Вадим Руднев
Ритм - универсальный закон развития мироздания. ХХ век очень многое внес в изучение биологических и космологических ритмов, ритмов в искусстве и в стихотворной строке.
Элементарной единицей наиболее простого ритмаявляется развернутая во времени бинарная оппозиция: Бог - дьявол, инь - ян, черное - белое, день - ночь, жизнь - смерть. У каждого народа эти универсальные ритмические категории могут различаться (см. картина мира) и ритм может быть гораздо более сложным и изощренным, чем чередование плюса и минуса. Ритмы накладываются друг на друга: солярные ритмы, лунные ритмы, годовые ритмы, ритмы эпох, эр (сейчас как будто заканчивается эра рыбы - христианская - и начинается эра водолея; каждая астрологическая эра занимает примерно две тысячи лет), юг (сейчас мы, по представлениям веданты, находимся в одной из самых неблагоприятных юг - калиюге; каждая юга занимает более 30 000 лет).
Чтобы показать, с одной стороны, специфику и, с другой - универсальность понятия ритма, обратимся к научной дисциплине, которая так и называется - ритмика. Это раздел стиховедения (см. система стиха), сформировавшийся в ХХ веке. Его основатель русский поэт Андрей Белый, изучавший ритмические варианты стихотворных размеров.
Так, например, 4-стопный ямб имеет теоретически восемь ритмических вариантов по соблюдению/несоблюдению ударности четных слогов. Вот они:
1. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Все удареныя соблюдены ("Мой дядя самых честных правил...").
2. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускается первое ударение ("Не отходя ни шагу прочь...").
3. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускается второе ударение ("Печально подносить лекарства...").
4. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускается третье ударение ("Легко мазурку танцевал...").
5. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускаются первое и третье ударения ("И выезжает на дорогу...").
6. 1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускаются второе и третье ударения ("И кланялся непринужденно...").
Остальные две формы практически не употребляются. И вот эти ритмические варианты создают неповторимый ритмический рисунок стихотворения, поэта, поэтической эпохи. Русский филологэмигрант, издавший свой замечательный труд о ритмике русских двусложных размеров на сербском языке, К.Ф. Тарановский, сформулировал следующую закономерность. Пропуски ударений имеют тенденцию расподобляться по интенсивности, начиная от конца строки, и эта волна спадает к началу строки. То есть самой частой, по этому закону, оказывается форма 4) "Легко мазурку танцевал". Последнее ударение в русском стихе всегда соблюдается, оно самое сильное (100 процентов). Предпоследнее ударение в русском стихе самое слабое (от 40 до 50 - 55 процентов), третье от конца сильнее предыдущего, но слабее последнего (примерно 75 - 85 процентов), первое ударение имеет такую же интенсивность. Волна затихает к началу строки.
Вероятно, Тарановский никогда не задумывался над тем, что сформулированная им закономерность имеет универсальный характер для любого ритма - угасание ритмической волны от конца к началу. Так, например, устроена классическая барочная сюита, которая имеет четыре обязательных номера-танца. Последний танец самый быстрый - жига, предпоследний - самый медленный - сарабанда, третий от конца и первый примерно одинаковы по живости - волна ослабевает к началу (аллеманда и куранта).
По тому же ритму живет фундаментальная культура. Таков так называемый маятник Дмитрия Чижевского, в соответствии с которым начиная с эпохи Возрождения ритмически чередуются два противоположных типа культуры - говоря кратко - ориентированная на содержание и ориентированная на форму (см. также реализм): *
ренессанс классицизм реализм
барокко романтизм модернизм
При этом ясно, что различие между реализмом и модериизмом является бесконечно большим, тогда как различие между барокко и Ренессансом иногда не вполне понятно. Например, трудно определить, к какому из этих направлений отнести Уильяма Шекспира.
Почему же все начинается с конца? Очевидно, по тому же, почему семиотическое время течет в противоположную сторону по сравнению со временем естественнонаучным. Потому что культура противопоставлена природе, она имеет наблюдателя, который ставит во главе угла себя - Я, здесь, сейчас (см. также прагматика).
Наиболее утонченно ритм проявляется в искусстве. Как писал Ю.М. Лотман, ритм - это возможность найти сходное в различном и определить различия в сходном.
Список литературы
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. - Л., 1972.
Тарановски К. Руски дводелни ритмови. - Београд, 1953.
Руднев П.А Введение в науку о русском стихе. - Тарту, 1989.
Руднев В. Опыт игры в бисер // Сегодня, 31 августа 1996.
Другие работы по теме:
Ритм
В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание.
Приспособленные ритмы жизни
Приспособительные ритмы жизни Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи и чередования времен года из-за вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ритмика внешней среды создает периодичность, т. е. повторяемость условии в жизни большинства видов. Регулярно повторяются как критические, трудные для выживания периоды, так и благоприятные.
Секс и зрелость
Для большинства мужчин полное удовлетворение от сексуальной активности заключается в достижении максимальных эрекций и оргазма, а женщины равнозначно оценивают как сам половой акт, так и атмосферу нежности и интимности.
Биоритмы сексуальные
Биоритмы сексуальные (синоним — биологические ритмы сексуальные), индивидуальные ритмические изменения половой активности в зависимости от факторов внешней среды, возрастных, конституционных особенностей и социальных условий.
Афанасий фет - шёпот робкое дыханье. ..
Изучая творчество Фета, мы уже заметили одну важную особенность его поэтики: он предпочитает не говорить о самом главном напрямую, ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример такого рода - стихотворение “Шёпот, робкое дыханье...”.
Цветаева m. и. - поэзия м. цветаевой напряженный монолог - Исповедь
Марина Ивановна Цветаева вошла в русскую литературу XX века как мастер лирического монолога. До появления на поэтическом небосклоне имени Цветаевой женская лирика была салонной, жеманной и, в сущности, малоинтересной. Цветаева ворвалась в мир русского стиха, как комета, наполнив его неслыханными до сих пор созвучиями и ритмами, в которых слышны летняя гроза, горечь любви, ярость покинутой женщины и множество других лирических аккордов, на которые до сих пор не осмеливались русские поэтессы.
Сальса
Сальса – дитя двух культур, европейской (вернее, испано-арабской), подарившей сальсе струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму и африканской, давшей сальсе барабаны и другие ударные инструменты.
Современные танцы
Здесь речь пойдет о модерн-танце, который появился в 20-хгг. XX века.
Anthrax
Под руководством Джонни Зи, главы независимого лейбла "Megaforce Records", квинтет выпустил в 1984 году первый диск "Fistful of metal". Несмотря на его безвкусно сделанную обложку, альбом попал в музыкальные обзоры.
Creedence Clearwater Revival
"Криденс" принесли с собой в мир рок-музыки совершенно новый музыкальный саунд: в основе их стиля лежала сильно утяжеленная смесь традиционного рок-н-ролла и ритм-энд-блюза.
Доброкачественная гиперплазия предстательной железы
Основное заболевание: доброкачественная гиперплазия предстательной железы, II стадия. Сопутствующие заболевания: хронический цистит, склероз шейки мочевого пузыря, папиллома шейки мочевого пузыря. Осложнения основного заболевания: ОЗМ.
Биоритмы человека
Первый ритм — космобиологические циклы. Следующий ритм — месячный, и связан он с фазами Луны. Третий ритм — годовой.
Инфекционные миокардиты
Любое инфекционное заболевание может осложниться миокардитом. Есть точка зрения, что для развития его необходимо прямое проникновение инфекции в миокард, но другие считают, что дело в аутоиммунном процессе (аутоаллергия).
Биологические ритмы
Многие факторы, определяющии физическую и умственную работоспособность, систематически изменяются в течение дня. В обычных условиях эти ритмы часто "маскируются" внешними влияниями.
Что такое настоящая дружба
«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Прутковая образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время бежит чрезвычайно быстро, когда ритм жизни приобретает неистовый темп, когда не хватает времени для общения, а телевидение часто заменяет его, как понять что есть Настоящая дружба? Не смешиваются ли эти отношения с поверхностными приятельскими, которые основываются на общности дел и отдыха?
Человек и время история в стихотворении Левый марш
Автор: Маяковский В.В. когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше? В. Маяковский Богатую глубокими мыслями и разнообразными чувствами лирику Маяковского можно сравнить с большим симфоническим оркестром, смело и достаточно громко исполняющим произведения. Любая поэтическая тема была поэту интересна, звучала ярко и отчетливо.
Ритм у віршах і прозі
Реферат на тему: Ритм у віршах і прозі Головною ознакою віршованої мови вважається ритм. Ритмом називається повторюваність однакових або подібних явищ через певні, сумірні відрізки часу.
Анализ стихотворения Брюсова Кинжал
Автор: Брюсов В.Я. Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.
Анализ стихотворения М.Цветаевой Тоска по родине
Автор: Цветаева М.И. У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к родине она пронесла через все беды, выпавшие на её долю. Неприятие поэзии Цветаевой, а также стремление поэта воссоединиться с эмигрировавшим мужем и стало причиной выезда Цветаевой за границу.
Капоэйра
Это загадочное боевое искусство и философия, танец и музыка, было давным-давно создано в Бразилии африканскими рабами. Споры о том, что же считать ее родиной – Бразилию или Африку, не утихают до сих пор.
Периоды развития видов
В прошедшие столетия были достигнуты большие успехи не только в установлении последовательности, но и в определении продолжительности периодов, ритма развития жизни. Этот ритм эволюции принципиально различен у разных организмов.
Сны и сновидения
Text Text Сон – периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных; характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Сон – периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных; характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов.
Биоритмы. Фотопериодизм
Фотопериодизм Фотопериодизм - физиологическая реакция организмов на суточный ритм освещения (соотношение длины дня и ночи). Встречается в растений и животных. Проявляется в колебаниях интенсивности физиологических процессов. Наибольшей степени фотопериодизм свойственный зеленым растениям, жизнедеятельность которых непосредственно зависит от световой энергии Солнца.
Гіпоталамус у період стресу
Реферат на тему: Біоелектрична активність трофотропної зони гіпоталамусу за умов довготривалого стресу Передній гіпоталамус є вищим центром регуляції вегетативних функцій, а його дія на ефектори має парасимпатичний ефект. Виходячи з досить складної будови гіпоталамусу і його зв’язків, було з’ясовано, що функціональне значення різних областей гіпоталамусу є надзвичайно різноманітним, а подразнення тієї чи іншої області гіпоталамусу завжди торкається вегетативної сфери.
Біологічні ритми
Живі організми як об'єктивні реальні форми буття. Хронобіологія – наука про біоритми. Екологічні і фізіологічні аспекти ритмічних процесів. Ритмічні добові коливання фізіологічних процесів у людини та біолектрична активність мозку і м`язової системи.
Биологические ритмы
Основными параметрами биоритмов. Ю.Ашофф (1984 г.) подразделяет ритмы: по их собственным характеристикам, таким как период; по их биологической системе, например популяция; по роду процесса, порождающего ритм; по функции, которую выполняет ритм.
Папа Григорий Великий
Св.Григорий ревностно собирал напевы разных христианских церквей. Сборник этих напевов, получивший название антифонария, как неизменное хранилище христианского пения был прикреплен цепью к алтарю церкви св.Петра в Риме.
Карл Бюхер
Бюхер Карл (Karl Bucher, 1874—) — выдающийся немецкий экономист, автор многочисленных трудов по истории первобытной культуры, народного хозяйства и рабочего движения.