Основы теории литературы

Рефераты по языкознанию и филологии » Основы теории литературы

И здесь немаловажную роль играет умение читать стихи. К сожалению школьная практика отравлена укоренившейся привычкой «читать стихи с выражением» т.е. с бытовой разговорной интонацией убивающей на корню всю сущность стиха. Специфическая «поэтическая» манера чтения как правило вызвала неприятие «произаически» настроенной аудитории. Существуют свидетельства что манера авторского чтения Пушкина вызывала неприятие у многих салонных красавиц. Только эпоха Серебряного века введшая в обиход авторское чтение не только в узком кругу но и на более широкую аудиторию отчасти способствовала утверждению новой манеры чтения стихов. Однако на эстраде все же доминирует именно «актерское» а не «поэтическое» чтение резко охарактеризованное едкой шуткой Б.М.Эйхенбаума: «Поэт не дорожи любовию народной!» читают с такой же интонацией как: «Катя не играй моим перочинным ножичком!» Интересно что маленькие дети школьники младших классов как раз стремятся читать стихи в «поэтической» манере их природному чистому вкусу претит навязывание стиху «бытовой» «разговорной» интонации. Трагикомическое впечатление производит когда в советских фильмах артисты изображающие священнослужителей или просто молящихся людей начинают читать псалмы или молитвы по-актерски «с выражением». Известен термин «петь псалмы» хотя на самом деле их никто в прямом смысле этого слова не поет (кроме специально оговоренных уставом случаев) а именно читают но на «певческой постановке голоса» с запретом на бытовые интонации и вообще на всякую интонационную избыточность. Не менее уродливо чем псалмы и молитвы звучат в «выразительном» чтении и стихи. Сейчас речь не идет о так называемой скандовке т.е. о привнесении в ритм стиха пропущенных отсутствующих ударений – это само по себе способно уничтожить более тонкий мелодический рисунок. Но все же необходимо при чтении стиха во-первых «дать звучать голосу» т.е. читать опираясь не на разговорное а на певческое положение голосовых связок. Во-вторых ритм чтения должен не «затемнять» а наоборот «прояснять» мелодику данного конкретного стиха. И в-третьих особое внимание надо уделять соотношению синтаксического и поэтического членения текста – это придает дополнительную выразительность абсолютно компенсирующую отсутствие бытовых разговорных интонаций делающих более понятной обыденную речь.

И наконец о том существуют ли какие-то критерии позволяющий отличить «хорошие» стихи от «плохих». Сама постановка такого вопроса в значительной мере провокационна – есть целый ряд поэтов которых некоторое время превозносили потом прочно забывали потом снова вспоминали и начинали превозносить. Если даже Пушкина периодически предлагали «сбросить с корабля современности» что говорить о фигурах меньшего масштаба.

Тем не менее есть понятие хорошего вкуса которое для всех времен вполне едино. Одного великого музыканта начала ХХ века спросили что такое хороший вкус в исполнительском искусстве. Он ответил: «Это значит играть не слишком громко когда написано forte и не слишком тихо когда написано piano».

Использование художественных приемов в меру определенную необходимостью передачи того или иного смысла в значительной мере является критерием вкуса в литературе а их избыточность нередко становится мишенью для стихотворной пародии:

Эрота выспренних и стремных крыльях на

От мирных пущ в волшбе лечу далече.

Чувств пламных посреди горю как купина

С тобой – безумной алчу встречи.

Биюся в кольцах корч желанием пронзен.

Змий жду тебя змею одре на одиноком.

Струится нарда вонь и ладан смольн возжен

Меня коснися змейным боком.

Одре сем на позволь прелестница и впредь

Мне уст зной осязать и пышну персей внятность.

Пиит истомных «сред» воздам я мзду и Тредь–

Яковского стихом твою вспою приятность.

(Измайлов А.А. Пародия на Вяч. Иванова)

Задачка для начинающего литературоведа: какого приема из перечисленных выше нет в этом стихотворении?

Страницы: 1 2 3 4