” И.Дмитриева (конец 1880 гг.).


В центре композиции из старинных самоваров и металлических чайников — знаменитый самовар-петух, завоевавший Золотую медаль на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году. Это своего рода апофеоз сноровки и выдумки русских мастеров: когтистые лапы-подставки, крючковатый клюв-кран, петушиная голова.


Не занимать было выдумки и мастерам Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Изысканностью отделки и гармонией всего ансамбля отличается чайно-кофейный сервиз с бирюзовым покрытием “Тет-а-тет”. Близок ему по манере исполнения (растительный орнамент с позолотой) и чайный сервиз с палевым покрытием. Тонкая, радостная по мироощущению работа. Наверное, пить из таких чашек — одно удовольствие.


Превосходная по качеству посуда для чая создавалась в прошлом веке не только в столице державы. Подтверждением тому могут служить расписной доливной чайник фарфорового завода М.Кузнецова в Дулеве, серебряный, с эмалью чайный сервиз московской фирмы Овчинникова, массивная, с филигранной отделкой деталей серебряная сухарница московской фирмы Сазикова...


Удачно передают атмосферу российского быта прошлого века старинные жестяные коробки для хранения чая. Расписанные жанровыми сценами из народной жизни, они представлены известными в прошлом веке фирмами Высоцкого, Спорова, братьев Расторгуевых, товарищества “Караван ”...


Однако предки наши хранили чай не только в жестяных емкостях. Голубая стеклянная чайница дома Перловых и ныне смотрится весьма современно строгостью своих линий. А вот и совсем необычная для наших дней фактура — внушительных размеров — фунта на три — чайница из папье-маше фабрики Вишнякова расписана в стиле палехских шкатулок. И, что характерно, пережившая трех царей и годы Советской власти, чайница обладает завидным “здоровьем”, по крайней мере, на взгляд. Вероятно, и чай в такой емкости надолго сохранял свои качества.


Любили предки наши пить чай с прибаутками. Свидетельством тому — фарфоровые чашки с блюдцами завода Спрягина середины прошлого века. На каждой из них — своя присказочка, вроде: “Кяхтинский чай и муромский калач — завтракает богач”. Жаль только, что за стеклом витрины не разглядеть всех надписей.


Современное чаепитие представлено на выставке образцами упаковок известных марок чая, таких как Ахмад, Липтон, Милфорд, Твайнингс, “Тот самый со слоном” и многими другими.


В дегустационном зале посетители могут попробовать чай, предлагаемый компаниями-участницами выставки. Поскольку выставка вызвала живой интерес у посетителей музея, было принято решение продлить срок экспозиции до 20 апреля 2001 года.