Стихотворение Сергея Есенина «Калики» заканчивается строками о скоморохах:
Начало формы
И кричали пастушки насмешливо:
«Девки, в пляску! Идут скоморохи!»
Конец формы
Сближение этих двух образов далеко не случайно, имеет свои глубокие исторические корни. Скоморохи, как и калики, добывали хлеб насущный своим искусством, были профессиональными бродячими певцами, артистами, музыкантами, древнейшие изображения которых мы найдем среди фресок Киевского Софийского собора XI века, в миниатюрах Радзивилловской летописи XIV века, в описании Олеария XVII века. И у скоморохов, как у калик, был свой репертуар, но особый, носивший ярко выраженный сатирический характер. В чем и была одна из основных причин постоянных преследований скоморохов, массовых гонений на них, жесточайших указов.
В результате ни одному собирателю так и не удалось сделать ни одной записи от скомороха, уже в XIX веке их не удалось обнаружить, хотя столетием раньше В.Н. Татищев писал: «Я прежде у скоморохов песни старинные о князе Владимире слыхал, в которых жен его имена, тако ж о славных людех Илье Муромце, Алексие Поповиче, Соловье-разбойнике, Долке Стефановиче и прочих упоминают и дела их прославляют». Эти же слова В.Н. Татищева, в свою очередь, могут служить прямым свидетельством того, что репертуар скоморохов состоял не только из скоморошин, что они, как и калики, помимо своих песен исполняли народные былины.
Поэтика скоморошин, как и их содержание, самым непосредственным образом связана с поэтикой и содержанием былин, но в «перевернутом», пародийном виде. «Эффект смешного в скоморошинах,– замечает по этому поводу Б.Н. Путилов,– достигается нередко путем пародирования стиля высокого эпоса. Один тип пародии сводится к тому, что стиль героических былин, приемы, служившие изображению богатырей, богатырских сражений и тому подобного, прилагаются к персонажам отнюдь не былинным, к ситуациям самым обыденным, «низким», что и создает комический эффект. Конечно, эффект этот рассчитан на знание эпоса, на понимание несоответствия традиционных эпических описаний содержанию скоморошин. Другой тип скоморошин основан на подчеркнутом снижении стиля героического эпоса, его мотивов, образов, элементов композиции. Скоморошина, как бы следуя за эпосом, «переворачивает» в комическом духе величественные описания природы, гиперболические изображения богатырей и их подвигов, нарочито показывает подчеркнуто некрасивое, уродливое, нелепое. При этом скоморошина имеет тенденцию представлять ситуацию похожей на былинную, но изображать ее в мнимо героическом духе».
Список литературы
Виктор КАЛУГИН. Скоморошины и небылицы
Другие работы по теме:
Теория по Зайцеву
Н.А.Зайцев, как никто другой, понял, что абстрактно – логическая недоразвитость мозга ребёнка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, ведущих от тактильности, зрения, обоняния, интуиции.
Толстой л. н. - Москва в творчестве а. с. грибоедова и л. н. толстого
Кто был в Москве, тот знает Россию. Карамзин Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие слои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик.
Гоголь н. в. - Кто же такой хлестаков
По комедии Н. В. Гоголя Ревизор Комедия Н. В. Гоголя Ревизор стала новым шагом в исто рли русской драматургии. Во всем здесь чувствуется отступление от современных автору традиций.
Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности
Традиции византийского канона, на которых основывалась церковная культура Киевской Руси X—XI вв., продолжают развиваться в новых удельных самостоятельных княжествах — Новгородском, Владимиро-Суздальском, Смоленском, Полоцком, Рязанском.
Печорин
В предисловии к роману герой характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но все же по ходу повествования многие поступки Печорина находят свое оправдание.
В темном царстве драма Александра Островского Гроза
А. Н. Островский, как истинно талантливый художник, всегда актуален и современен. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Ревизор Гоголя
В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой‑нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта».
Гринев и Швабрин по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка 2 й вариант
В историческом романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращается к XVIII в., к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. На фоне этого события повествуется о любви молодого дворянина Петра Андреевича Гринева к дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой.
Стихотворение Лермонтова Листок
Стихотворение написано в последний год жизни поэта — 1841. Образ гонимого бурей листка появился в европейской литературе в конце 18 века и стал символом судьбы политического изгнанника. М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении продолжил эту тему. Оторванный «от ветки родимой» листок у поэта также является символом человека, вынужденного искать себе пристанище.
Хлестаков главный герой комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению.
Онегин и Печорин в Произведениях Пушкина и Лермонтова
Первые десятилетия XIX века отмечены появлением новой русской литературы. Произведения Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя стали образцами литературного искусства. В. Г. Белинский ставил им в заслугу то, что интересы их касались всех явлений жизни, что их герои — нормальные люди, взятые из повседневной жизни.
Народность творчества Александра Пушкина
"Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд, волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина", - пишет поэт Лев Озеров.
Жанровое своеобразие повести Горького Детство
В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой, основываясь на собственных фактах биографии, рассказал о становлении личности маленького человека. Это и определило своеобразие жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова Листок. Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Листок". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Лермонтов М.Ю. Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным.
Даль В.И.
Русский писатель, поэт, драматург, лексикограф, этнограф.
Слабая тара
Автор: Зощенко М.М. Нынче взяток не берут. Это раньше шагу нельзя было шагнуть без того, чтобы не дать или не взять. А нынче характер у людей сильно изменился к лучшему.
Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка 2
Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор: Пушкин А.С. Историческая повесть “Капитанская дочка” занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был беглый казак Емельян Пугачев, выдававший себя за чудом спасшегося Петра Третьего.
Размышления о Татьяне Лариной и идеале девичества XIX века
Неповторимость очарования пушкинских произведений. Оценка образа Татьяны в поэме "Евгений Онегин" с точки зрения идеала девичества того времени. Раскрытие образа Онегина через юный возраст героини. Мнения современных подростков о причине отказа Онегина.
Борута, Казис
Введение 1 Биография 2 Литературная деятельность 3 Переводческая деятельность 4 Важнейшие сочинения 5 Издания 6 Переводы 7 Библиография 7.1 Для детей
Барчук, Анатолий Трофимович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёр 3 Награды и признание Список литературы Введение Барчук Анатолий Трофимович — советский и украинский киноактёр, Заслуженный артист Украинской ССР (1983), Народный артист Украины (2007).
Ленский, Дмитрий Тимофеевич
Дми́трий Тимофе́евич Ле́нский (псевдоним; настоящая фамилия Воробьёв ; 1805, Москва — 9 (21) декабря 1860, там же) — русский писатель, переводчик, актёр; автор популярных в XIX веке водевилей.
Лже-Диоген
План Введение 1 Гибель Льва Диогена 2 Появление самозванца 3 Лжедиоген и Владимир Мономах. Гибель самозванца Список литературы Введение Лже-Диоген (? - 15 августа 1116) самозванец, выдававший себя за Льва Диогена, сына Романа IV Диогена и Евдокии. Убит.
Антонов, Владимир Иванович
План Введение 1 Биография 2 Роли в кино 3 Признание и награды 4 Факты Список литературы Введение Антонов Владимир Иванович — советский и украинский актёр, Народный артист Украины (1991).
Москва в творчестве АСГрибоедова и ЛНТолстого
Кто был в Москве, тот знает Россию. Карамзин. Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие слои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик.
На чём держится мир
«На чём держится мир?» – это, наверно, один из самых древних вопросов, который когда-либо задавали себе люди. Уже с раннего детства, как только человек становится способным выражать свои мысли, он начинает задумываться над тем, что есть мир, и что им руководит. Молодые родители часто слышат от своих детей вопросы: «Мама, а кто повесил на небо солнце?», «А кто сделал землю?» или «Откуда появился я?».
Даль Владимир Иванович
Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю - 10 ноября) 1801 в Луганске Екатеринославской губернии.
Вивальди
Братья Вивальди попытались добраться до Индии на корабле, обогнув Африку с юга. В мае 1291 года христиане потеряли свой последний оплот на Востоке город Сен-Жан д"Акр (Акка). Этим был положен конец крестовым походам.
Даль Владимир Иванович
Даль Владимир Иванович [1801—1872] — беллетрист и этнограф. Р. на заводе в Луганске, в семье доктора-немца. Отсюда его литературный псевдоним — Казак Луганский. В 1819 окончил морской корпус.
Владимир Иванович Даль
10 (22)ноября 1801 в местечке Лугань родился Владимир Иванович Даль. Его отец, Иван Матвеевич Даль (Jochan Christian von Dahl), родом из Дании, прошел курс наук богословского факультета в Германии.
Бажов Павел Петрович
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником.