Вадим Руднев
Лигвистическая апологетика - направление аналитической философии, своеобразная аналитическая философия религии, толкующая отношения человека с Богом как языковую игру.
В целом отношение философов-аналитиков к религии было сложным и со временем менялось. Если Бертран Рассел открыто заявлял о своем атеизме, пропагандируя его в дискуссиях со священнослужителями и в статьях, составивших его известную книгу "Почему я не христианин", то отношение Витгенштейна к религии не было столь однозначным. По убеждениям ему было ближе всего толстовство. На фронте первой мировой войны он носил в своем ранце толстовское переложение "Евангелий" (солдаты называли его "человек с Библией"), а в 1930-е гг. читал в Кембридже лекции о религии, восстановленные и опубликованные его учениками.
Для ранней аналитической философии, то есть для логического позитивизма (см.), отношение к религии и к Богу было таким же, как ко всем прочим проблемам традиционной философии, то есть оно не признавалось реальной философской проблемой.
Однако в 1930-е гг., когда логический позитивизм себя исчерпал, а особенно в 1970-е гг., когда философия лингвистического анализа подвергала анализу все подряд (подобно семиотике и структурной поэтике (см.), вопрос о Боге опять был поднят и появилось самостоятельное ответвление аналитической философии - лигвистическая апологетика во главе с философами-аналитиками У. Хадсоном и Д. Филипсом.
Лигвистическая апологетика говорит, что для того чтобы ответить на вопрос, существует ли Бог, надо разобраться в одном из сложнейших языковых предикатов - слове "существовать". Поскольку существование одновременно является предикатом и квантором (см. математическая логика), то здесь сразу возникает парадокс. То есть если мы хотим сказать: "Бога не существует", то мы тем самым утверждаем: "Существует такая вещь, как Бог, которая не существует" (подробно см. существование).
Лигвистическая апологетика обратилась к сочинениям позднего Витгенштейна. Д. Филипс подчеркивал, что "философия призвана не апологетизировать религию и защищать веру, а всего-навсего описать их, проанализировать "грамматику" религиозного языка, прояснить всякого рода путаницу, связанную с употреблением слова "Бог", снять необоснованные и фальшивые претензии предшествующей религиозной апологетики".
На вопрос, является ли Бог реальностью, У. Хадсон отвечал, что надо каждый раз определять, что именно понимается под словом "реальность", ибо в различных языковых играх это слово приобретает различные значения.
Наконец, и сама религиозная "речевая деятельность" рассматривается лигвистической апологетикой как языковая игра с достаточно условными, но необходимыми для верующих правилами (ср. описание Л. Н. Толстым церковной службы в романе "Воскресение").
Верующий и атеист играют в разные языковые игры: слова, которые они употребляют, имеют разное значение. Можно сказать, что они не один и тот же мир видят по-разному, но видят разные миры.
Определяющую роль в формировании лигвистическая апологетика сыграла теория речевых актов Дж. Остина. Сила воздействия религиозного языка на верующего стала рассматриваться в терминах успешности / неуспешности. Молитва - речевой акт: для того чтобы молитва дошла до Бога, она должна быть успешной, обладать исчерпывающей "иллокутивной силой". Для этого необходим ряд условий, например искренность верующего, принадлежность его к той или иной конфессии и т. п.
На старый вопрос, существует ли Бог, лигвистическая апологетика отвечала вопросом "Существует в какой языковой игре, в каких модальностях?" Для верующего Бог существует прежде всего в модальности просьбы, то есть в императиве ("хлеб наш насущный дай нам на сей день"). Религия, говорит лигвистическая апологетика, не описывает факты, а сама является частью совокупности форм жизни, совокупного экзистенциального опыта.
Список литературы
Вейш Я.Я. Аналитическая философия и религиозная апологетика. - Рига, 1991.
Другие работы по теме:
Шпоры по философии, билеты
Билет №8. Аристотель: учение о форме и материи, понятие о сущности вещи. Для А сущность вещи, общая вещь, эйдос вещи прибывает только в вещи и является неотъемлемой. Вещь вполне самобытна, и именно она обладает подлинным бытием и изучению подлежат как раз сами вещи. А интересует жизнь вещи. Для объяснения многообразия мира он использует категории материи и форм.
Любовь как христианская добродетель
Общеобразовательное учреждение Высшего профессионального образования «Белгородский университет потребительской кооперации» Факультет среднего профессионального образования
Средневековая философия 11
12. Средневековая философия Средне века (с I по XV - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия.
Положения средневековой философии
Возникновение средневековой философии. Два основных источника своего формирования. Древнегреческая философия и Священное писание. Патристика.
Философия в отсвете мифа
Статья французского философа Ж.-Ж. Вюнанбурже "Принципы мифопоэтического воображения" является попыткой самоопределения философии к мифу - одному из возможных источников ее возникновения и жизненного осуществления.
Філософія середньовіччя
Теоцентризм середньовічної філософії й основні етапи її розвитку. Проблема віри і розуму та її вирішення. Виникнення схоластики і суперечки номіналістів і реалістів про універсалії. Основні філософські ідеї Фоми Аквінського та його докази буття Бога.
Философский анализ западноевропейской культуры
Взаимосвязь западной и российской культуры в философии В.В. Зеньковского. Формирование критики западноевропейской культуры и цивилизации. Философский смысл концепции православной культуры, ее значение для понимания современных проблем развития России.
Теория познания как апологетика
Современная теория познания, хотя она всегда сознательно ведет свое происхождение от Канта, в одном отношении совершенно изменила завету своего учителя.
Раннехристианские апологеты
Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia).
Вероучительные книги
Каждое христианское исповедание имеет свои вероучительные книги. Сюда относятся книги символические, которые излагают развернутый символ веры — основы данного верования и являются руководящими в ве-роучительной жизни церкви. Почти все христианские церкви имеют такие книги. Секты обычно таких книг не имеют.
О некоторых причинах отвержения христианства
Должны ли нехристиане стать христианами только потому, что кто-то произносит набор цитат или умных мыслей про Христа и Евангелие? Так ли всё просто: услышал и поверил? Какие причины мешают людям сделаться христианами?
Основные религиозные направления
Система организации и управления православных церквей. Особенности православного вероучения. Социальная концепция русского православия. Православие и проблемы духовной культуры. Модернизация вероучения и культа.
Релігієзнавство
Релігійна свідомість — ставлення віруючих до світу, виражене в системі поглядів, почуттів, смисл яких становить віра у надприродне. Суттєвими ознаками релігійної свідомості є образність, символічність, інтимність, утаємниченість, надприродну сутність.
Этнопсихологическая школа
Этнопсихологическое направление в американской этнографии. Интерес к психологии и психиатрии. Обращение деятелей этнопсихологической школы к психологическому фактору культуры. Принципиальное отличие позиции этнопсихологической школы от "исторической".
Качественный анализ музыки как вида искусства
Общая характеристика и особенности музыки как вида искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой. Роль музыки как фактор развития личности. Звук как материал, физическая основа построения музыкального образа. Мера громкости музыкального звука.
Значение символизма в русской литературе
Остро развернувшиеся сейчас дискуссии о значении различных течений западного модернизма, о возможности развития в этой среде крупных художников непосредственно связаны и с определением ценности символизма как русской формации модернизма.
Наука, культура и религия
Исходным пунктом философских размышлений средневековья стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке.
Фуэнтес-и-Гусман, Франсиско де
Франси́ско Анто́нио де Фуэ́нтес-и-Гусма́н (исп. Francisco Antonio de Fuentes y Guzmбn, 1643—1700?) - гватемальский историк и поэт креольского происхождения. Сохранилась единственная его работа «Флорида, или Избранное напоминание» («История Гватемалы»). Сведения о его жизни скудны.
Тетчеризм в политической жизни
В британской политической жизни прочно утвердился термин тетчеризм. Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь Маргарет Тетчер, а также ее специфический стиль руководства.
Наука конституционного права
Введение. 2 1. Понятие науки конституционного права и ее система. 3 2. Предмет и метод науки конституционного права. 5 3. Становление и развитие науки конституционного права. 8
Аш Шолом
Аш Шолом [1880–] — еврейский писатель, романтик умирающего польского еврейского местечка. Р. в Кутно (Польша), дебютировал в 1900 в еженедельнике «Иуд» новеллой «Мойшеле» на еврейском яз. Первые годы писал по-гебраистски.
100 філософських шкіл
Назви філософських шкіл, течій та напрямів Час їх заснування Країна, місто, заклад, де почалася їх історія Представники цих шкіл, напрямів Філософські ідеї, проблеми, які були у центрі їхньої уваги